Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Новый импульс двусторонним отношениям

ИНТЕРВЬЮ ПОСЛА УКРАИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ ВЛАДИМИРА ТЯГЛО ГАЗЕТЕ «НОЕВ КОВЧЕГ»

— Исполнился год Вашей дипломатической деятельности. Каковы его итоги и оценки?
— Действительно, немногим больше года прошло с момента вручения мною верительных грамот Президенту Республики Армения. Этот год был насыщен напряженной работой, направленной не только на сохранение положительной динамики в политическом сотрудничестве наших государств, но и придание двусторонним контактам в этой сфере качественно новых черт. Сразу хотел бы заметить, что моя деятельность на посту Чрезвычайного и Полномочного Посла началась в тот период, когда украинско-армянские отношения стали превращаться в одно из основных направлений внешней политики Украины в кавказском регионе. Украинское государство стремится развивать свои отношения с РА на основе дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, исходя из схожести базовых внешнеполитических принципов сторон и взаимных торгово-экономических интересов как в двусторонней сфере, так и на Южном Кавказе в целом.

В этой связи хотелось бы отметить следующее. Прежде всего, предметом моей профессиональной гордости является проведение официального визита Президента Украины в Армению в октябре 2002 года. Главным политическим итогом визита стало подтверждение отсутствия принципиальных противоречий в двусторонних отношениях. Президенты задекларировали готовность сторон и в дальнейшем развивать межгосударственные отношения на основе взаимовыгодного сотрудничества, уважения национальных интересов и в соответствии с принципами международного права. По итогам переговоров на высшем уровне была зафиксирована общность позиций относительно необходимости консолидации усилий мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом. Было подтверждено, что национальным интересам обоих государств отвечает укрепление стабильности и безопасности в региональном и международном масштабе.
Как во время визита, так и практически в ежедневной работе Посольства важное место занимает проблематика карабахского урегулирования. Украина является заинтересованной стороной в скорейшем мирном, политическом урегулировании ситуации вокруг Нагорного Карабаха, что позволило бы реанимировать взаимовыгодное региональное и трансрегиональное сотрудничество. В реализации этой задачи наша страна готова принять самое деятельное участие.

В этом контексте хотелось бы подчеркнуть, что позиция Украины относительно карабахского вопроса, о чем неоднократно заявляло высшее руководство моей страны, вполне соответствует позиции Минской группы ОБСЕ и доминирующему отношению к вопросу НКР со стороны мирового сообщества. Украина поддержит любой, исключительно мирный, вариантурегулирования, который будет приемлемым для обеих сторон конфликта. Вместе с тем мы надеемся, что решение данной проблемы будет происходить на основе соблюдения армянской и азербайджанской сторонами основополагающих принципов международного права, с учетом членства обоих государств в Совете Европы. За прошедший год несомненно усилились отношения конструктивного взаимодействия Украины и РА в международных организациях. Мы благодарны армянской стороне за поддержку Украины при рассмотрении на Парламентской Ассамблее Совета Европы украинского вопроса. При этом и Украина оказала соответствующую поддержку при рассмотрении на сентябрьской сессии Ассамблеи (2002 года) мониторингового отчета по Армении. Мы надеемся на продолжение отношений взаимоподдержки в Совете Европы, особенно в нынешний период, когда внимание данной организации направлено на ход выполнения нашими странами своих обязательств перед СЕ. Продолжают углубляться наши взаимоотношения и на уровне ОЧЭС, которую наши страны считают эффективным механизмом налаживания регионального сотрудничества и средством преодоления политических проблем между странами региона. Наконец, учитывая, что на январском саммите СНГ (2003 г., Киев) президент Л.Кучма был избран председателем Совета глав государств Содружества, мы надеемся на продолжение совместных усилий наших стран, направленных на создание зоны свободной торговли СНГ. Что касается экономической сферы, то с удовлетворением хотел бы отметить достижение позитивной динамики в двусторонней торговле в 2002 году: удалось не только сохранить положительные тенденции в торговых отношениях, зафиксированные в 2001 году, ной добиться дальнейшего роста объематоварооборо-та. Так, внешнеторговый оборот товарами и услугами между нашими странами в 2002 году увеличился в сравнении с прошлым периодом на 7,9 млн. дол. США, составив 44,5 млн. дол. При этом экспорт украинских товаров увеличился в 1,5 раза и составил 33,4 млн. дол США; экспорт же армянскихтоваров вУкраину значительно (на 31 %) снизился, что, думаю, не может не беспокоить руководство Украины и Армении. Поэтому уверен, что закреплению и дальнейшему углублению положительных тенденций в торгово-экономическом сотрудничестве и в то же время - преодолению некоторого спада в экспортно-импортных операциях должны способствовать, прежде всего, усилия сторон по реализации совместных взаимовыгодных проектов. Среди указанных проектов, прежде всего, хотел бы отметить несомненно перспективные направления сотрудничества в энергетической сфере - такие, как поставка из Украины запасных частей для модернизации энергетических объектов Армении, привлечениеукраинскихспециалистов по техническому обслуживанию данных объектов; совместная разработка и внедрение энергосберегающихтехнологий, а также альтернативных источников энергии. На самом высоком уровне украинская сторона неоднократно подтверждала свою заинтересованность в участии в строительстве газопровода «Иран-Армения», например путем поста-воктруб необходимого диаметра, компрессорного и насосного оборудования. Ныне прорабатываются планы совместной деятельности в сфере сельского хозяйства - прежде всего по созданию оптовых складов продукции агропромышленного комплекса как на территории Армении, так и на территории Украины. И, конечно же, обе стороны будут продолжать совместные усилия, направленные на дальнейшее повышение эффективности функционирования паромной переправы «Ильи-човск-Поти-Батуми», которая, в основном, и обеспечивает потребности двусторонней торговли. Отрадно, что по итогам 2002 года объемы перевозок грузов через переправу выросли почти в 2 раза и составили около 160 тыс. тонн. Разумеется, в двусторонних отношениях остаются как пока нерешенные проблемы, так и не полностью использованный потенциал сотрудничества. Однако уверен, что сконцентрированность сторон на решении актуальных вопросов прежде всего экономического характера будет способствовать сглаживанию определенных различий между внешнеполитическими задачами Украины и РА. В этом контексте хотелось бы подчеркнуть, что Украина с пониманием относится к основным интересам РА на международной арене, связанным с мирным разрешением карабахского конфликта, проблемой геноцида, разблокированием транспортных коммуникаций на Южном Кавказе. Мы надеемся, что Армения также будет осознавать наличие у Украины ее особых внешнеполитических интересов, в том числе связанных с развитием двустороннего сотрудничества со всеми государствами Южного Кавказа.
— Каковы перспективы сотрудничества Армении и Украины в рамках ОЧЭС в свете недавнего саммита министров иностранных дел стран-участниц Организации?
— Как я уже отмечал, и Украина, и Армения едины в оценке ОЧЭС как эффективного механизма многостороннего сотрудничества на региональном и трансрегиональном уровне, что должно внести весомый вклад в социально-экономическое развитие Южного Кавказа.
Исходя из актуальных задач дальнейшего развития Организации, очерченных на недавно проходившем в Ереване заседании министров иностранных дел ЧЭС, хотел бы выделить три основных направления, по которым наши страны могли бы плодотворно сотрудничать в данном формате. Прежде всего, это содействие развитию торговых отношений между странами-членами Организации, возобновление свободного транспортного сообщения между ними, создание совместных предприятий под эгидой ОЧЭС, осуществление мероприятий в сферах борьбы с организованной преступностью, защиты окружающей среды, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Во-вторых, уверен, наши страны заинтересованы в повышении статуса ОЧЭС в системе международных организаций. В этом контексте особую важность приобретает активизация отношений ОЧЭС-Европейс-кий Союз, что позволит Организации Черноморского сотрудничества сыграть значительную роль в построении новой архитектуры европейской безопасности. Данный вопрос станет одним из основных на двусторонних консультациях по проблематике отношений Украины и Армении с ЕС, проведение которых запланировано на текущий год. Наконец, наши страны едины в том, что ОЧЭС должна стать неотъемлемой составляющей укрепления безопасности и стабильности в регионе Черного моря. И наше двустороннее политическое взаимодействие будет осуществляться также с учетом этой важнейшей задачи.
— В октябре прошлого года в рамках официального визита Президента Украины в Армению было подписано Соглашение о военном сотрудничестве между Украиной и РА. Какие конкретные шаги предусмотрены в этом направлении?
— Хотел бы проинформировать, что на данный момент украинская и армянская стороны фактически уже завершают внутригосударственные процедуры, необходимые для введения в действие указанного соглашения.Само же заключение Соглашения о военном сотрудничестве (а также подписание в рамках этого же визита межправительственного Соглашения о взаимной охране секретной информации) ознаменовало собой открытие еще одного направления взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами.

Подписание данных документов создало необходимую договорно-правовую базудля взаимодействия и обмена опытом в таких сферах, как международная безопасность и оборонная политика, военное строительство и реформирование вооруженных сил, военная наука и образование, военное законодательство, военная медицина. Предусматривается также обмен визитами на уровне министров обороны, обучение военнослужащихАрме-нии в вузах Украины, проведение совместных культурно-спортивных мероприятий.
— Есть мнение, что Армения и Украина не могут полноценно сотрудничать, находясь в различных блоках - ОДКБ и ГУ У AM. Можете ли Вы опровергнуть это мнение?
— Мне известно, что армянская сторона время от времени выражает обеспокоенность двусторонним и многосторонним сотрудничеством Украины в рамках ГУУАМ, что, по ее мнению, при определенных условиях может стать негативным фактором для развития украинско-армянских отношений.Убежден, что вокруг этой темы достаточно много инсинуаций, неточностей, вызванных несбалансированной оценкой национальных интересов каждого из государств.

Скажу прямо: никакого негативного влияния на отношения Украины и Армении быть не должно. Разве ГУУАМ и ОДКБ являются враждебными структурами? Или же, по крайней мере, стратегические цели и задачи этих организаций противоположны? Разумеется, нет.Во-первых, и ГУУАМ, и объединение государств, подписавших указанный Договор, появились с целью противостоять де-зинтеграционным процессам, возникшим на постсоветском пространстве. Появились наряду с иными различными формами объединения бывших советских республик.

Во-вторых, обе эти организации, каждая по-своему, вносят существенный вклад-либо вэко-номическом аспекте, либо в военном - в укрепление стабильности и поддержание отношений конструктивного сотрудничества между государствами Содружества.Не мне судить о достижениях ОДКБ. В любом случае Украина с пониманием относится к участию Армении в Договоре о коллективной безопасности, тем целям, которые стремятся достичь государства-члены ОДКБ в борьбе против терроризма и иных угроз всеобщей безопасности. Что же касается ГУУАМ, то создание региональной зоны свободной торговли, превращение ГУУАМ в одно из самых перспективных связующих звеньев между Европой и Центральной Азией, атакже Средним Востоком является основной задачей этого объединения. Реализация указанных перспектив может и должна стать объединяющим фактором для всех стран Южного Кавказа.Однако важно отметить и другое. Несмотря на членство Украины и РА в различных объединениях, убежден: дальнейшее развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества остается первоочередной задачей для обоих наших государств. Да и опыт нашего сотрудничества в ОЧЭС свидетельствует о возможности конструктивного взаимодействия Украины и Армении на уровне международных организаций.
— Что делается между нашими странами на уровне СНГ?
— Как я уже говорил, Украина надеется, что деятельность Президента Л.Д.Кучмы на посту председателя Совета глав государств СНГ должна придать новый импульс развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества Украины со странами-членами Содружества, в том числе и с Республикой Армения. Оба наших государства являются твердыми сторонниками создания зоны свободной торговли СНГ, что, в частности, предполагает и полноценное использование транспортных коммуникаций на всем пространстве Содружества. Хотел бы выразить надежду, что Армения присоединится к инициативе Украины, Российской Федерации, Беларуси и Казахстана сформировании на основе зоны свободной торговли Единого экономического пространства СНГ и создании в конечном итоге Организации региональной интеграции. Полная свобода передвижения товаров, открытые транспортные пути, гармонизированная таможенная политика - думаю, что данные перспективы функционирования Единого экономического пространства полностью отвечают потребностям социально-экономического развития Республики Армения.

Беседу вела Карине Тер-Саакян, Ереван

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении