Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Ново-Нахичеванская и Российская епархия ААЦ

В жизни российских армян Армянская Церковь, как и всюду, играла самую заметную роль. Армянские храмы существовали почти во всех российских общинах, а потому жизнь здесь строилась именно вокруг Церкви – как символа и средоточия национального единства, как важнейшего фактора сохранения национального духа, облика и языка.

Первая епархия Армянской Апостольской Церкви в России образовалась в 1717 г. с епархиальным центром в Астрахани, поэтому и называлась Астраханской. Ее формированию во многом способствовала прорусская ориентация армянского народа и внешняя политика России на Востоке, начатая Петром I. В состав новой епархии входили все армянские церкви на территории Российской империи, а кафедрой Предводителя служила церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) в самой Астрахани. Первым Предводителем епархии стал архиепископ Степаннос Галатаци, направленный сюда Католикосом Аствацатуром I, стремившимся наладить тесные контакты с российскими политическими кругами. Уже в тот период кандидатуры предводителей епархии согласовывались с российскими властями, что свидетельствует о важной роли епархии в российско-армянских отношениях на всех уровнях.
Российскую епархию Армянской Апостольской Церкви учредил Католикос Симеон I Ереванци в 1773 году – в период правления императрицы Екатерины II. В 1809 году на территориях, завоеванных Россией в Балканской войне с турками, император Александр I своим Указом основал Армянскую епархию Бессарабии с центром в городе Яссы. Однако по Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., когда территории между реками Прут и Днестр вошли в состав Российской империи, Бессарабская губерния с центром в Кишиневе осталась за Россией, а Яссы отошли к Османской Турции. Так новым центром Армянской Церкви в России стал Кишинев.

Еще через 18 лет епархия была реорганизована Указом императора Николая I от 30 апреля 1830 года. По данному Указу учреждались Нахичеванская и Бессарабская епархии, центром которых некоторое время оставался Кишинев. Епархия включала в себя все армянские церкви, «находящиеся в С.-Петербурге, Москве, в губерниях Новороссийских и в области Бессарабской», которые отделили от Астраханской епархии. В состав нового образования вошли также приходы Дона, Крыма, Малороссии. В юрисдикции Астраханской епархии остались Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Средняя Азия. К 1842 г. на территории Российской империи уже насчитывалось 36 кафедральных, приходских и кладбищенских армянских церквей. Одна только Астраханская епархия имела 23 храма. В новом названии епархии стал фигурировать город Новая Нахичевань (ныне район в составе города Ростова-на-Дону), к тому времени ставший одним из важных национальных центров и игравший видную роль в жизни российских армян. В 1895 году епархиальный центр был перенесен сюда и, таким образом, в ХIХ столетии в России существовали две епархии – Астраханская, а также Ново-Нахичеванская и Бессарабская.
После Октябрьской революции 1917 г. армянские церкви на территории России закрывались одна за другой, часть была разрушена. В этот период в структуре ААЦ произошли некоторые административно-территориальные изменения. Поскольку Бессарабия отошла к Румынскому королевству, армянские церкви Бессарабской губернии соединились с армянской епархией Румынии. Ново-Нахичеванская епархия с центром в Ростове-на-Дону постепенно сузилась до территории Дона.

В конце ХIХ века армянские общины Центральной Азии были присоединены к Бакинской епархии, в результате чего была сформирована Бакинская и Туркестанская епархия Армянской Церкви. Пределы Астраханской епархии сузились до территории Северного Кавказа и Поволжья, и она была переименована в епархию Северного Кавказа и Астрахани. Новым епархиальным центром стал город Армавир, основанный нашими соотечественниками и названный так в честь одной из древних столиц Армении.
В Советской России существовали две епархии Армянской Апостольской Церкви – Ново-Нахичеванская с центром в Ростове-на-Дону, Северо-Кавказская и Астраханская с центром в Армавире. Такая структура сохранялась до середины ХХ века.
5 мая 1956 г. в Москве вновь открылся единственный из сохранившихся здесь армянских храмов – построенная в ХVIII веке кладбищенская церковь Сурб Арутюн (Св. Воскресения), которая стала центром отдельного прихода.
На Национально-Церковном Соборе, состоявшемся в 1962 году в Св. Эчмиадзине, армянские церкви России были представлены двумя отдельными делегациями – епархией Нового Нахичевана и Северного Кавказа и Московским приходом.
В 1966 году указом Католикоса Всех Армян Вазгена I была образована Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Церкви, ставшая результатом объединения Астраханской, Ново-Нахичеванской и Северокавказской епархий с Московским приходом, а сама Москва превратилась в новый епархиальный центр.

До начала 1990-х гг. Российская и Ново-Нахичеванская епархия имела 7 храмов – в Москве, Санкт-Петербурге, Армавире, Ростове-на-Дону, Чалтыре (село в Ростовской области), Владикавказе и Буденновске (бывший город Сурб Хач). После падения тоталитарного режима Армянская Церковь вновь заняла приличествующее ей место в жизни российских армян; распахнулись двери храмов, вокруг которых вновь сосредоточилась национальная жизнь.
13 января 1997 г. указом Католикоса Всех Армян Гарегина I крупнейшая из епархий ААЦ, Ново-Нахичеванская и Российская, была разделена на три епархии – Ново-Нахичеванскую и Российскую с центром в Москве, епархию Южной России с центром в Краснодаре и епархию Украины с центром во Львове.
С 2000 года Российскую и Ново-Нахичеванскую епархию возглавляет епископ Езрас (Нерсисян), который одновременно является Патриаршим Экзархом в России. При Главе епархии действует Епархиальный совет, в который помимо духовных лиц входят видные общественные деятели. В Москве строится Кафедральный храм епархии.
В составе епархии сформированы три викариата: Северо-Кавказский, Ростовский и Северо-Западный. Ростовский викариат Армянской Апостольской Церкви объединяет общины Ростова-на-Дону, Астрахани, Волгограда, Саратова. Большую ценность представляют храмы в армянских селах Шаумянского района Ростовской области, построенные еще в 60-е гг. XIX века. Северо-Западный викариат включает в себя церковные общины Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также российского Севера.

Ввиду значительного роста армянского населения в России возникла необходимость строительства храмов даже в самых отдаленных регионах Российской Федерации – Омске, Томске, Красноярске и других крупных городах. Сегодня в составе Российской и Ново-Нахичеванской епархии зарегистрировано больше 40 церковных общин, 27 из которых находятся непосредственно на территории Российской Федерации.
В каноническом подчинении епархии находятся также армянские церковные общины некоторых государств, возникших на территории бывшего СССР – Молдовы (Кишинев), Беларуси (Минск), государств Центральной Азии (Туркменистан, Узбекистан), Казахстана, стран Балтии (Литва, Латвия, Эстония).

Беларусь. Местная армянская община официально зарегистрирована в 1989 г. (перерегистрирована в 1992). Общину представляет культурно-образовательный центр «Айастан». С 1992 г. в Минске действует воскресная школа, где преподаются армянский язык и история армянского народа. Издается журнал «Анив» («Колесо»).
Молдова. В 1802-03 гг. в городе Оргев была построена церковь Сурб Аствацацин. В это же время в Кишиневе возвели другую церковь и также освятили во имя Пресвятой Богородицы. В 1991 г. церковь была отреставрирована усилиями братьев Гулканян и в 1993 г. переосвящена. В 1912 г. в Бельцах была построена церковь Сурб Григор Лусаворич, которая некогда перешла в ведение католиков, но в 1997 г. была переосвящена вновь и передана в юрисдикцию Эчмиадзинского католикосата. В 1812 г. армянская община Молдовы вошла в состав Бессарабской, а в 1830 – Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии.
Туркменистан. Духовная жизнь армян в Туркменистане стала формироваться в последней четверти ХIХ века. Первая армянская церковь была построена в Ашхабаде в 1884 г. (освящена в 1887). В дальнейшем были построены церкви в городах Кзыл-Арвад, Красноводск, Теджен. К 1910 году уже в пяти городах Туркменистана действовали армянские церкви, при которых были открыты приходские школы. Сначала армянские церкви в Туркменистане и всей Центральной Азии относились к юрисдикции Шемахинской епархии. Требованием царского правительства армянские церкви региона были в 1892 году переведены в юрисдикцию Астраханской епархии, а позднее введены в состав Азербайджано-Туркестанской епархии. После утверждения советской власти в Туркестане (как и во всем регионе) армянские церкви закрылись, некоторые были разрушены, имущество реквизировано, а священники подверглись репрессиям.
Узбекистан. Первая армянская церковь в Узбекистане была освящена во имя Пресвятой Богородицы (конец ХIХ в.). Католикос Всех Армян Мкртыч I Хримян отдельным кондаком благословил купца Тадеоса Овсепяна, на средства которого храм был возведен. В 1903 году в Ташкенте была построена церковь Сурб Рипсимэ, а в 1910 воздвигли храм в Коканде. В начале ХХ столетия были построены церкви в Андижане и Бухаре.
В августе 1995 года на средства местного благотворителя Артура Мартиросяна в Самарканде после капитального ремонта и реставрации был освящен храм Пресвятой Богородицы. Имеется также церковь Сурб Филиппос в Ташкенте.
Казахстан. Армянским общинам в Алма-Ате и Кустанае выделены земельные участки для строительства церкви.
Страны Балтии. Армянские церковные общины в прибалтийских республиках (Литва, Латвия, Эстония) действуют в составе Северо-Западного (Санкт-Петербургского) викариата Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ.
Литва. Литовская армянская община официально зарегистрирована в 1994 г. В том же году в Вильнюсе было создано религиозное объединение «Сурб Вардан» и выбран церковный совет. Тогда же стали действовать его филиалы в городах Каунас и Висагинас.
Латвия. Первая попытка создать армянскую общину здесь была предпринята в ноябре 1988 г., когда во время общего съезда армян Латвии в Риге было основано Латвийско-Армянское общество (ЛАО). В июле 1993 г. в составе Ново-Нахичеванской и Российской епархии была зарегистрирована Рижская община Армянской Апостольской Церкви. В 1997 г. в столице Латвии усилиями группы благотворителей была возведена церковь Сурб Григор Лусаворич.
Эстония. Армянская национальная жизнь здесь стала зарождаться в конце 1980-х гг. В 1989 году были официально зарегистрированы армянские Культурные общества в Таллине и Тарту. В ноябре 1993 года армянское религиозное объединение в Таллине вошло в состав Эстонского церковного совета. В 1994 г. совет Евангелической церкви в Эстонии передал в безвозмездное пользование армянской общине сроком на 99 лет здание богадельни ХVI-ХVII вв., которое было перестроено и ныне действует как армянский храм Сурб Григор.

Армен Меружанян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении