Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Армяне в Европе – прямое свидетельство геноцида в Турции

Хильда Чобоян - председатель Европейской комиссии «Ай Дата» АРФ Дашнакцутюн, а ныне Европейской Армянской Федерации справедливости и демократии - известна своей активной общественной деятельностью, которую ведет на протяжении нескольких десятков лет. Ее родители - выходцы из Киликии. Родилась и выросла она в Алеппо в окружении сирийской армянской диаспоры, окончив армянскую школу, переехала во Францию, где получила высшее образование и где живет до сих пор.

В моем представлении она – классический пример деловой женщины, женщины-политика и женщины - хранительницы очага. Только границы ее очага выходят за рамки одной семьи и объединяют множество армянских семей по всей Европе.

– Г-жа Чобоян, чем была вызвана необходимость создания Европейской Армянской Федерации справедливости и демократии (ЕАФСД), если уже существовала возглавляемая Вами Европейская комиссия «Ай Дата», перед которой, как я понимаю, стояли примерно те же задачи?
– Чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно проследить историю создания Европейской комиссии «Ай Дата», которая в 2002 году была преобразована в Европейскую Армянскую Федерацию справедливости и демократии. С 1985 года в Европе началось активное сотрудничество комиссий «Ай Дата» АРФ Дашнакцутюн, действующих в Англии, Германии, Австрии, Франции, Греции, Италии, Швейцарии и других европейских странах. Главной целью такого взаимодействия было добиться признания Европарламентом геноцида армян в Османской империи. Велась очень интенсивная работа в этом направлении. В результате 17 июня 1987 года Европарламент принял резолюцию, в которой признавался факт геноцида армян в Османской империи в 1915-1917 годах. С 1999 года был проведен ряд собраний армянских европейских организаций, после которых АРФ Дашнакцутюн приняла решение о необходимости создания единой Европейской комиссии «Ай Дата». И в 2001 году во Франции такая комиссия была создана. Ее целью было представление в европейских странах армянского вопроса. Почему она была преобразована в Европейскую Армянскую Федерацию? Мы пришли к выводу, что название «Европейская комиссия «Ай Дата» неправильно воспринимается. Создавалось ложное впечатление о том, что комиссия - это объединение всего нескольких людей, которые работают в данном направлении. Реальность же была иной. На тот момент уже почти во всех европейских странах действовали комиссии «Ай Дата», а там, где их не было, эту работу осуществляли отдельные люди и институты. Организовав Европейскую Армянскую Федерацию справедливости и демократии, мы в самом названии закрепили факт объединения всех уже действующих организаций.
– Какие задачи поставлены перед федерацией?
– ЕАФСД - это общественная неправительственная организация, которая отстаивает соблюдение прав человека, положений международного права и прав армянского народа. Ее цель – на политическом уровне представлять интересы всех европейских армянских общин. Речь идет о том, чтобы поднять вопросы, волнующие армян диаспоры, на качественно иной уровень и довести до европейских организаций. ЕАФСД зарегистрирована во Франции, центральный ее офис располагается в столице Европы - Брюсселе. Представительства есть почти во всех странах ЕС. Я повторяю, что наша цель – не организация работы в каждой из европейских стран, а направление усилий уже действующих там армянских организаций в единое русло, чтобы стать влиятельной силой в Европе. Речь идет о политической организации армян, живущих в Европе.
– Не является ли создание Европейской Армянской Федерации реакцией на объединение Европы?
– Действительно, с объединением европейских стран в Единую Европу мы начинаем говорить о европейских армянах и той федерации, которая представляет их интересы. В октябре прошлого года в Европарламенте мы впервые организовали конгресс с участием около 150 членов европейских армянских организаций и отдельных представителей. В повестке дня были три основных вопроса: развитие отношений между Арменией и Европой, членство Турции в ЕС и его последствия для европейских армян и развитие армянской культуры в Европе. В этом году в сентябре в Европарламенте мы организовали конференцию, посвященную вступлению Турции в ЕС, в которой приняли участие политические и общественные деятели, специалисты, а также представители турецкой стороны.
– Официальные представители?
– Нет, официальных представителей там не было. Нам было интересно, есть ли среди европейских турок люди, усилия которых направлены на признание их страной геноцида армян. И, как оказалось, есть. Причем они не только говорят: «Да, был геноцид, и давайте закроем эту страницу», - а напротив, заявляют о необходимости официального признания и осуждения, несения ответственности за его последствия. В основном это правоведы. Некоторым из них запрещен въезд в Турцию.
Такие люди есть, и что самое главное – их немало среди турецкой интеллигенции. Показательным представляется предстоящий в декабре суд над турецким писателем Памуком Охраном, который был вынужден отказаться от своих слов о геноциде армян. Через какие трудности пришлось пройти турецким историкам, чтобы в сентябре в Стамбуле провести научную конференцию, посвященную этому болезненному и для них вопросу. Знаете, немецкий режиссер-документалист Кристоф Беккель на один из российских кинофестивалей привез картину «След отца» о зверствах немецких солдат в России. И, когда его спросили, зачем он это делает - ответил словами Брехта: «О своем стыде и позоре каждый народ должен рассказывать сам». Если бы не печальные события в Османской империи в начале XX века, мы бы вряд ли сейчас говорили о многочисленной армянской диаспоре в той же Франции или Америке.
В Европе просто не было бы такого числа армян, а их около миллиона, если бы, спасаясь от резни, они не бежали в пределы соседних государств. Армяне в Европе – это во многом прямое свидетельство геноцида. Молодые европейские армяне представляют уже четвертое, пятое поколение этих армян. И в этой связи память европейских армян должна стать частью истории Европы, так как четыре поколения армян, которые родились и выросли в Европе, такие же полноправные граждане, как и остальные европейцы. Геноцид армян – вопрос не армянского, а общечеловеческого значения, и для Европы он очень болезненный, так как массовое истребление армян проводилось с молчаливого согласия и европейских держав. Поэтому Европа не может сказать, что это не наша проблема и решайте ее в пределах Армении. Европа также несет ответственность за признание и осуждение геноцида. Этот вопрос должен занимать отдельное место в армяно-европейских отношениях и должен быть освещен в европейских школьных учебниках.
Очень хотелось бы верить, что осведомленность может предотвратить повторение зверств. Мне запомнились слова известной немецкой правозащитницы доктора Тесы Хофманн о том, что немцы предпочитают скорее говорить о вовлеченности своей страны в события того времени и ее ответственности, надеясь, что Турция последует примеру Германии и публично покается. После принятия Бундестагом резолюции о резне армян Хофманн одна из первых отметила, что это не «турецкое поражение» и не «армянское достижение», а шаг на пути предупреждения и наказания за преступление геноцида. В христианской традиции, покаявшись, человек обретает моральное право на дальнейшее развитие и процветание. Мне кажется, что европейцы вполне осознают степень своей ответственности, и свидетельство тому - резолюция Европарламента от 28 сентября. За этот документ проголосовала большая часть депутатов.
Это далеко не первая резолюция, которую принял Европарламент. Только в 2004 году депутаты одобрили три резолюции по этому вопросу, который является постоянным предметом обсуждения в Европарламенте. Резолюция от 28 сентября была принята за шесть дней до начала в Люксембурге переговоров о вступлении Турции в ЕС. Она призвала Анкару признать геноцид армян 1915-1917 гг. в качестве предварительного условия для членства в ЕС. Этот документ имеет огромное политическое значение именно потому, что представляет волю европейских народов.
Мне кажется, о воле европейцев свидетельствует признание геноцида французами, бельгийцами, греками, итальянцами, немцами и другими народами. Россия стала одной из первых стран, признавших геноцид. Десять лет назад Госдума России осудила организаторов геноцида 1915-1922 гг. и выразила признательность армянскому народу. Думаю, армяне больше, чем кто-либо, хотят закрыть эту трагическую страницу в своей истории.
– Г-жа Чобоян, сотрудничает ли Европейская Армянская Федерация с российскими армянскими организациями?
– Мы поддерживаем отношения с Московской региональной организацией «Русско-армянское содружество» (РАС). Несколько раз в год мы встречаемся с руководителем РАС Юрием Навояном и обмениваемся информацией. Но, знаете ли, здесь речь не идет о сотрудничестве, так как вопросы, которыми занимаемся мы и они, кардинально отличаются. Мы имеем дело с армянской диаспорой - со «спюрком», т.е. с организованной армянской общиной. На Западе существует совершенно определенное представление о том, что российская армянская община является самой неорганизованной. В России нет армянской диаспоры в классическом понимании этого слова. Если армяне не будут сплочены вокруг церкви и если структура их организации не будет охватывать все слои армянского населения, то говорить об организованной диаспоре невозможно. Есть принципиальная разница между армянской диаспорой на Западе и новыми армянскими общинами на постсоветском пространстве, создание которых в основном вызвано экономическими причинами. Мои родители - выходцы из Киликии. Отец в 18 лет переехал в Алеппо. На протяжении всего дня он работал в каменоломне, а вечером вместе с другими армянами строил школу для армянских детей. В удостоверениях личности армян, спасшихся от геноцида, которых приняла Европа, - нансеновских паспортах - стояла печать «Без права возврата». Эти люди должны были своими руками все создавать. Перед ними стояли совершенно иные задачи. Первые 20 лет они еще надеялись на возвращение в Армению, но после волны репатриации в 1947 году, когда многие вернулись обратно, в ту же Францию, многое прояснилось. СССР не был нашим государством, родину заменила армянская культура. Все начинается со школ. Без них уже второе поколение теряет язык.
– Какая сегодня европейская армянская молодежь, то есть уже четвертое поколение живущих там армян?
– Разная, как и везде…Можно говорить о разных степенях национального самосознания, как о внутреннем качестве человека, наделяющем его чувством ответственности. В начале октября, когда в Люксембурге проходила демонстрация против членства Турции в ЕС, в ней приняло участие очень много молодых людей из различных европейских стран. Степень их воодушевления заставляла усомниться в том, что они представляют четвертое поколение европейских армян. Национальное самосознание европейской армянской молодежи носит позитивный характер. Лучший способ их собрать – организовать культурное мероприятие с танцами и песнями. Параллельно мы проводим «круглые столы», в которых принимают участие те, кого они заинтересовали. В конце мая мы организуем первый музыкальный фестиваль армянской молодежи Европы. В нем примут участие исполнители как джаза, рэпа и рока, так и народных произведений. Фестиваль пройдет под открытым небом. Там же будут организованы «круглые столы» по проблемам соблюдения прав и свобод человека, в которых кроме специалистов и общественных деятелей примут участие и молодые люди.
– Как представитель российских армян, я немного завидую своим соотечественникам на Западе, которые имеют четкое представление о том, какой должна быть диаспора. Отдельные ее представители могут быть замечательными, но чтобы голос массы был услышан, нужен поистине гениальный дирижер. Как удается поддерживать здоровый дух в этом организме?
– Организм человека не может полноценно функционировать, если у него нет позвоночника. В условиях диаспоры этим позвоночником становится национальная партия. АРФ Дашнакцутюн является выразителем национальной воли, и главная ее цель – объединение и организация армян, так как наша сила в единстве. Если бы не было партии, мы не могли бы говорить об организованной диаспоре. Речь идет не о членстве - партии никогда не бывают многочисленными - вопрос в способности распространить свое влияние в диаспоре, а оно действительно большое. Когда в 1995 году в независимой Армении АРФ Дашнакцутюн была запрещена, знаете, кто выразил наибольший протест в диаспоре? Простые люди, которые никогда не были членами партии, и представители интеллигенции, которые традиционно воздерживаются от участия во всякого рода политических объединениях. Диаспора, которая в течение десятков лет воспитывала своих детей образами Арарата, Армении, Севана и Вана и говорила, что они армяне, а потом вдруг услышала от официальных властей Армении о том, что они на самом деле иностранцы, – конечно, эта диаспора была поражена.
– Но ведь сейчас ситуация изменилась, и, возможно, в скором будущем западные армяне при желании смогут стать гражданами Армении.
– Вопрос в том, что будет означать быть гражданином Армении, – если речь пойдет о полноценном гражданстве, то да, конечно. Сейчас западная молодежь очень активно едет в Армению, многие в качестве туристов. Там у них появляются друзья, складываются отношения и так далее. Все зависит от условий, которые будут созданы. XXI век – век диаспор. Посмотрите, что сейчас происходит: по всему миру образуются огромные по численности диаспоры. И наш опыт в этом плане очень интересен. Так, из всех диаспор, которые создавались параллельно с нашей, т.е. в начале прошлого века, армянская до сих пор считается одной из самых организованных. Существует определенная армянская модель развития диаспоры. Возможно, XXI век внесет в нее свои коррективы, но на сегодняшний день данность такова, и с нею надо соглашаться.

Беседу вела Диана Мкртчян, специально для газеты «Ноев Ковчег»

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении