Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Торос Рослин

В наше время большая редкость, чтобы исследователь, занимающийся творчеством художника, уже находящегося в глубинах истории, хотя бы приблизительно соответствовал ему, его мировосприятию своим собственным внутренним миром, своим нравственным и психологическим строем.

Автор книги о Торосе Рое-лине Ирина Рубеновна Дрампян происходит из известной семьи (она дочь выдающегося армянского искусствоведа и художественного критика, создателя Национальной картинной галереи Армении), ученица крупнейшего историка искусства В.Н. Лазарева, уже много лет занимается искусством Киликийской Армении.

Наконец-то в столице нашей страны появилась книга, изданная роскошно и с высоким вкусом (хотя эти два понятия редко выступают вместе и чаще мы бываем свидетелями безвкусной роскоши), которая так и называется «Торос Рос-лин». В монографии говорится об истории Киликийского армянского государства и о культуре этого времени, о художественных основах киликийской книжной живописи и устанавливается ее генетическая преемственность армянской миниатюрой более ранних веков, проводятся параллели с византийской книжной живописью.

Обращаясь к творчеству художника, автор добросовестно и скрупулезно дает обзор всей имеющейся на сегодняшний день литературы о Росли-не. Большой интерес вызывает глава, посвященная биографии художника, где на основе скудно сохранившихся документальных свидетельств, прежде всего в памятных записях Рос-лина, сделана попытка логически точными и убедительными умозаключениями восстановить даты и некоторые обстоятельства его жизни.

В основном разделе книги, посвященном искусству художника, рассмотрены художественные принципы иллюстрирования и декоративного убранства рукописей Тороса Рослина, иконография сюжетных миниатюр, дается анализ изобразительного языка его живописи и образа человека в его искусстве.

Следует особо отметить значение главы «Анализ художественного языка живописи Тороса Рослина», отличающейся высоким научным уровнем исследования, где с редким профессионализмом освещены такие важные искусствоведческие проблемы, как пространственное решение миниатюр, с наглядно представленными геометрическими схемами, композиционные принципы, также снабженные целым рядом аналитических схем, зримо иллюстрирующих характер композиционных конструкций,с различными ритмическими решениями, продиктованными смысловым содержанием отдельных сцен.

Язык Ирины Дрампян не обладает словесным блеском тех известных искусствоведов XX в., которые, вооружившись возможностями различных других наук, создавали видимость точности своих исследований. Ценность ее работы в широком охвате явлений культуры, и эта особенность была характерна и для ее предыдущих книг, прежде всего для монографии «Фрески Кобайра».

Для меня также очень важно, что автор этой книги высоко ценит роль личности и в средневековом искусстве не все объясняет влиянием лишь традиции или канона. Как бы ни был силен канон, мастер подчинялся также собственному, индивидуальному художественному чутью и, кроме того, следовал принципам эстетики самой книги: гармонии отдельной страницы и разворота, уравновешенности текста и миниатюр.

В Армении и в мире немало выдающихся культурных ценностей. Но насколько они интересуют стоящего на вершине высокой пирамиды технического прогресса современного прагматически настроенного человека? Вот в чем вопрос.

Мартин Микаелян, искусствовед

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении