Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Все, что вы хотели узнать о Джигарханяне,но стеснялись спросить

Книг, монографий об Армене Джигарханяне вышло немало. Недавно Нина Цыркун написала еще одну, очень неплохую. Однажды, когда автор этих строк спросил у знаменитого и всеми любимого актера, почему он сам о себе не напишет (ведь это так модно сегодня), тот ответил, как в свое время Фаина Раневская: «Если бы я написал книгу, то это была бы «книга жалоб». И тем не менее книгу он написал, в соавторстве со старым приятелем Виктором Дубровским. И отнюдь не «книгу жалоб». Вышла она в издательстве «ACT-ПРЕСС» и называется «Я одинокий клоун».

Почему «клоун»? Армен Борисович часто так себя называет. В интервью, в беседах. Это, как он признается, внутреннее самоощущение. Думается, хорошее самоощущение. Побольше бы таких «клоунов» в родных отечествах. И в том, и в этом.
Так вот. Выход книги совпал с другим, не менее, а может быть, более важным событием. Открылся наконец новый драмтеатр на 500 мест под руководством Армена Джигарханяна. Тот самый кинотеатр «Прогресс» возле метро «Университет», который так долго переделывали в театр. Прежний «теремок»у«Спортивной»

помнят многие; худо-бедно, а просуществовал он пять лет, и на его сцене шли такие запомнившиеся спектакли, как «Последняя лента Креппа», «Возвращение домой», «Ревизор», «Закрой глазки, расскажу тебе сказки»...
Презентацию книги приурочили к открытию театра. Или открытие приурочили к презентации - не важно. Важно, что зал был набит битком и настроение у всех было праздничное. Огорчало только отсутствие виновника торжества. Нара Борисовна, сестра и новая помощница Армена Борисовича,успокоила меня, сказав: ничего страшного, усталость, нервы и все такое, так что решил дома отлежаться.

Давали премьеру, «Она в отсутствии любви и смерти» Э.Рад-зинского в постановке Ю.Иоффе. В главной роли - Ольга Кузина, очень самобытная актриса. Я видел ее в спектаклях «Закрой глазки, расскажу тебе сказки» и «Фигаро» и, может статься, не очень к ней объективен, поскольку она в «обойме» тех молодых актрис, которых я люблю и о которых время от времени пишу.
Книга «одинокого клоуна» лежала на коленях раскрытая, и взгляд мой перебегал от нее к сцене и обратно. За многолетнюю практику интервьюера я мало встречал актеров, которые умели бы так точно и афористично выражать свои мысли. Брать интервью у Армена Борисовича - одно удовольствие: его устный текст не требует редактуры, он всегда продуман и содержателен. Остается только задать тему и записывать вслед за ним слово в слово. А тему он подхватывает любую. О театре, кино, литературе, о женщинах, о любви, о добре и зле, о жизни и смерти...

«Я верю в загробную жизнь. Верю, что встречу там своих близких, тех, кого люблю. Я очень на это надеюсь...»
«Единственная новость на земле -это сам человек...» «Сначала надо полюбить Дездемону, чтобы потом ее потерять, задушив...»

А еще среди многих десятков актеров, которых я встречал, с которыми общался и дружил, с трудом могу припомнить двух, трех, от силы четырех, которые всегда искренни, говорят, что думают, не подыгрывая народу, власти, зрителям. Сама профессия такова, что с годами располагает к фальши, к игре на публику. Сохранить в ней самого себя довольно сложно. Даже очень хорошие актеры - это по сути талантливые имитаторы, редко имеющие собственное мнение. Чаще им кажется, что оно у них есть. Как сказал один режиссер, хороший актер - это податливая глина, из которой можно вылепить все что угодно. Будучи очень хорошим актером, Джигарханян слепил сам себя, сохранив собственную человеческую неповторимость, личнос-тность, мудрость (не вообще стариковскую, а индивидуальную и только ему присущую). Иногда шутят: это оттого, что он долго играл Сократа. А я думаю: это оттого, что он в свое время оторвался от своей среды, где все так или иначе похожи друг на друга, и попал в среду чужую, где была возможность остаться самим собой. Есть два способа добиться любви. Когда ты таков, каким тебя хотят видеть. И когда ты совсем не таков. Добиться любви во втором случае очень нелегко, но если уж добьешься, то это будет настоящая любовь.

...А на сцене между тем кипели страсти. Хлопали двери,проговаривались тексты, Она и Он встречались и разбегались, а некий музыкант страдал от ревности... Сопереживать пока было некому.

«Если ты каждым выстрелом поражаешь цель, значит, эта цель недорого стоит. Значит, ты выбрал не ту профессию...»

Кстати, о профессии. Армена Борисовича не раз спрашивали, почему он, как многие другие актеры, уже заслуженные, уже народные, не возьмется за режиссуру. Он неизменно отвечал, что каждый должен заниматься своим делом. Но совсем недавно его заинтересовали чеховские «Три сестры». Всерьез заинтересовали. Его не устраивала академическая мхатовская трактовка пьесы с ангелоподобными барышнями в белых платьях. У Чехова они совсем другие, считает Джигарханян. Вовсе не томно вздыхающие бесполые существа. «Три сестры» - это жесткая и бес-пощадная пьеса, написанная врачом, которому ведомы и человеческие пороки, и человеческие болезни.

Встречаю в книге фразу: «Может, когда-нибудь и сам рискну, попробую что-нибудь самостоятельно поставить...» Уже рискнул. К открытию театра готовилась премьера «Трех сестер». Готовилась долго, тяжело. Но ее перенесли на январь. Одну из сестер будет играть Ольга Кузина, другую - Елена Ксено-фонтова (которая уже знакома читателям «Ноева Ковчега»). «Иногда талант путают с элементарной наглостью. Развязность принимают за раскрепощенность. Талант стыдлив...»
Вновь поднимаю голову и вижу Бабу-Ягу в чем мать родила. На самом деле это Ольга Дубоссарская, которая раньше в театре играла Бабу-Ягу. Это фактически ее дебют в большом спектакле. Раньше дети каменели от страха. Теперь окаменели взрослые, и было отчего. Нет, все на месте, и даже очень на месте. Не знаю, как вы, а я люблю актрис, умеющих стыдливо обнажаться. Не все умеют, уверяю вас. Дав собой полюбоваться, она накинула на себя халат, но молодой человек снова раздел ее, подхватил на руки и стал целовать. В общем, страсти продолжали кипеть, и я, по-прежнему не сопереживая никому, вновь погрузился в чтение.

«В каждом деле свои законы. В нашем - закон таинства. Как в религии...Всей душой восстаю против вторжения в закулисную жизнь актера...»

Армен Борисович охотно дает интервью. Но только в тех рамках, какие сам для себя определил. Он почти никогда не рассказывает о своей личной, семейной жизни. В современной столичной журналистике это редкий случай, когда корреспондент очень осторожен с персонажем - не дай Бог обидеть, вторгнуться туда, куда его не приглашали. И не потому, что боятся. Джигарханян не станет судиться. Он просто с самого начала не допустит, чтобы было нарушено таинство. Однажды в моем присутствии девушка из «МК-бульвара» брала у него интервью. Видно было, что при других обстоятельствах и с другими звездами она ведет себя достаточно прытко ( иначе не работала бы в этой редакции), а тут сидела тихо как мышка, вся обратившись в слух. Иногда пыталась вставить вопрос или перевести разговор на другую тему. Но замолкала на полуслове и продолжала слушать, как загипнотизированная. Проговорив минут сорок, Армен Борисович сам спросил: «Так что ты хотела узнать?» Лихорадочно подбирая слова, она сказала: «Кто на вас повлиял... ну... я имею в виду из тех великих людей, которых вы встречали». Он улыбнулся: «Я многих встречал, и многие казались мне умными. Но сегодня, в 67 лет, могу сказать... Кстати, а сколько тебе лет?» «Двадцать три»,-ответила девица. «А на вид не больше семнадцати. Не правда ли?» - призвал он меня в свидетели. Девица расцвела. «Ну так вот, девочка моя, сегодня могу сказать, что видел в своей жизни двух по-настоящему умных людей: это мой учитель Армен Гуллакян и писатель Вильям Са-роян. Слышала о таких?» Девица неуверенно кивнула. «Ну вот и замечательно, - завершил разговор интервьюируемый.- Надеюсь, ты довольна». Девица активно закивала, забрала свой диктофон и вышла из кабинета, как выходят из церкви - задним ходом, спиной к двери, короткими шажками, не сводя глаз с «иконы». Армен Борисович смотрел ей вслед, и с лица его не сходила добрая и озорная улыбка...

На следующий день после спектакля я позвонил ему домой.

— Как вы, Армен Борисович?

— Ничего. Отлежался, таблетки попил. Ерунда. С понедельника уже буду в театре. Праздник закончился, начинаются будни. Так что не пропадай, заходи...

«Казалось бы, я - взрослый человек, занимаюсь несерьезными вещами. Проживаю чужую жизнь, умираю, воскресаю, плачу, смеюсь... Однако в момент игры мне все равно, что подумают обо мне люди. Я - одинокий клоун. Это образ, самоощущение».


Руслан Сагабалян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении