Летопись села в рукописяхЕсть люди, которые своей жизнью обогащают наш мир. Арташ Чибухчян был именно таким человеком. Казалось, что он будет жить всегда и радовать всех своими рассказами, историями, анекдотами. И вдруг он неожиданно ушел от нас. И хотя ему было 86, он до конца своих дней восхищался жизнью как ребенок, неся людям добро и свет.
Живет и память о нем, как живут его рассказы, воспоминания и шутки. Как–то
Игорь Тер- Ованесян, будучи в гостях у деда Арташа, попросил его написать историю
села Енокаван. Прошло полгода и эта история была написана. Вот какой она представилась
историку, краеведу, патриоту своей земли и неутомимому рассказчику - Арташу
Чибухчяну.Село Енокаван находится в северо-восточной части Республики Армения,
в 10 километрах на север от города Иджеван и входит в состав Тавушского марза.
Находится на высоте 1000 - 1300 метров над уровнем моря. Протяженностью в 1000
метров с запада на восток и 500 метров с севера на юг занимает территорию 50
гектаров.
Северо-восточная часть Енокавана покрыта холмами, а южная располагается на вершине
каньона, длина которого достигает 5 км, высота – 200 метров. В этом каньоне
есть три пещеры, длина которых от 10 до 30 метров, ширина 15 метров, а высота
1-10 метров. В этих пещерах весной, летом и осенью ночевали пастухи со своими
стадами овец.
По этому каньону на юг, через дремучий лес тропинка ведет к реке Тандзут. Лес
богат такими дикими плодовыми деревьями, как грушевое, сливовое, кизиловое,
а также кустарниками малины, земляники, ежевики. Местные жители готовят из этих
плодов целебные варенья.
В центральной части леса до сих пор сохранилась церковь Святого Григория, построенная
в XII веке.
Природа села и окрестностей так прекрасна, что ее называют Армянской Швейцарией.
Дорога от Иджевана до Енокавана асфальтирована. Из поселка выходят две дороги:
одна – в пастбища, а другая – в Гомер и Окон.
Согласно историческим данным, в окрестностях села проживали курды, которые занимались
скотоводством, и поэтому Енокаван раньше назывался Крдеваном (от слова курд).
Они жили в этой местности до тех пор, пока территория не перешла к Грузии: это
произошло во времена правления царицы Тамары (XII век). Так как курды не были
христианами, под давлением Грузии они покинули местность и поселились на склонах
горы Алагяз, где живут и по сей день.
Есть и другие предположения о происхождении бывшего названия села. Предполагается,
что Крдеван произошел от Каре Диван (Каменный Суд), так как, согласно преданиям,
нечестных и провинившихся людей бросали в каменную пропасть. А некоторые утверждают,
что расположение села на каменистой горе напоминает форму дивана, и поэтому
возникло название Каре Диван (Каменный Диван).
Согласно другой версии название Крдеван происходит от имени правителя этих мест
– Курд-Амир Арцруни.
Как мы уже отметили, наша территория находилась в составе Грузии в 1812-13 и
1828-29 годы – в годы русско-турецкой и русско-персидской войн. В 1828г., согласно
Туркменчайскому договору, Восточная Армения присоединяется к России, а эта территория
остается в составе Грузии до 1918г. – образования Первой Республики.
Когда в ноябре 1920г. 11-я Красная армия вошла в город Иджеван, Первая Республика
распалась, и власть перешла к коммунистам. Образовалась вторая Республика в
составе СССР.
Енокаван
По историческим данным, село основано в начале XIX века. Основателями были
Джагаряны, Чибухчяны, Пашиняны, Ординяны, которые пришли из Карабаха. Другие
роды – из Севкара.
Изучения надгробных камней показывают, что первое захоронение было в 1840 году.
Эта надгробная плита находится на кладбище церкви Святого Саркиса, в южной части
села. Церковь сохранилась до наших дней.
Почему Крдеван переименовали в Енокаван? Это имеет следующую историю. В 1896
году в семье Мкртумяна Алаверди рождается Енок. Начальное образование он получает
в родном селе и в Гандзакаре (бывший Верин Агдан). Обучался также в Эчмиадзине.
Изучая труды марксизма-ленинизма, вступает в партийные ряды и знакомится с партийными
деятелями Шаваршом Амирханяном из Ноемберяна и Ананией Берберяном из Шамшадина,
которые боролись за установление социализма.
Втроем они тайно создают партийные ячейки и борются против дашнакцаканов (АРФ
Дашнакцутюн).
В 1918г. Енок едет в Тбилиси к своим односельчанам Вардазару Джагаряну и Гиголу
Чибухчяну и привозит оттуда помощь для родного села.
В начале 1920 года в доме у Енока тайно проводится первая районная конференция
партии; цель конференции – объединить все партийные ячейки. В этом же году,
когда начинается Майское восстание, Енок, с несколькими товарищами, ночью тайно
отправляется в Дилижан. На пути к селу Джархеч деятели дашнакской партии перекрывают
им дорогу. Енок делает неудачную попытку к бегству: перебираясь через реку Агстев,
его ранят и привозят, сажают в Дилижанскую тюрьму. Суд приговаривает его к 101
году лишения свободы, но, нарушая приговор, в июне того же года его убивают
и хоронят.
После установления советской власти в Армении отец Енока находит могилу сына
и переводит ее в родное село. Общественное собрание колхоза решило переименовать
село в Енокаван, и это название с 1930-го года сохраняется до наших дней. В
1970-е годы по решению первого секретаря Армянской коммунистической партии Иджеванского
района останки Енока перезахоранивают перед отчим домом, где они покоятся и
поныне. Одновременно в центре села, рядом с памятником погибшим воинам ВОВ,
ставится бюст Енока Мкртумяна.
СТАТИНФО
Село объединяет приблизительно 120 семей (600 человек), которые занимаются
скотоводством и производством злаковых культур.
Село освещается с 1945 года, с 1970-го каждая семья имеет индивидуальный водопровод.
В селе имеются клуб, библиотека, телеграфный пункт, у многих семей свои телефоны.
55 семей имеют собственные машины и механизацию.
В сельской средней школе им. М. Ординяна преподают учителя с высшим педагогическим
образованием. Енокаван дал народу более 50 специалистов, окончивших техникумы
и высшие учебные заведения разных специализаций.
Именитые люди Енокавана
В Енокаване родились и послужили родине много знаменитых людей, которые были
известны как в районе, так и в республике.
Руководителями разных предприятий работали братья Джагаряны – Аветик, Хачик
и Оганнес. Секретарями районного комитета Армянской коммунистической партии
Иджевана были Сурен Джагарян, Жора и Зорик Чибухчяны, районный комитет Иджевана
возглавлял Ефрем Бабаян.
Редактором районных газет Дилижана и Иджевана работал Мусаэль Мкртумян. Юрий
Мкртумян учился в Московском университете им. Ломоносова и был назначен лектором
в Ереванском государственном университете. Три года он был Чрезвычайным и Полномочным
послом РА в Российской Федерации. Сейчас преподает в Государственном университете
и имеет ученую степень.
Валерий Мкртумян окончил Ереванский институт иностранных языков им. Брюсова.
Работал в Афганистане переводчиком. Ныне назначен консулом РА в США.
Севан Мкртумян и Миран Маргарян окончили Ереванский политехнический институт
и работали инженерами-строителями в Ереване и Каджаране. Являются основателями
Каджаранского молибдено-алюминиевого комбината.
В области педагогики известны Григор Чибухчян и Мелик Ординян, имя которого
сейчас носит средняя школа Енокавана. Оба погибли в Великой Отечественной войне.
Долгие годы директором Дилижанского радиотехникума работал Срафил Чибухчян.
В районе трудились известные врачи: Артавазд Ординян, который много лет был
главным врачом больницы села Ачаджур, Артак Чибухчян, Микаел Джагарян и Вазген
Маргарян.
В прежнем Октемберянском районе, в селе Маралик, начальником милиции работал
полковник Торник Амбарцумян. Полковник Эдик Амбарцумян служил в Казахстане на
космодроме «Байконур».
Подполковник Володя Чибухчян работал начальником ГАИ в городе Ереван, подполковник
Эдуард Чибухчян ныне руководит Ереванской военной школой городского ведомства,
подполковник Вачик Чибухчян работает в военном министерстве.
Из Енокавана депутатами Верховного Совета РА были избраны председатель передового
колхоза района Арам Чибухчян, лучшая доярка района Женя Чибухчян, передовой
рабочий Грачик Чибухчян.
Война
Во время войны (1941-1945 гг.) на защиту Родины из Енокавана были призваны
165 сельчан, 55 из которых погибли на фронтах. Чтобы увековечить память павших
героев, в центре села поставили бюст солдата и памятный камень, на котором высечены
все славные имена енокаванцев.
Во времена Великой Отечественной войны, а также в годы Карабахского движения,
высоких почестей и воинских званий (начиная со старшего лейтенанта и до полковника)
удостоились 27 выходцев из Енокавана.
С самого начала войны в Ленинакане образовалась армянская дивизия, которая начала
свои военные действия с города Моздок. Руководителями были Закян и Василян.
После гибели Василяна руководителем стал Нвер Сафарян, который в дальнейшем
удостоился почетного звания генерал-майора.
Армянская дивизия с Северного Кавказа доходит до Германии; в ней служил солдат
Вагинак Чибухчян, который вошел в Берлин первым среди своих односельчан. Своей
смелостью и активными военными действиями он завоевал доверие командира дивизии,
удостоился его похвал и государственных наград – орденов Красной Звезды, Славы
III степени, Отечественной войны III степени, а также был награжден десятком
медалей за разные заслуги перед Отечеством.
После окончания войны Нвер Сафарян вызывает к себе Вагинака Чибухчяна и дает
задание: «Мы со славой окончили войну и со славой должны войти в Армению, и
поэтому даю задание поймать оленя и рога оленя прикрепить к головному вагону
поезда». Это задание Чибухчян также выполняет.
К сожалению, не долго пришлось храброму солдату наслаждаться (любоваться) своими
медалями. В 1946-ом году он едет в Грозный повидаться с братом, с вокзальной
станции города Баку садится в поезд. Но перед городом Дербентом в вагон входят
три турецких милиционера, которые силой отбирают у него медали и подтверждающие
их принадлежность документы.
Теперь в День Победы – 9-го мая каждого года – общественность села и школьники
с цветами собираются у памятника павшим героям ВОВ. После чего глава села организует
угощение для ветеранов ВОВ.
Продолжение читайте в следующем номере.
|