Ему бы исполнилось 70Леонид Енгибаров. 15 марта сего года ему бы исполнилось 70... Писать о близких друзьях-товарищах и легко, и тяжело. ЛЕГКО, потому что котел воспоминаний заполнен до краев. Тут и совместно проведенные и будни, и праздники, тут и совместно отмечавшиеся радости и пережитые горести.
ТЯЖЕЛО, потому что комок эмоциональных переживаний о трагически и безвременно
ушедшем из жизни близком человеке, не говоря уже о бурлящем таланте его, вытесняет
из нас способность трезво мыслить... Тем не менее попытаюсь.
С Леней мы знакомы были давно, оба мы москвичи и часто встречались в общих
компаниях, но особенно сблизились в Ереване, когда готовили к печати его книгу
«Третий раунд». (Я тогда работал в издательстве «Айастан».)
И как-то сидя за чашкой кофе в одном из кафе на проспекте Сталина рядом с домом
поэта Ованеса Шираза, Леня мне сказал:
— Знаешь, старик, когда я устану от арены, я подамся в писатели, — и закончил
цитатой из Маяковского: — «Пусть меня научат».
И вот в 1971 году вышла его тонкоплечая книга с 35-ю короткими рассказами на
50 страницах стоимостью в 5 копеек.
Приведу первую его новеллу «Автобиография».
«Родился я в Москве. Девять лет провел на ринге. Заповедь — «ударили по правой
щеке, подставь левую» считаю в корне ошибочной. Сменил множество профессий,
и в двадцать два года мне оставалось только стать актером. Писать начал тогда
же, поневоле. Никто из авторов не хотел со мной работать, пришлось самому стать
сценаристом. Понравилось. Теперь с ужасом думаю, а вдруг явится настоящий сценарист...
Люблю: море, осень... Винсента Ван-Гога.
Боюсь: благополучия.
Главное для меня в жизни — чувствовать ответственность за все совершающееся
вокруг нас».
Через год после выхода книги — 25 июля 1972 года Леня скончался в возрасте 37
лет. За его спиной биография выдающегося артиста, талантливого коверного, мастера
пантомимы. Окончив отделение клоунады циркового училища в 1959 году, он начал
работать в Армянском цирковом коллективе.
Леонид Енгибаров придумал себе маску традиционного шута, который в разных ситуациях
бывал то грустным, то веселым, то трусливым, то смелым. Он был также великолепным
акробатом и жонглером, эквилибристом и мимом.
В 1964 году на Международном конкурсе клоунов в Праге Енгибаров получил 1-ую
премию — Кубок имени Э. Басса.
В 1971 году он создал эстрадный театр пантомимы. Я помню первый его спектакль
«Причуды клоуна».
Леонид Георгиевич Енгибаров и в Москве, и в Ереване тесно общался с деятелями
театра и кино. Достаточно напомнить, что его двоюродный брат Рачия Капланян
был главным режиссером молодежного театра в Ереване.
Кроме того, Енгибаров часто снимался в кино. Запомнились такие фильмы, как «На
манеже — юность», «Знакомьтесь, Леонид Енгибаров», у Сергея Параджанова в «Тенях
забытых предков» и в главной роли в картине «Путь на арену».
Нелегкой была его жизнь среди цирковых артистов. Нередко чинили ему препятствия
на пути его творческих планов. Не всегда ему приходилось выходить победителем,
хотя некогда он и в действительности был боксером. И по его словам, одержал
123 победы.
Многое из творческих планов ему не удалось воплотить. Но он гордился тем, что
делал на 13-метровой арене цирка.
В предисловии к книге «Любимый цирк» (Москва, «Искусство», 1973) он пишет: «...Не
забывается только одно: когда в притихшем, переполненном цирке в центре манежа,
в скрещении двух прожекторов, вы стоите на руках, медленно отрываете одну руку
от пола и вдруг начинаете понимать, что у вас на ладони лежит земной шар».
Как здорово сказано!
Браво, Леонид Енгибаров!
И в цирке, и в литературе браво!
Роберт Баблоян
|