Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Джаз бывает только добрым

«Меня все зовут Булик. Знаете, в детстве у меня были абсолютно желтые волосы. Я сам из Лори, а цыпленок по-лорийски – Булик. Вот так и пристало имя на всю жизнь».

Этот человек поистине является энциклопедией армянского джаза, он знает все обо всех. Ну или почти все. Представлять его особой нужды нет – композитор Мартин Вартазарян, автор музыки к более чем двум сотням фильмов и театральных спектаклей. В их числе – «Здравствуй, это я!», «Живите долго», «Тоска».
Как он сам говорит, «после первой сотни спектаклей и фильмов перестал считать».
В настоящее время он дирижер-консультант эстрадно-симфонического оркестра Армгостелерадио и руководит кафедрой джаза в Ереванской консерватории. Мартин Вартазарян, или как его все зовут в Ереване – Булик, вел все три джазовых фестиваля в Армении.
Первый джаз-оркестр в Армении организовал еще в 1936 году трубач Цолак Вартазарян, отец композитора. Так что джаз у него – наследственное. «Это был оркестр Дома строителей, который находился около кинотеатра «Москва», а потом уже на его основе и был создан Государственный джаз Армении под управлением Артемия Айвазяна. Оттуда и пошло. Наш джаз, в отличие от джаза Утесова, Цфасмана, Скоморовского и других, построен на национальном мелосе. И потом – армянская музыка очень гибкая, она легко вбирает в себя разные стили и направления и – рождается то, что мы называем армянским джазом».
В 1948 году слово «джаз» было исключено из советского лексикона, но как грибы после дождя стали расти эстрадные оркестры. Армянские композиторы же как писали джазовые вещи, так и продолжали писать. Чего стоит один только концерт Эдгара Ованесяна для саксофона с джаз-оркестром, не говоря уже о произведениях Айвазяна, Арно Бабаджаняна и Арама Хачатуряна.
«В Ереване не было ни одного уважающего себя института или предприятия, где не было бы эстрадного оркестра. Лучший был в Брюсовском институте, который организовал тромбонист оперного оркестра Левон Мирзоян. Кстати, там, в Брюсовском, начинал и Левон Малхасян, ныне знаменитый Малхас, и Армен «Чико» Тутунджян – старейшины армянского джаза.
Я же руководил оркестром в Ереванском Государственном университете, который первым из армянских коллективов был в Чехословакии, а в 1965 году выступал в прямом эфире на Гостелевидении СССР. Ну а дальше – все, наверное, знают – оркестр под управлением Константина Орбеляна объехал весь мир и везде был удостоен высших похвал.
В 1972 году Мелик Мависакалян стал руководителем Эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио Армении. В 80-е годы сюда пришел Ерванд Ерзнкян, благодаря которому оркестр сохранился до сих пор... Он до сих пор – главный дирижер и душа оркестра, прекрасный басист. Ну а что тогда, в 70-е годы, мы играли чуть ли не подпольно, ерунда все это. Играли что хотели, ездили на всесоюзные фестивали. Это сейчас почти никуда не поедешь – денег нет.
Кстати, по воспоминаниям тбилисцев, в 60-е годы эстрадный оркестр ювелирной фабрики с большим успехом гастролировал с концертами в Тбилиси, к радости тамошних армян. Ну а о приездах оркестра Константина Орбеляна в Баку и Кировабад и говорить не стоит – очереди за билетами были огромные, да и билетов не было.
Все это история. Сегодняшний день армянского джаза, да и вообще культуры, довольно грустен. Нет денег, нет господдержки, все делается на голом энтузиазме. Кстати, почти все деятели культуры просто убеждены, что культура должна стать одним из элементов национальной безопасности. В противном случае армянская нация обречена на забвение и медленное умирание.
«Пока культурой не начнет заниматься государство, ничего не будет. Сейчас звукозапись стоит огромных денег, которые есть не у всех, а надежд на меценатов очень мало. Да и нельзя на них надеяться. Я просто боюсь, что когда у государства дойдут руки до культуры, культуры уже не будет – вот что горько. Вот наш джаз-бэнд под управлением Армена Мартиросяна – отличный коллектив, талантливые ребята, но у них нет возможности гастролировать, записываться. Нет жизненного пространства. А без этого музыканту смерть. Я всегда говорил и буду говорить: если собрать всех наших музыкантов, рассеянных по миру – речь идет о джазменах – можно создать пару десятков оркестров, притом высочайшего класса. Но не все так плохо: есть джазовый колледж Акселя Бакунца, есть прекрасные музыканты, к примеру, Никогайос Вартанян, один из лучших контрабасистов, Армен Пароникян – виброфонист, Армен Уснунц – саксофонист. И еще много, много других».
Разговаривали мы долго, вернее, говорил Мартин Цолакович, мне оставалось лишь кивать головой и время от времени вставлять пару слов, проявлять, так сказать, небольшую эрудицию.
«Сегодня отношение к джазовой музыке может улучшить взаимоотношения людей, она же может быть только доброй, в отличие от, скажем, рока. Да и в конце концов – джаз является одной из ветвей человеческой цивилизации».
У маэстро забавное «хобби» – он любит слушать музыку, когда от нее устает.
«Причем любимое – это то, что я слушаю в данный момент. Ну а насчет того, чтобы уехать отсюда навсегда – и мыслей таких не было. Меня в других странах хватает максимум на неделю. Где бы я ни был, я всегда задавал себе вопрос – а мог бы я жить здесь? И получалось, что нет, не мог, не мое там все».
Вот такой получился разговор. Интересно, что почти все мои собеседники, будь то артист, музыкант или художник, просто не представляют себя вне Еревана, Армении. Может, действительно, жить и творить можно только на родине.
И в конце всегда неизбежная ложка дегтя, когда говорят или пишут об армянской культуре.
В Азербайджане, который в джазе имеет лишь пару громких имен, из которых все знают только Вагифа Мустафу-заде, недавно сделали отличный интернет-портал www. jazz.az. Армянских имен там, естественно нет. Хотя именно армянские музыканты были у истоков не только азербайджанского джаза, но и всей азербайджанской музыки.
Сейчас там об этом предпочитают не вспоминать.
«Увы, все это, повторяю, деньги. А ведь известные азербайджанские джазмены были из Еревана, не говоря уже о Рафаэле Бейбутове, который пел здесь в парке им. 26 Комиссаров, потом уже в оркестре. Уехал в Баку, стал Рашидом Бейбутовым...» А вот у нас и на это нет денег. Действительно, может, стоит и нашим госмужам и меценатам подумать над этой идеей – благо, материалов для такого сайта более чем достаточно. А то получится через пару лет, что и армянского джаза не существует.

Карине Тер-Саакян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении