Фрид Согоян: «Мой главный интерес в искусстве — человек»Указом Президента Российской Федерации В. Путина выдающийся скульптор Фридрих Мкртычевич Согоян удостоен звания народного художника России. В добавление к имеющимся у Согояна званиям заслуженного художника Армении, заслуженного деятеля искусств Украины и лауреата Ленинской премии это новое признание его заслуг в изобразительном искусстве венчает непрерывное восхождение художника к высоким образцам творчества.
Талант Согояна одним из первых громогласно оценил Евгений Вучетич, автор всемирно
известного монумента Солдату-освободителю в Берлине. В 60-е годы XX века в бывших
союзных республиках ежегодно проводились художественные выставки. Лучшие работы
отбирались для показа в Москве на выставке всесоюзной. Комиссию Союза художников
СССР, приехавшую в Ереван для отбора лучших работ, возглавлял Вучетич. Он ходил
между представленными произведениями и показывал пальцем: это, это, это... Имена
авторов были скрыты под девизами. Когда подвели итоги, оказалось, что все указанные
Вучетичем работы принадлежат одному человеку: Согояну. Свое мнение о молодом
скульпторе мастер выразил в надписи на подаренной ему своей книге «Художник
и жизнь»: «Молодому и талантливому человеку, скульптору с гигантскими творческими
перспективами Фридриху Согояну с наилучшими пожеланиями». Это было в 1965 году.
В начале семидесятых началась подготовка к мемориалу в Киеве, посвященному
Победе. Созданием колоссального проекта руководил Вучетич. Он собрал множество
молодых талантов и поручил разработку отдельных частей будущего комплекса разным
творческим группам.
Согояну в качестве авторского проекта достался эпизод форсирования Днепра.
Проект был завершен уже после ухода Вучетича из жизни. Фрида (так его звали
друзья) удостоили Ленинской премии.
Прошедшую войну он отразил и во многих других своих работах.
— Наш основной художественный материал — камень и металл, — говорит Фрид. —
То есть то, что наиболее долговечно. Сам Бог велел запечатлевать в них крупнейшие
события, величайших людей. У каждого из нас есть произведения, которые выделяешь
из всех других. Я лично очень люблю свой памятник юным солдатам Отечественной
войны — соловецким юнгам в Архангельске. Но я не баталист, мой главный интерес
в искусстве — человек со своим характером, своим местом в истории. Вот почему
подавляющее число моих работ — портреты. Независимо от меня сложилась галерея
образов, связанных общностью судьбы и отношения к жизни. Это необыкновенно важно
прежде всего для себя самого: вот с какими людьми я прожил жизнь, ел хлеб и
пил вино.
Выдающийся невропатолог Левон Бадалян, первооткрыватель сибирской нефти Виктор
Муравленко, здравствующие ныне Элина Быстрицкая, академик футбола Никита Симонян...
А вот небольшая скульптура — пожилой мужчина держит на руках молодую женщину:
это его безвременно ушедшая супруга Лена, а мужчина — он сам, Фрид, для которого
любимая женщина остается вечно молодой. Это гимн любви, сильнее я никогда не
видел. Прошло время, многое из созданного Фридом Лена так и не увидела, но она
может быть спокойна: его дом наполнен ею, он сохранил его, один вырастил двух
их сыновей, талантливых скульпторов.
Мне глубоко запала в душу мысль Фрида, почему он выбрал скульптуру делом своей
жизни: «Когда даже музыка и театр оставались относительно долго «не для всех»,
скульптура уже служила, как теперь говорят, массам. Целые исторические периоды
носят названия господствовавших в те времена скульптурных и архитектурных стилей
— коринфский, ионический... Неслучайно мы определяем лицо иной страны и иного
города по тому, как они «смотрятся»...
Значительная часть произведений Фрида посвящена Армении, ее людям, ее взлетам
и трагедиям. Его скульптура памяти армянского землетрясения — взволнованная
мать с ребенком на руках — установлена в Вашингтоне перед Белым домом. Тысячи
и тысячи людей приходят ежедневно поклониться к его мемориалу «Оставленным могилам»
на Армянском кладбище в Москве, напоминающему о трудной судьбе армян на разных
дорогах мира.
Сегодня работы Фрида можно увидеть в его родном Гюмри и Спитаке, в далеком Самарканде
и на легендарном поле у Прохоровки — месте величайшего танкового сражения Отечественной
войны. Так сложилось, что большинство его последних работ стоят в Москве, где
«прописана» нынешняя творческая мастерская Согояна. Это памятник жертвам «ленинградского
дела», грандиозный монумент «Геологам-первооткрывателям». Московская городская
Дума приняла решение создать новый памятник соловецким юнгам в Москве на площади
Соловецких юнг в Измайлове. Открытие его намечено в дни празднования 60-летия
Победы. «Я с трепетом работаю над ним», — говорит Согоян.
И еще одна идея не дает Фриду уснуть в наши дни. Он делает один за другим варианты
будущей композиции с условным названием «Третьему тысячелетию». Мать в одной
руке держит ребенка, в другой, вытянутой, — маленький земной шар. Материнство,
детство и спокойный полет планеты во Вселенной — таким видит третье тысячелетие
этот вечный труженик с беспокойным сердцем.
Георгий Меликянц, обозреватель газеты «Известия», доктор исторических наук
|