Сексуальная виртуальностьНа прошедшем недавно в Италии кинофестивале показывали один японский фильм о сексе, который, по словам некоторых критиков, заслуживал особого внимания. «IKU» — так назывался фильм. Вкратце дело вот в чем: на Земле остались только андроидные репликан-ты, которые вытеснили человеческую расу. Основное занятие репликантов — секс. А все потому, что предки этих самых репликантов 5ыли сконструированы людьми для удовлетворения своих порнографических фантазий.
Время действия в фильме — недалекое будущее, когда наши ближайшие потомки реально
смогут создать подобных андроидов. Скорее всего, через одно поколение. Самое
забавное в фильме (а, может быть, самое пророческое) в том, что андроиды не
занимаются сексом в полном смысле этого слова. Я хотел сказать «нормальным»
сексом, с ко-горым все мыв той или иной степени знакомы. Они принимают специальные
таблетки под названием «момояма», активизирующие память. И в памяти андроидов
оживают картинки самых неистовых эргазмов, которые когда-либо испытывали. Кто
испытывал? Репликанты? Да нет, мужчины и женщины, некогда их сконструировавшие.
Андроиды обмениваются порноинформацией через компьютер, тщательно избегая физического
контакта между собой. Полученную информацию архивируют на своих персональных
биодисках. Процесс запоминания сопровождается виртуальными образами и движениями,
напоминающими аэробику.
После просмотра фильма, признаюсь, я не зразу собрался с мыслями, теряясь в
догадках, что же такое я только что увидел: фантастику или самую что ни на есть
реальность?
Разве мы, предполагаемые предки этих андроидов, не проводим все больше и больше
времени в виртуальной реальности? Даже в плане секса. В этом нам в немалой степени
помогает реклама, которая господствует в сфере коммуникации. А поскольку секс
представляет собой квинтэссенцию коммуникации, то реклама старается прочнее
связать себя с сексом, вплоть до создания единого эбраза в реальном, то есть,
простите, в виртуальном восприятии человека.
Реклама превыше всего. Во всем, начиная непосредственно со времени, которое
она занимает в телевизионном эфире. Она проникает повсюду и уже диктует выбортелевизионных
программ. Именно ее ритм, язык, эстетика начинают формировать го, что мы видим
каждый вечер на экране, когда после рабочего дня устраиваемся поудобнее в кресле
у телевизора. В этот момент, когда мы чувствуем усталость и нас уже клонит ко
сну, а наши ощущения притупляются, мы почти беззащитны и безоружны перед гипнотизирующим
экраном.
Писатели-романисты, журналисты, режиссеры /же создают свои произведения в формате,
продиктованном потребностями рекламы, ее схемами, ее паузами. Даже трансляции
спортивных состязаний приспосабливаются к нуждам рекламы. Хотя, на мой взгляд,
спорт не идет ни в какое сравнение с сексом.
Вся остальная реклама имеет непосредственное отношение к сексу. Выставляется
ли он напоказ или же на него только намекают, представляется ли он в картинке,
которая видна через замочную скважину, или же присутствует в образе чувственной
домохозяйки. Какими убедительными становятся предложения, какими заманчивыми
обещания.
После того японского фильма мне показалось, что у нас много общего с его героями-репликантами.
Нас захлестывает информация о сексе, а мы часто не в состоянии реализовать наши
сексуальные желания. Мы также увлечены беспощадной борьбой между реальным и
виртуальным миром и зачастую оказываемся в плену виртуальной реальности. На
выходе из кинотеатра мне бросается в глаза огромный щит с рекламой женского
белья: на нем молодая женщина беззастенчиво выставляет напоказ свои роскошные
формы. Существует ли эта красотка в реальности? Очень может быть. И не исключено,
что кого-то она могла осчастливить своей красотой. Но на ее изображение смотрят
миллионы глаз, и для них ее красота доступна только в мечтах.
Впрочем, кое-кто уверен, что реальные женщины ничем не отличаются от рекламных
образов. Такие люди силой берут то, что маняще обещают и никогда не выполняют
рекламные образы. Насилие становится как бы компенсацией, средством, при помощи
которого открывается выход из виртуальности и человек возвращается в реальный
мир.
Джульетте Кьеза
|