Кого же называли «Железной маской»?Не добившись единоличного лидерства в нескончаемой борьбе за обладание Арменией, Турция и Персия в 1639 г. заключили очередной договор, по которому основная часть территории Армении была включена в состав Османской империи, а северо-восточные регионы остались за Персией. К историческому периоду, начавшемуся после этого раздела, относится жизнь героя нашего рассказа – видного церковного деятеля, поэта и каллиграфа, Константинопольского и Иерусалимского армянского патриарха Аветика Евдокаци (1657-1711).
С восемнадцати лет Аветик служил в знаменитом монастыре Св. Иакова Низибийского,
а получив сан архимандрита, стал настоятелем своей обители. Невзирая на запреты
османских властей и рьяное сопротивление мусульманского духовенства, его усилиями
были реставрированы монастырь Св. Иакова в Капосе, церкви Св. Знамения в Тиранашене
и Пресвятой Богородицы в Ерзнка, что привело к аресту непокорного монаха. Получив
свободу, архимандрит прибыл в Эчмиадзин, где над ним был совершен обряд помазания
в епископы, и в том же 1691 году он стал духовным предводителем Карина. На этом
посту Аветик прослужил до 1702 года, когда Католикос Наапет I назначил его армянским
патриархом Константинополя, а спустя еще два года объединил под началом Аветика
Константинопольский и Иерусалимский поместные престолы.
С победой Реформации папский престол в ряде стран Западной Европы покачнулся,
и для расправы с врагами Папы испанский дворянин Игнаций Лойола в ХVI веке создал
так называемое «Общество Иисуса» – печально известный орден иезуитов. Подчиненные
непосредственно Папе и фактически возглавлявшие церковный трибунал – инквизицию,
иезуиты представляли собой такую грозную силу, что сам понтифик мог стать жертвой
фанатизма своих выкормышей. Действуя под выдвинутым Лойолой девизом «если дозволена
цель, дозволены и средства», иезуиты преследовали ученых, деятелей культуры,
просвещенных монахов – словом, наиболее прогрессивных и не подверженных раболепию
личностей. Скрывая свою принадлежность к «Обществу», иезуиты-миссионеры обосновывались
во многих странах, где вели светский образ жизни, проникали в наиболее влиятельные
слои общества и разлагали, как могли, устои данного государства. Они пытались
проникнуть даже в высшие дворянские круги России, но были разоблачены и высланы
из страны.
Вполне естественно, что Ватикан не мог обойти вниманием Армянскую Апостольскую
церковь, которую на протяжении столетий безуспешно склонял к принятию католического
догмата. В 1699 г. французский король Людовик ХIV назначил своим послом в Константинополе
одного из наиболее рьяных приверженцев «Общества Иисуса» – маркиза Ферриоля.
Энергично действовавшие в Османской империи иезуиты старались увести как можно
больше армян в лоно католической церкви, но на их пути встал известный своей
антилатинской ориентацией архиепископ Аветик Евдокаци, назначенный в 1702 г.
армянским патриархом Константинополя и Иерусалима.
Будучи мастером интриг, маркиз Ферриоль пустил в ход свое излюбленное оружие
– сфабриковал донос, где очернил Аветика в глазах нового султана Ахмеда III.
Властитель низложил неугодного Аветика и заключил в крепость «Семи башен», после
чего по совету того же Ферриоля сослал в Сирию. Ссылка патриарха вызвала волнения
среди армян, потребовавших возвращения архиепископа и собравших с этой целью
баснословную сумму, перед которой османские чиновники устоять не смогли.
Уже через год Аветик вновь поднялся на патриаршую кафедру и по благословению
Католикоса объединил под своей властью армянские духовные престолы Константинополя
и Иерусалима. Но маркиз не унимался. Для начала он с дьявольской ловкостью спровоцировал
конфликт меж-ду православными армянами Константинополя и армянской католической
общиной, после чего путем подкупа турецких чиновников, угроз и интриг ему удалось
вторично низложить Аветика – «заклятого врага римской церкви», как он сам выражался,
и «неумолимого гонителя католичества». Вторя ему, иезуит Монье в своих «Путевых
заметках» клеймил Аветика как «самого большого гонителя», с которым католики
когда-либо сталкивались.
Французский историк ХIХ века Мариус Топэн пишет, что Аветик был низложен 25
февраля 1706 г., а через два месяца изгнан из Константинополя и отправлен на
остров Тенетос. Едва истек срок ссылки, Ферриоль ради окончательного избавления
от патриарха, самозабвенно защищавшего древнейшую ветвь христианства, разработал
план его похищения: когда Аветик возвращался с Тенетоса, маркиз по приказу действовавшего
непосредственно от имени Папы влиятельного латинского монаха Гиацинта организовал
похищение патриарха наемными бандитами, которые переправили его сперва на Сицилию,
а оттуда увезли в Марсель, где патриарха в очередной раз бросили в застенок.
Константинопольские армяне, среди которых распространялись нелепые слухи о том,
где именно может находиться Аветик, неоднократно снаряжали группы на поиски
пропавшего пастыря, а во всех армянских церквях молились о его возвращении,
даже не подозревая, что патриарх уже томится в Бастилии – в полной изоляции,
лишенный книг и рукописей.
Изучив архивы Бастилии и рукописного отдела Парижской арсенальной библиотеки,
Топэн в 1870 г. издал книгу «Человек в железной маске», где опроверг распространенную
легенду о личности таинственного узника, показав, что ее автором является не
кто иной, как Вольтер. В 1717 г., во время своего заключения в Бастилии, писатель
много раз слышал от тюремщиков и заключенных рассказы о томившемся в той же
крепости несчастном арестанте, которого охраняли с особой бдительностью, скрывая
его лицо под маской. Вольтер предположил, что этим узником мог быть только Анри
(Генрих) – брат-близнец короля Людовика ХIV. В свое время Александр Дюма, подхватив
понравившийся ему сюжет, использовал эту легенду как основу для своего приключенческого
романа. По заключению самого Топэна, таинственным узником был граф Маттиоли
– первый министр Франции.
Другая версия личности «Железной маски» принадлежит историку и дипломату де
Толесу. Изучив письма и мемуары французских послов, перерыв неизданные архивные
материалы, де Толес пришел к выводу, что легендарным узником был именно патриарх
Аветик Евдокаци. Однако в отличие от Мариуса Топэна он настаивает на том, что
патриарх так и не вышел из Бастилии до конца своих дней.
И все же прощание с Бастильской крепостью состоялось. Через четыре года заключения
Аветика все-таки вынудили – надо полагать, под пыткой – отречься от православия,
и он исповедал католический символ веры перед архиепископом Парижа кардиналом
Ноайлем. Сила восторжествовала, а иезуитам ничего больше этого и не было нужно.
Низложенного патриарха выпустили из застенка и в соборе Парижской Богоматери
рукоположили в священника, установив за ним гласный надзор. Короткое время Аветик
служил в маленькой церквушке, живя в полном одиночестве и переписывая армянские
(все-таки армянские!) рукописи, а умер в Париже 11 июля 1711 года – через девять
месяцев после выхода из крепости.
Армен Меружанян,
Санкт-Петербург
|