Арам Саркисян: «Армения не имеет альтернативы демократии»— Прошло 5 лет с того времени, как Вы впервые появились в большой политике Армении, когда после трагедии в Национальном Собрании 27 октября 1999 года Вы заняли пост премьер-министра страны. Что изменилось с тех пор в Армении и как изменились Вы сами как человек и как политик?
— Я не ошибусь, если скажу, что до 27 октября наш народ верил в свое будущее,
в свою сплоченность, в свое единство и в лидеров, идущих в авангарде этого единства.
С тех пор произошли многочисленные изменения, большая часть из которых нанесла
ущерб стране. Сегодня народ не верит в свое будущее, о чем свидетельствуют и
темпы миграции. По сути, нет свободных рыночных отношений, нет правосудия, нет
в полном смысле этого слова демократии, и об этом говорит весь мир.
Что изменилось во мне? В духовном смысле, наверное, ничего. Как и раньше, я
принимаю и люблю все, что создано Богом - мир, мою Родину и мой народ. Как политический
деятель я однозначно стал больше думать о будущем страны, стал более решительным
в плане достижения этого будущего. Для меня самой большой ценностью стала независимость
Республики Армения, и именно за нее я веду борьбу.
Что касается моих личных качеств, а именно того, каким я стал после 27 октября,
думаю, об этом некорректно говорить и этому даст оценку Время, История и Общество.
— Карабахское урегулирование является главным приоритетом во внешней политике
Армении последние полтора десятка лет. Не могли бы Вы, как лидер партии «Анрапетутюн»/«Республика»,
концептуально представить вашу позицию по этому вопросу и разъяснить, чем принципиально
она отличается от политики, проводимой нынешним президентом Робертом Кочаряном
и его администрацией?
— По моему глубокому убеждению, власти сегодня решают одну задачу - «заморозить»
решение карабахской проблемы. «Заморозить», так как любое решение этой проблемы
может быть опасным для них. Затягивание решения проблемы наносит вред обоим
народам. Я с пониманием и уважением отношусь к Минской группе, которая пытается
решить этот вопрос, и к ее заявлению о том, что власти согласны и готовы идти
на изменения, но народы не готовы.
Считаю, что общение на различных уровнях между представителями общественности
должно способствовать большему взаимопониманию. Мы и азербайджанцы должны понять,
что являемся соседями и не можем куда-то уйти с этой планеты. Совершенно очевидно,
что власти в Ереване, Баку и Степанакерте не должны препятствовать общению представителей
неправительственных организаций.
Армяне Нагорного Карабаха пытаются утвердить свою независимость в правовом плане,
основываясь на праве наций на самоопределение, что я полностью поддерживаю.
Наша партия против того, чтобы конфликт представлялся как территориальный спор
между Арменией и Азербайджаном. Народ в Нагорном Карабахе уже выразил свое мнение.
Я не против того, чтобы был вновь проведен этот референдум, если мир сомневается
в результатах уже проведенного в 1991 году референдума. Руководство Нагорного
Карабаха должно участвовать на всех этапах переговоров, как это было до прихода
Роберта Кочаряна к власти в Армении.
Вопрос может быть решен и в контексте общерегиональной интеграции, когда конфликтующие
стороны будут привязаны друг к другу едиными коммуникациями и взаимным экономическим
интересом.
— Данные официальной статистики говорят о том, что экономика Армении переживает
настоящий экономический бум, между тем, социальное положение абсолютного большинства
населения остается, мягко говоря, непростым. Почему мы являемся свидетелями
такого большого имущественного расслоения в обществе и практически не ощущаем
на себе результатов экономического роста?
— Легенда о «кавказском тигре» однозначно была придумана в коридорах власти,
ибо если бы эти коридоры были освещены, то все увидели бы, как смешон этот «тигр».
Очевидно, что официальная статистика искажает данные об экономике страны. Власти
желают завуалировать проблемы и показать, что есть прогресс. В действительности
же этот экономический рост чувствует очень ограниченное число людей. Коррупция
достигла чудовищных масштабов. Заранее известны победители абсолютно всех тендеров,
все общество знает о том, кто является «смотрящим» за теми или иными отраслями.
Ни один случайный человек не может войти в крупный и средний бизнес, т.к. обязательно
нужна чиновничья и политическая «крыша». И в этом контексте серьезно говорить
о развитии экономики просто бессмысленно. Бессмысленно и в том плане, что руководитель
страны так и не выбрал приоритеты или часто менял их. Вспомним «туристическую
Армению» Р.Кочаряна, когда выросли бензозаправочные станции и множество гостиниц
в преддверии 1700-летия принятия христианства. Сейчас большая часть из этих
гостиниц попросту пустует. Те люди, которые поверили в развитие туристической
Армении, однозначно пострадали и не могут восполнить сделанные затраты. Тот
же Р.Кочарян во время своей предвыборной кампании попробовал дать стимул промышленности:
ездил в Ванадзор и другие места, где разрезал ленточки, однако после президентских
выборов эти предприятия сразу же закрылись. В этом плане у властей нет приоритетов,
так как для этого, по моему глубокому убеждению, надо иметь философию. Р. Кочарян
же сам не связывает надежд с Арменией, у него психология временщика.
Здесь задачу надо поставить в другой плоскости: очевидно, что армянский народ
является одним из самых гибких и трудолюбивых народов, где бы он ни жил. В мире
много влиятельных стран, где в государственных органах или в какой-либо солидной
корпорации работают армяне. Эти системы принимают армян как своих. Я считаю,
что Армения имеет ресурсы и возможности развиваться в сфере новых технологий,
т.е. во всех тех сферах, где больше требуется мысли и работы и меньше материалов,
а готовые изделия или комплектующие к ним легко перевозить. Ярким примером этого
был тот же институт им. С.Мергеляна (ЕрНИИММ). Мы были в СССР первыми, кто выпускал
вычислительную технику. Армения имела прекрасную школу физики и математики,
окончившие эту школу люди сегодня работают в «Майкрософт». Сегодня Армения имеет
абсолютно все возможности для развития в этом направлении. Эти кадры, эти учителя,
слава Богу, у нас пока еще есть. И эту сферу однозначно надо освободить от налогов.
В мире много стран последовали этому примеру.
— В течение последних полутора десятков лет много говорилось о стратегии экономического
развития Армении, но в большинстве случаев мы являемся свидетелями того, что
со стороны государственных структур обществу представляются тактические, в лучшем
случае среднесрочные программы развития. Имеется ли у Вас как лидера одной из
ведущих оппозиционных партий концепция формирования такой программы? Какие у
нее должны быть «контуры»?
— У меня однозначно есть такая программа. Такую программу я представил и во
время президентских выборов. Сегодня, честно говоря, раскрывать ее подробности
в плане внутриполитическом считаю неправильным, так как провластная печать начнет
говорить о том, что я начал предвыборную кампанию. Но в глобальном смысле я
уже сказал, что экономическое развитие страны я вижу созвучным мировому развитию,
а приоритет – это сферы информационных и новых технологий. Необходимо обратить
самое серьезное внимание на: науку и образование, культуру, молодежь и вопросы
миграции.
— Мы были свидетелями того, как в нынешнем году армянская оппозиция неоднократно
выходила на митинги с флагами Армении и Европейского союза. Надо ли понимать
это как демонстрацию стремления оппозиции достичь реального уровня демократических,
политических, экономических, социальных и иных стандартов этого крупнейшего
политико- экономического объединения континента?
— Могу с уверенностью сказать, что в плане демократии Совет Европы помог Армении.
Я бы не сказал, что эта помощь была достаточной. Возможность рассмотрения дел
в Европейском суде для граждан таких стран, как Армения, должна быть расширена,
так как страны с устоявшейся демократией имеют меньше проблем с правосудием.
Сегодня же в Армении нет правосудия как такового. Здесь можно убить человека
и не быть судимым, и можно в ответ на побои ударить полицейского пустой пластиковой
бутылкой и из-за этого быть осужденным. Для такой страны начало какого-либо
судебного процесса в Европейском суде на неделю раньше сразу изменило бы облик
ее судебной системы. Органы правосудия Армении могли бы сделать для себя серьезные
выводы. Очевидно, что в вопросе выборов 2003г, парламентских и президентских,
я полностью разделяю точки зрения ПАСЕ/ОБСЕ, и они объективны. Не потому, что
они исходят из интересов оппозиции, а потому, что Армения не имеет альтернативы
интеграции в евроструктуры. Очевидно, что армянин по своему мировосприятию и
образу намного ближе к европейским странам, чем, например, жители остальных
стран региона. Может, это субъективно, но подобное мнение выражают и европейские
страны. И здесь я очень серьезно рассматриваю влияние армянской диаспоры. Потому
что, оценивая армян, живущих в диаспоре, европейцы положительно оценили нас.
Я сторонник того, что Армения не имеет альтернативы в плане демократии, а как
школа демократии, как серьезная структура становления процесса демократии –
это, безусловно, Европейский союз и Совет Европы.
— Армения долгие годы была частью громадного цивилизационного пространства,
которое сейчас больше называется постсоветским. В странах СНГ происходят сложнейшие
процессы. Какое место занимает Армения в этих процессах и чего она может достичь
в рамках этого объединения, его структурах, таких, например, как «Договор о
коллективной безопасности СНГ»?
— Я должен откровенно сказать, что считаю русский народ одним из самых талантливых
народов мира. Во всех сферах они дали миру «звезд» первой величины: Ф.Достоевский,
Д.Менделеев, А.Сахаров и многие другие. В мире есть очень мало стран, которые
по имеющемуся у них потенциалу могут соревноваться с этой страной. Сегодня Россия
находится в поисках своей политической модели, которая соответствовала бы ее
цивилизационным ценностям. Мы внимательно следим за процессами в этой великой
стране и анализируем происходящее.
Что касается ДКБ СНГ, то это военно-политический договор. Страны, входящие в
договор, в прошлом году высказались против вторжения в Ирак США и других стран
антииракской коалиции. Они также высказались против отправки и размещения там
своих войск. Между тем, президент и министр обороны Армении - страны, входящей
в эту структуру, дают в сентябре официальное согласие на отправку наших военных
в Ирак. Непонятная и двойственная ситуация. И задача их в одном - они на один
день хотят продлить свою власть.
Это политическая бессмыслица, грубейшая политическая ошибка. Из-за этой ошибки
мы вновь попали в двойной капкан.
— После теракта 27 октября 1999 года некоторые армянские политики сделали заявления
о том, что одна из стран по закрытым каналам предупредила руководство Армении
о готовящемся преступлении, но последнее не предприняло никаких упредительных
мер. Официальный Ереван никогда не опровергал эти заявления. Не могли бы Вы,
как бывший премьер- министр, подтвердить или опровергнуть заявления о том, что
некая страна предупреждала руководство Армении о предстоящем теракте в Национальном
Собрании?
— Я всегда обвинял и обвиняю власти Армении в следующем: в преступной бездеятельности
в вопросе предотвращения 27 октября и в том, что они сделали все, дабы это преступление
по-настоящему не было раскрыто. Я имею в виду как следствие, так и судебный
процесс. И в этом контексте я вижу ответ на ваш вопрос. К несчастью, я как личность,
как бывший премьер-министр или как политик, действующий сегодня на политическом
поле Армении, не могу ни подтвердить и ни опровергнуть упомянутый Вами факт.
— Какую Армению мы должны оставить нашим детям и внукам?
— Мы должны постараться оставить нашим детям Армению без конфликтов. Считаю,
что конкретно задачей нашего поколения является создание процветающей, демократической,
крепкой и могучей Армении, которая станет лидером в нашем регионе.
Сусанна Петросян, ИАЦ «Ноян тапан»
|