Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Праздники Армянской Апостольской Церкви

декабрь

4 суббота
День Первых Просветителей Армении – свв. апостолов Фаддея и Варфоломея
Святые апостолы Фаддей и Варфоломей считаются первыми духовными просветителями Армении, поскольку именно они принесли в нашу страну свет христианства. В Армению они пришли в разное время и проповедовали независимо друг от друга. Но существует предание, что однажды они встретились в армянском поселении, которое в память об этом событии народ назвал Отъяц Хач – Крест Пристанища.
Фаддей. В Армению Великую Фаддей пришел в 43 г. и принес как реликвию наконечник копья, которым римский солдат пронзил Христа на распятии. Реликвия хранится в музее Эчмиадзинского кафедрального собора. В Шаваршаване, где находилась резиденция правителя Санатрука, его дочь Сандухт под воздействием апостольской проповеди приняла крещение. В 66 г. Фаддей был схвачен, подвергнут пыткам и предан казни – «повешен на древе» и пронзен стрелами. Спустя три века на месте захоронения апостола был возведен монастырь Тадеи. Мощи св. Фаддея хранятся в Эчмиадзинском соборе.
Варфоломей. В то время как Фаддей выполнял свою миссию в Армении, его друг апостол Варфоломей проповедовал в Сирии и Малой Азии, после чего также направился в Армению, куда принес рукотворный лик Богородицы и основал посвященную ей обитель. В Агбаке (Албанополис) апостол крестил Вогуи – сестру правителя Санатрука. Узнав об этом, Санатрук отправил к ней декацентуриона Теренция с требованием отречься, но Вогуи сумела склонить военачальника к крещению. В 68 г. Теренция, Вогуи и Варфоломея схватили и казнили после пыток. Вместе с ними были казнены 2000 христиан.

9 четверг
Зачатие св. Анною Пресвятой Богородицы
Иоаким из галилейского города Назарета и Анна из иудейского Вифлеема, поженившись, прожили вместе не один десяток лет, но не имели детей. Супруги непрестанно молились Богу, прося послать им ребенка, которого обещали отдать на служение Всевышнему. Господь послал ангела возвестить супругам о предстоящем рождении у них дочери, которую следует наречь Мариам (Мария) – «возвышенная, превознесенная».
Праздник зачатия Пресвятой Богородицы, связанный с постройкой церкви Божьей Матери в Иерусалиме, утвердился на Востоке в конце V столетия. А в VII веке византийские монахи принесли на Запад традицию праздновать это событие, и Римский Папа Сергий I внес его в церковный календарь.

11 суббота
Св. Николая Чудотворца
В христианском отеческом ряду святой Николай занимает место великого молитвенника и чудотворца. Его уже при жизни именовали «правилом веры и образом кротости». Он родился ок. 280 г. в городе Патары и воспитывался своим дядей-епископом. Родители оставили Николаю наследство, которое он раздал нищим и сиротам, а сам отправился в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Посетив святые места, он решил стать монахом и поселился в Сионской обители. Но Бог внушил Николаю, что его удел не монастырь, а распространение благой вести силой слова и знамений: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе имя Мое».
Св. Николай был любим народом за истинно христианскую кротость и любовь к пастве. Он прославился чудотворениями, которыми сопровождались его проникновенные проповеди, за что был прозван Чудотворцем. Во время антихристианских гонений епископ был брошен в тюрьму, где мужественно поддерживал арестованных вместе с ним единоверцев.
Умер он глубоким старцем в Мирах Ликийских и был похоронен в местной церкви. Когда в 1087 г. турки захватили Миры, итальянские купцы из города Бари увезли останки святого Николая и перезахоронили в своем городе, а позже над могилой святого была сооружена церковь его имени.

18 суббота
Сурб Акоб Мцбнеци – свв. Иакова Низибийского, отшельника Маврикия и епископа Мелетия
Один из отцов вселенской Церкви епископ Акоб Мцбнеци был отпрыском армянского княжеского рода и приходился родней патриарху Григору Просветителю. В юношеском возрасте Акоб ушел проповедовать в Персию и Междуречье. Придя в город Мцбин, он остановился в горном монастыре отшельника Маругэ и решил оставить мирскую жизнь. Антиохийский епископ Мелетий рукоположил Акоба в епископы Мцбина. В 325 г. Акоб вместе с Армянским патриархом Аристакесом прибыл в Никею, где принимал участие в Первом вселенском соборе.
От армянского историка V века Фавстоса Бюзанда известно о том, как св. Акоб просил Бога показать ему ковчег на Арарате. «Отправившись к священной горе, Акоб предпринял восхождение на нее. Когда путник находился уже близ вершины, он погрузился в глубокий сон, и во сне ему явился ангел и сказал: «Акоб, Акоб, Бог услышал молитвы твои и исполнил твою просьбу: то, что у ног твоих, есть часть ковчега. Возьми ее и не пытайся идти выше, так угодно Богу». Проснувшись, Акоб увидел доску, будто отрубленную от большого древа. Он взял ее и пустился со своими спутниками в обратный путь». Эта часть древа хранится в Эчмиадзинском кафедральном соборе. Часть обретенного древа католикос Симеон I подарил российской императрице Екатерине II.
Св. Акоб завершил свой жизненный путь ок. 347 г. На том месте, где ему было видение, впоследствии был основан монастырь его имени.
Маругэ (IV в.) проповедовал христианство в Сирии и армянской части Месопотамии, затем вел отшельнический образ жизни. Он стал настоятелем горного монастыря в Мцбине (Низибисе), был духовным наставником будущего епископа Акоба Мцбнеци.
Выдающийся святитель и богослов св. Мелитос (Мелетий) служил епископом Себастийским в Армении, затем занял Антиохийскую кафедру. Он был другом Василия Великого – одного из отцов и учителей вселенской Церкви. Мелетий боролся с арианством, за что трижды подвергался изгнанию. Итогом его непримиримой борьбы с ересями стал богословский трактат «Изложение веры», способствовавший возвращению многих ариан в лоно ортодоксального христианства. Мелетий Антиохийский был в числе 150 епископов, участвовавших во Втором вселенском соборе (381 г.) в Константинополе. Под его председательством происходили первые заседания Собора, на одном из которых он скончался.

25 суббота
Св. первомученика Стефана
Один из 70 учеников Христа Стефан стал одним из первых семи дьяконов иерусалимской Апостольской церкви. «Исполненный веры и Духа Святого», Стефан вступал в ожесточенные богословские споры с законоучителями, которые «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил». Дьякон проповедовал мессианство Христа, клеймя тех, кто приговорил Его к смерти, обличал преступность власти, которая призывала соблюдать закон Божий, а сама использовала его в корыстных целях. Следствием одного из таких споров ок. 38 г. стало оклеветание Стефана через лжесвидетелей и обвинение его в богохульстве. Защитная речь Стефана в Великом синедрионе вылилась в обвинительную. Об озаренности Стефана в минуты этой, последней проповеди красноречиво говорит фраза из книги «Деяний святых апостолов»: «И все, сидящие в синедрионе, видели лицо его, как лицо Ангела». Стефана приговорили к побитию камнями и поволокли к месту казни за городской чертой. Последними словами дьякона были: «Господи! не вмени им греха сего».
Дьякон Стефан стал первомучеником за христианство. День его памяти Армянская Церковь совмещает с Днем дьяконов.

Рубрику ведет Армен Меружанян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении