Встреча с великим мастером каменного ваянияМоя долгожданная встреча с кудесником ваяния из камня, удивительным, неповторимым художником Божьей милостью, великим Мастером Николаем Багратовичем Никогосяном наконец-то состоялась.
Вот и обитель Мастера. Здание неожиданно высокое, когда пытаешься охватить
его взглядом снизу доверху, глаза невольно вбирают и текстуру камня кладки,
и свежую небесную синеву. Холодно. Во дворе сиротливо стоят голые деревья, опушенные
инеем. Мы с Робертом Баблояном степенной походкой следуем во двор, не спеша
открываем калитку ворот и сразу же окунаемся в ауру классических мелодий, которыми
встречает нас дом. Мы уже внутренне готовы встретиться с чудом творчества… «Нас
еще не приняли, но нас уже ожидают», – полушепотом говорит Роберт… Озираюсь
– пока что нас встречают одни только каменные изваяния вдоль тропинки в дом,
и эти скульптуры, одушевленные великим Мастером, оживают, во всяком случае,
так мне кажется. Нестерпимо хочется поскорее увидеть автора этих удивительных
работ… Вспомнилось высказывание Константина Гамсахурдиа в его «Деснице великого
мастера», характеризующее истинного грузинского героя – «…он полностью владеет
своим духом и телом, но при этом остается джентльменом и гостеприимным хозяином,
галантным, щедрым и хлебосольным для друга и беспощадным для врага».
Тот же давний кавказский обычай увековечен в возвышающейся над Тбилиси скульптуре
«Матери-Грузии» с чашей вина в одной руке для друга и мечом в другой – для врага…
Хозяин дома явно рад нашему приходу без опозданий, он просит извинения за отсутствие
супруги и начинает суетиться по хозяйству. Вот он удаляется в столовую, чтобы
приготовить для нас чай. Пока его нет, я успеваю осмотреться в гостевой комнате.
Первое, что бросается в глаза – это огромный камин и большое кресло перед ним.
На подоконнике выстроились в ряд небольшие по величине скульптуры, они воздушны
и телесны, кажется, что каменные богини чуть-чуть меняют свои формы и цвет,
когда на них пристально смотришь. По другую сторону камина висят старинные иконы,
камин с обеих сторон обрамляют подсвечники, железные, ручной ковки, и медные,
хранящие тепло рук мастера, тазы, кастрюли, мангалы, старинные винные кувшины…
В углу я замечаю даже врытый в землю сосуд для вина типа квеври в марани. На
стенах портреты госпожи Этери – супруги Мастера, в комнате очень много цветов.
Наконец-то из столовой к нам выходит радушный хозяин с чашками в руках. Он кладет
на стол чистое полотенце, и мы приступаем к чаепитию. Мастер обращается ко мне
с полуприказом-полупросьбой:
– Угощайтесь, госпожа, закусывайте шоколадом, женщина должна любить сладкое!
Черные глаза, высокий лоб с залысинами, зачесанные назад серебряные волосы,
брови иногда сдвигаются так, что можно подумать – Мастер сердится… Вглядываюсь,
всматриваюсь в живого классика и вдруг замечаю, что он небольшого роста, и тут
же говорю себе: если человек обрел твердую веру и нашел себя в творчестве, то
он воистину непобедим, его никто и ничто не одолеет. Не следует заходить туда,
откуда нет выхода, но для Николая Никогосяна все двери творчества всегда открыты,
в этом его радость, честь и смысл жизни.
Вы думаете, что наш хозяин – только большой Мастер? О нет, его высокий дух не
только не исключает, но и предполагает проявления человечности в самом житейском,
обыденном, повседневном. Мастер – почитаемый отец для детей, радушный, гостеприимный,
находчивый собеседник для друзей, противник несгибаемой принципиальности для
недругов.
…Позвонила дочь. Вы бы видели, как засияли глаза Мастера во время разговора
с любимым чадом!
Вскоре Этери личным присутствием расцветила нашу встречу. Узнав со слов супруга,
что гостья – грузинка, Этери заинтересовалась, кого из грузин рисовал Мастер.
Он начал перечислять: Додо Абашидзе, Отар Коберидзе, Нино Рамишвили, Григол
Абашидзе, Резо Габриадзе…
– Многих еще грузинских сестер и братьев посчастливилось мне увековечить кистью
и резцом, – сказал Мастер.
Когда же я спросила хозяина, чем объяснить, что его имя и отчество «Николозов»
и «Багратов» в Грузии встречается чаще, чем в Армении, не было ли у него в семье
грузин, Мастер усмехнулся и с юмором ответил:
– Скажите прямо, что хотите из меня сделать грузина, но я не режиссер Товстоногов.
Когда он приезжал в Грузию, назывался грузином, будучи в Армении – армянином,
а в России, естественно, был стопроцентным русским. Впрочем, он был такой светлой
личностью, что многие народы хотели бы считать его своим, и этому можно только
позавидовать.
Время течет незаметно, я вполне понимаю теперь, насколько прав был Сент-Экзюпери,
считая наивысшим из всех благ – «роскошь человеческого общения». Нас всех за
столом объединяет какое-то удивительное чувство сопричастности ко всему высокому,
светлому, доброму; солидарное чувство близости единомышленников и соратников.
Пусть истинный художник сжигает свою свечу с двух концов, главное, что она дает
людям свет!
А Мастер, как будто подслушав мои мысли, вспоминает высказывание Цицерона -
«Человеку приличествует лишь то, чего он достоин!»
Уже в завершение нашей теплой встречи, при прощании он говорит:
– Да, вы, грузинские женщины, часто красивее армянских, но вот беда – грузинские
мужчины вас порой не замечают…
Я тут же отметила, что автор этой сентенции обладает незаурядным чувством юмора,
который тщательно им скрывается, а пчела не только дает нам мед, но и способна
больно ужалить – впрочем, укусы эти целебны…
– Сфотографируемся на память, - предлагает Николай Багратович, - это будет свидетельствовать
о том, что наша встреча мне не приснилась. В следующий раз, когда вы меня посетите,
я вас охотно нарисую! – говорит Мастер и дарит мне одну из своих книг, надписав
ее по-армянски. Роберт Завенович переводит эту надпись на русский язык: «Я всегда
был уверен, что грузинские женщины обворожительно красивы, и вы это мое мнение
подтвердили!»
В этой галантной надписи, по-моему, искреннее убеждение в нерушимости проверенной
веками армяно-грузинской дружбы.
С третьего этажа хозяин провожает нас во двор, где расположена отдельно выстроенная
скульптурная мастерская. Там мы осматриваем его изумительные работы, подтверждающие
изречение о том, что душа творца – выше самого творца!
Лев Толстой писал: «Мудрость бесконечна, чем дальше постигаешь ее глубину, тем
больше находишь!» Прошу прощения за вольный пересказ, но справедливость этих
слов особенно ясно высвечивают для меня работы великого Мастера каменного ваяния.
– Даст Бог, Николай Багратович, вы будете жить долго-долго, а ваши творения
– во веки веков. Пусть всегда раздувает ваши паруса попутный ветер творчества!
Манана Дарсания
|