Место религии в политике Северного и Южного КавказаОбсуждение места религии в текущих политических событиях на Северном и Южном Кавказе было темой международной научной конференции, организованной Кавказским институтом СМИ. В ходе конференции обсуждались темы, связанные с религией и внешней политикой, религиозным фактором в государстве, роль религии и политики в вопросах формирования общественного мнения.
Как отметил профессор Монмаутского университета (Нью-Джерси, США) Тадеуш Свечиховски,
исламский фактор в Азербайджане не играет решающей роли в формировании политики
государства. «Ислам является государственной религией, незакрепленной конституцией,
но влияет в основном на провинцию. Центр в основном космополитичен. В стране
есть последователи ваххабитов, которые сконцентрированы в Нардара-не, где в
последнее время были беспорядки. Вместе с тем Азербайджан является перекрестком
распространения исламских путей из Ирана и далее на Запад», - считает профессор.
По его словам, различие между суннитским большинством и шиитским меньшинством
в Азербайджане наблюдается только в Южном Азербайджане, население которого тяготеет
к Ирану.
Что касается Грузии, то, по мнению директора Центра по развитию и сотрудничеству
Ив-лиана Хаиндравы, в настоящее время Грузинская православная церковь (ГПЦ)
является государственным институтом. Это положение закреплено в ст.9 конституции
Грузии, где сказано, что ГПЦ играет исключительную роль в стране. «Церковь в
Грузии освобождена от НДС и налога на прибыль. Она получает $450 тысяч из бюджета,
специального президентского фонда и бюджета Тбилиси. По поправке к конституции
от 30 марта 2001 года ГПЦ -единственная из конфессий, обладающая конституционными
правами», - подчеркнул Хаиндрава. Он напомнил, что в прошлом году между президентом
Грузии Эдуардом Шеварднадзе и католикосом-патриархом Илией II был подписан своего
рода конкордат, предусматривающий реституцию истори-
ческих памятников. «Президент Грузи и в настоящее время доверяет только католикосу,
ибо интронизация последнего происходила в 1977 году, когда первым секретарем
ЦК КП Грузии был он. В напряженной внутриполитической ситуации в Грузии Илия
II -единственный человек, на поддержку которого может рассчитывать Шеварднадзе»,
- сказал грузинский политолог.
По последним статистическим данным, 80% населения Грузии принадлежат к ГПЦ,
5% -Армянской Апостольской церкви, 10% - мусульмане, 1,25% -католики, 0,75%
- езиды. Говоря о ситуации в Панкисском ущелье, Ивлиан Хаиндрава выразил мнение,
что ваххабизм там не имеет того значения, которое ему приписывают российские
СМИ. «Это локальная проблема, и решится она тогда, когда чеченские беженцы смогут
вернуться в места постоянного проживания», - отметил Хаиндрава.Такой же локальной
и преувеличенной проблемой считает и возвращение турок-месхе-тинцев другой грузинский
политолог Паата Закареишвили. По его словам, грузинские власти не чинят никаких
проблем по возвращению, все трудности носят чисто экономический характер.
Выступивший на конференции историк Эдуард Мелконян обратился к роли Армянской
Апостольской церкви (ААЦ) в связях между Арменией и диаспорой. По его словам,
наличие двух престолов ААЦ - Киликийского и Эчмиадзинского приводит к резкой
поляризации общественности диаспоры. «Католи-косат Великого Дома Киликий-ского
поддерживает партия «Дашнакцутюн», в то время как позиции другой традиционной
армянской партии рамкавар-азатакан сильны в епархиях, подчиненных Эчмиадзинскому
Католикосату. Это приводит к тому, что диаспора в большинстве своем разобщена»,
- отметил Мелконян. Историк подчеркнул, что все попытки властей Армении как-то
сблизить оба Престола ни к чему не привели. В качестве примера Мелконян привел
избрание Киликийского католикоса Гарегина II Католикосом Всех армян в 1995 году.
Ожидаемого сближения не произошло, ибо Католикос Гарегин I был избран под давлением
первого президента Армении ЛевонаТер-Петросяна. В настоящее время, по мнению
Мелко-няна, отношения между Католи-косатами довольно напряженные. «Однако стороны
в основном придерживаются нейтралитета и предпочитают не вмешиваться в государственные
дела», - сказал он.
«ДЕ-ФАКТО»
|