Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Арам Саркисян: «Армения не имеет альтернативы демократии»

— Прошло 5 лет с того времени, как Вы впервые появились в большой политике Армении, когда после трагедии в Национальном Собрании 27 октября 1999 года Вы заняли пост премьер-министра страны. Что изменилось с тех пор в Армении и как изменились Вы сами как человек и как политик?

— Я не ошибусь, если скажу, что до 27 октября наш народ верил в свое будущее, в свою сплоченность, в свое единство и в лидеров, идущих в авангарде этого единства. С тех пор произошли многочисленные изменения, большая часть из которых нанесла ущерб стране. Сегодня народ не верит в свое будущее, о чем свидетельствуют и темпы миграции. По сути, нет свободных рыночных отношений, нет правосудия, нет в полном смысле этого слова демократии, и об этом говорит весь мир.
Что изменилось во мне? В духовном смысле, наверное, ничего. Как и раньше, я принимаю и люблю все, что создано Богом - мир, мою Родину и мой народ. Как политический деятель я однозначно стал больше думать о будущем страны, стал более решительным в плане достижения этого будущего. Для меня самой большой ценностью стала независимость Республики Армения, и именно за нее я веду борьбу.
Что касается моих личных качеств, а именно того, каким я стал после 27 октября, думаю, об этом некорректно говорить и этому даст оценку Время, История и Общество.
— Карабахское урегулирование является главным приоритетом во внешней политике Армении последние полтора десятка лет. Не могли бы Вы, как лидер партии «Анрапетутюн»/«Республика», концептуально представить вашу позицию по этому вопросу и разъяснить, чем принципиально она отличается от политики, проводимой нынешним президентом Робертом Кочаряном и его администрацией?
— По моему глубокому убеждению, власти сегодня решают одну задачу - «заморозить» решение карабахской проблемы. «Заморозить», так как любое решение этой проблемы может быть опасным для них. Затягивание решения проблемы наносит вред обоим народам. Я с пониманием и уважением отношусь к Минской группе, которая пытается решить этот вопрос, и к ее заявлению о том, что власти согласны и готовы идти на изменения, но народы не готовы.
Считаю, что общение на различных уровнях между представителями общественности должно способствовать большему взаимопониманию. Мы и азербайджанцы должны понять, что являемся соседями и не можем куда-то уйти с этой планеты. Совершенно очевидно, что власти в Ереване, Баку и Степанакерте не должны препятствовать общению представителей неправительственных организаций.
Армяне Нагорного Карабаха пытаются утвердить свою независимость в правовом плане, основываясь на праве наций на самоопределение, что я полностью поддерживаю. Наша партия против того, чтобы конфликт представлялся как территориальный спор между Арменией и Азербайджаном. Народ в Нагорном Карабахе уже выразил свое мнение. Я не против того, чтобы был вновь проведен этот референдум, если мир сомневается в результатах уже проведенного в 1991 году референдума. Руководство Нагорного Карабаха должно участвовать на всех этапах переговоров, как это было до прихода Роберта Кочаряна к власти в Армении.
Вопрос может быть решен и в контексте общерегиональной интеграции, когда конфликтующие стороны будут привязаны друг к другу едиными коммуникациями и взаимным экономическим интересом.
— Данные официальной статистики говорят о том, что экономика Армении переживает настоящий экономический бум, между тем, социальное положение абсолютного большинства населения остается, мягко говоря, непростым. Почему мы являемся свидетелями такого большого имущественного расслоения в обществе и практически не ощущаем на себе результатов экономического роста?
— Легенда о «кавказском тигре» однозначно была придумана в коридорах власти, ибо если бы эти коридоры были освещены, то все увидели бы, как смешон этот «тигр». Очевидно, что официальная статистика искажает данные об экономике страны. Власти желают завуалировать проблемы и показать, что есть прогресс. В действительности же этот экономический рост чувствует очень ограниченное число людей. Коррупция достигла чудовищных масштабов. Заранее известны победители абсолютно всех тендеров, все общество знает о том, кто является «смотрящим» за теми или иными отраслями. Ни один случайный человек не может войти в крупный и средний бизнес, т.к. обязательно нужна чиновничья и политическая «крыша». И в этом контексте серьезно говорить о развитии экономики просто бессмысленно. Бессмысленно и в том плане, что руководитель страны так и не выбрал приоритеты или часто менял их. Вспомним «туристическую Армению» Р.Кочаряна, когда выросли бензозаправочные станции и множество гостиниц в преддверии 1700-летия принятия христианства. Сейчас большая часть из этих гостиниц попросту пустует. Те люди, которые поверили в развитие туристической Армении, однозначно пострадали и не могут восполнить сделанные затраты. Тот же Р.Кочарян во время своей предвыборной кампании попробовал дать стимул промышленности: ездил в Ванадзор и другие места, где разрезал ленточки, однако после президентских выборов эти предприятия сразу же закрылись. В этом плане у властей нет приоритетов, так как для этого, по моему глубокому убеждению, надо иметь философию. Р. Кочарян же сам не связывает надежд с Арменией, у него психология временщика.
Здесь задачу надо поставить в другой плоскости: очевидно, что армянский народ является одним из самых гибких и трудолюбивых народов, где бы он ни жил. В мире много влиятельных стран, где в государственных органах или в какой-либо солидной корпорации работают армяне. Эти системы принимают армян как своих. Я считаю, что Армения имеет ресурсы и возможности развиваться в сфере новых технологий, т.е. во всех тех сферах, где больше требуется мысли и работы и меньше материалов, а готовые изделия или комплектующие к ним легко перевозить. Ярким примером этого был тот же институт им. С.Мергеляна (ЕрНИИММ). Мы были в СССР первыми, кто выпускал вычислительную технику. Армения имела прекрасную школу физики и математики, окончившие эту школу люди сегодня работают в «Майкрософт». Сегодня Армения имеет абсолютно все возможности для развития в этом направлении. Эти кадры, эти учителя, слава Богу, у нас пока еще есть. И эту сферу однозначно надо освободить от налогов. В мире много стран последовали этому примеру.
— В течение последних полутора десятков лет много говорилось о стратегии экономического развития Армении, но в большинстве случаев мы являемся свидетелями того, что со стороны государственных структур обществу представляются тактические, в лучшем случае среднесрочные программы развития. Имеется ли у Вас как лидера одной из ведущих оппозиционных партий концепция формирования такой программы? Какие у нее должны быть «контуры»?
— У меня однозначно есть такая программа. Такую программу я представил и во время президентских выборов. Сегодня, честно говоря, раскрывать ее подробности в плане внутриполитическом считаю неправильным, так как провластная печать начнет говорить о том, что я начал предвыборную кампанию. Но в глобальном смысле я уже сказал, что экономическое развитие страны я вижу созвучным мировому развитию, а приоритет – это сферы информационных и новых технологий. Необходимо обратить самое серьезное внимание на: науку и образование, культуру, молодежь и вопросы миграции.
— Мы были свидетелями того, как в нынешнем году армянская оппозиция неоднократно выходила на митинги с флагами Армении и Европейского союза. Надо ли понимать это как демонстрацию стремления оппозиции достичь реального уровня демократических, политических, экономических, социальных и иных стандартов этого крупнейшего политико- экономического объединения континента?
— Могу с уверенностью сказать, что в плане демократии Совет Европы помог Армении. Я бы не сказал, что эта помощь была достаточной. Возможность рассмотрения дел в Европейском суде для граждан таких стран, как Армения, должна быть расширена, так как страны с устоявшейся демократией имеют меньше проблем с правосудием. Сегодня же в Армении нет правосудия как такового. Здесь можно убить человека и не быть судимым, и можно в ответ на побои ударить полицейского пустой пластиковой бутылкой и из-за этого быть осужденным. Для такой страны начало какого-либо судебного процесса в Европейском суде на неделю раньше сразу изменило бы облик ее судебной системы. Органы правосудия Армении могли бы сделать для себя серьезные выводы. Очевидно, что в вопросе выборов 2003г, парламентских и президентских, я полностью разделяю точки зрения ПАСЕ/ОБСЕ, и они объективны. Не потому, что они исходят из интересов оппозиции, а потому, что Армения не имеет альтернативы интеграции в евроструктуры. Очевидно, что армянин по своему мировосприятию и образу намного ближе к европейским странам, чем, например, жители остальных стран региона. Может, это субъективно, но подобное мнение выражают и европейские страны. И здесь я очень серьезно рассматриваю влияние армянской диаспоры. Потому что, оценивая армян, живущих в диаспоре, европейцы положительно оценили нас. Я сторонник того, что Армения не имеет альтернативы в плане демократии, а как школа демократии, как серьезная структура становления процесса демократии – это, безусловно, Европейский союз и Совет Европы.
— Армения долгие годы была частью громадного цивилизационного пространства, которое сейчас больше называется постсоветским. В странах СНГ происходят сложнейшие процессы. Какое место занимает Армения в этих процессах и чего она может достичь в рамках этого объединения, его структурах, таких, например, как «Договор о коллективной безопасности СНГ»?
— Я должен откровенно сказать, что считаю русский народ одним из самых талантливых народов мира. Во всех сферах они дали миру «звезд» первой величины: Ф.Достоевский, Д.Менделеев, А.Сахаров и многие другие. В мире есть очень мало стран, которые по имеющемуся у них потенциалу могут соревноваться с этой страной. Сегодня Россия находится в поисках своей политической модели, которая соответствовала бы ее цивилизационным ценностям. Мы внимательно следим за процессами в этой великой стране и анализируем происходящее.
Что касается ДКБ СНГ, то это военно-политический договор. Страны, входящие в договор, в прошлом году высказались против вторжения в Ирак США и других стран антииракской коалиции. Они также высказались против отправки и размещения там своих войск. Между тем, президент и министр обороны Армении - страны, входящей в эту структуру, дают в сентябре официальное согласие на отправку наших военных в Ирак. Непонятная и двойственная ситуация. И задача их в одном - они на один день хотят продлить свою власть.
Это политическая бессмыслица, грубейшая политическая ошибка. Из-за этой ошибки мы вновь попали в двойной капкан.
— После теракта 27 октября 1999 года некоторые армянские политики сделали заявления о том, что одна из стран по закрытым каналам предупредила руководство Армении о готовящемся преступлении, но последнее не предприняло никаких упредительных мер. Официальный Ереван никогда не опровергал эти заявления. Не могли бы Вы, как бывший премьер- министр, подтвердить или опровергнуть заявления о том, что некая страна предупреждала руководство Армении о предстоящем теракте в Национальном Собрании?
— Я всегда обвинял и обвиняю власти Армении в следующем: в преступной бездеятельности в вопросе предотвращения 27 октября и в том, что они сделали все, дабы это преступление по-настоящему не было раскрыто. Я имею в виду как следствие, так и судебный процесс. И в этом контексте я вижу ответ на ваш вопрос. К несчастью, я как личность, как бывший премьер-министр или как политик, действующий сегодня на политическом поле Армении, не могу ни подтвердить и ни опровергнуть упомянутый Вами факт.
— Какую Армению мы должны оставить нашим детям и внукам?
— Мы должны постараться оставить нашим детям Армению без конфликтов. Считаю, что конкретно задачей нашего поколения является создание процветающей, демократической, крепкой и могучей Армении, которая станет лидером в нашем регионе.

Сусанна Петросян, ИАЦ «Ноян тапан»

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении