Выставка «Забытые имена»В Тбилиси 3 марта 2004 года в помещении галереи «Сололаки» при Центре культурных взаимосвязей Грузии «Кавказский дом» открылась выставка «Забытые имена», на которой было представлено 40 картин 17 армянских художников — уроженцев Тбилиси, обучавшихся там или в разное время участвовавших в художественной жизни города.
Многие работы — из частных собраний, но основная часть экспонатов, как и сама
идея выставки, принадлежит коллекционеру картин тбилисских художников, профессору
Александру Пирадову. Его выбор вполне оправдан: ведь Тифлис без преувеличения
можно было бы назвать колыбелью нового армянского искусства.Город издавна отличался
пестрым национальным составом, что вносило в жизнь горожан черты разнообразия
и взаимопроникновения культурных традиций. Особенностью культурного быта Тифлиса
во второй половине XIX века явилось сложение двух национальных художественных
школ — грузинской и армянской, что было обусловлено тем обстоятельством, что
именно Тифлис был центром художественного образования для всего Закавказья,
и это в свою очередь формировало многонациональную художественную среду.
В школе рисования и живописи, открытой в 1877 году при Кавказском Обществе поощрения
изящных искусств, как и в частных художественных студиях, обучались грузины,
русские, поляки и многие из армянских художников, достигшие впоследствии известности:
Г. Башинджагян, А. Акопян, В. Пирадов, А. Шамшинян, Е. Кочар и другие.
Армянская творческая интеллигенция сыграла важную роль в создании и развитии
художественной среды в городе: в XIX веке и в начале XX в. издавались книги,
журналы и газеты на армянском языке, существовали армянские учебные заведения.
Важная роль в общественно-культурной жизни принадлежала литературному салону
при редакции армянских журналов «Ахбюр» («Родник») и «Тараз» («Мода»), а также
литературно-художественному салону «Вернатун», что означает «верхний дом», или
«жилище на верхнем этаже». Так назывался дом поэта Ованеса Туманяна, который
в 1899 году поселился в доме по Вознесенской улице. Его посетителями были поэты
и писатели А. Исаакян, Д. Демирчян, В. Терьян, художники Г. Башинджагян, Е.
Татевосян, В. Суренянц и др.
Возможно, среди различных вопросов, обсуждаемых при встречах, возникла и идея
о создании Союза художников армян, организованного жившими в Тифлисе художниками
Е. Татевосяном, Г. Шарбабчяном, С. Хачатуряном и Г. Левоняном. Главной формой
деятельности Союза была выставочная, а в формировании и последующей деятельности
Союза принимали участие архитектор Д. Числиев, художники В. Суренянц и М. Сарьян.
Первая выставка картин состоялась в феврале 1917 года, а сам Союз художников
армян просуществовал до 1921 года, когда он был преобразован в Дом армянской
культуры «Айартун», функционировавший вплоть до 1930 года.
Пожалуй, имена художников Арутюна Шамшиняна, Амайака Акопяна, Григория Шарбабчяна
и Трдата Налбандяна было бы несправедливо причислять к забытым именам: их произведения
хранятся в художественных собраниях Тбилиси и Еревана, упоминаются во всех научных
изданиях по искусству Армении. Однако представленные на выставке картины действительно
могут быть неизвестны как специалистам, так и широкому кругу любителей искусства.
Самый старший из них, Шамшинян Арутюн Исаакович (1856—1914), уроженец Тифлиса,
учился в Петербургской Академии художеств с 1877 по 1882 гг., а завершил свое
образование, посетив Мюнхен, Вену и Париж. В 1884 г. он возвращается в родной
город, и с этого времени начинается его творческая и преподавательская деятельность.
Шамшинян увлекался изображением сцен колоритной уличной жизни Тифлиса. На выставке
экспонируется пейзаж «Пастух с отарой овец в горах», принадлежащий его кисти.
В начале XX века имя Амайака Степановича Акопяна (1871—1939) было хорошо известно
в художественных кругах. Уроженец Тифлиса, он свое художественное образование
начинал под руководством Ф. А. Рубо, помогая ему в работе над картинами для
Военно-исторического музея. По рекомендации Рубо, которого А. Акопян считал
своим наставником, он выбрал для завершения своего художественного образования
Мюнхенскую Академию художеств, где и учился с 1891 по 1895 гг. Вернувшись в
Тифлис, он принимал активное участие в художественной жизни города. Тематика
его работ — это портреты-этюды, типаж которых составляют городские ремесленники,
крестьяне, представители национальных меньшинств («Курд», «Персиянин») и городские
пейзажи. Значительное место в его творчестве занимает натюрморт, в основном,
изображение овощей и фруктов. Тщательная пластическая разработка, несколько
сумрачный колорит указывают на влияние голландской и фламандской художественных
школ. «Натюрморт с бутылью, бокалом, яблоками и ножом», возможно, не самый лучший
из написанного художником. Но ценность его в том, что он буквально был спасен
от забвения и гибели А. Б. Пирадовым, которому удалось разглядеть в загрязненном
и безымянном холсте почерк мастера.
Григорий (Гиго) Микаэлович Шарбабчян (1884—1942) — один из учредителей Союза
художников армян — художник, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с Тбилиси,
в котором он родился. Закончив в 1905 году школу рисования и живописи при Кавказском
Обществе поощрения изящных искусств, он с 1906 года учился в Париже в академии
Жюльена. По возвращении в родной город в 1913 году он устраивает первую персональную
выставку и плодотворно работает как живописец и график, а в 1930-е и как театральный
художник. Его пейзаж, изображающий уголок старого Сурами, характеризует его
как мастера уверенной композиции, обладающего тонким чувством цвета. «Уголок
старого Сурами», как и еще 6 этюдов, написанных там же, экспонировался на II—й
выставке Союза художников армян в 1919 году.
Трдат Оганезович Налбандян (1908—1988) в 1923 г. окончил художественное училище
и затем повышал свой профессиональный уровень в мастерской-студии Мосе Тоидзе.
Большую роль в формировании его творческой индивидуальности сыграла дружба с
Александром Бажбеук-Меликовым. Даже небольшой натюрморт «Груши» (1963), показанный
на выставке, говорит о незаурядном колористическом даровании художника.
К художникам старшего поколения относятся В. Б. Пирадов и М. Г. Бек-Мармачева.
Василий Богданович Пирадов (1865—1918) был активным участником художественной
жизни Тифлиса. Не окончив Петербургской Академии художеств, откуда он был отчислен
за участие в студенческих волнениях, он, вернувшись на родину, был вынужден
преподавать рисование в тифлисских и бакинских гимназиях.
Почетный член Кавказского Общества поощрения изящных искусств и непременный
участник его выставок, он был одним из учредителей и экспонентов Общества взаимопомощи
кавказских художников. К сожалению, творческое наследие художника невелико,
но живописный «Портрет сына» и графический «Портрет матери» дают представление
о его творческих возможностях.
Имя Марали Григорьевны Бек-Мармарчевой (1870(?)—1937) незнакомо большинству
любителей искусств. Она родилась в Тифлисе, но вся ее жизнь прошла вдали от
родного города. Отправившись в Петербург для получения художественного образования,
она занималась в Школе Общества поощрения художеств под руководством О. Э. Браза,
а затем закончила Высшее художественное училище при Академии художеств, где
ее наставниками были П. Е. Мясоедов и И. Е. Репин. Получив право преподавать
рисунок и живопись в средних учебных заведениях, она уехала в Ревель (Таллин),
где открыла собственную студию и преподавала в городских гимназиях.
На выставке есть и совершенно уникальная акварель «Тавриз» (1922 г.), автором
которой является Аристакес Айрапетович Заргарян (1864—1935). В 1891 году он
поступил на медицинский факультет Московского университета, завершив образование,
вернулся в Тифлис, где вскоре выясняется, что доктор Заргарян был и интересным
художником: в 1919 году на II—й выставке Союза художников армян экспонировались
две его работы — «Венеция» и «В Стокгольме». Показанную на выставке акварель
даже неуместно назвать работой дилетанта или любителя, настолько она профессионально
выполнена. К сожалению, остальные его произведения остаются пока неизвестными,
и честь открытия этого нового имени целиком принадлежит А.Б. Пирадову.
Давид Георгиевич Числиев (1878—1969) — архитектор, общественный деятель и меценат.
Талантливый зодчий, получивший профессиональное образование в Рижском политехническом
институте, он является автором двух сохранившихся до наших дней зданий: это
дом в стиле модерн по улице Галактиона Табидзе №17 и здания бывшего Дома офицеров
на пр. Руставели. Числиев оказывал поддержку молодым художникам: приобретя несколько
работ у М. Сарьяна, он помог ему укрепить материальное положение в первое время
пребывания в Тифлисе. Числиев был одним из активных деятелей Союза художников
армян, входил в число сотрудников издававшегося в Тифлисе в 1918—1919 гг. литературно-художественного
журнала «ARS».
Вся жизнь и деятельность Саркиса Александровича Киракосяна (1895—1984) были
связаны с нашим городом. С 1913 по 1918 гг. он учился в школе при Кавказском
Обществе поощрения изящных искусств. Рисунки, акварели, эскизы плакатов, книжная
графика — все привлекает художника, во всех этих видах искусств он стремится
попробовать свои силы. Экспонируемые его произведения — акварель «Старый Тифлис.
Мельница на Песках» и карандашный «Портрет композитора Тиграняна» — свидетельствуют
как о хорошем профессионализме, так и о многообразии творческих интересов мастера.
Михаил Мнацаканович Хунунц (1883—1931) обучался архитектуре в Киеве с 1907 по
1912 гг., а затем продолжил свое образование в Германии, в Дрездене. С 1914
года он уже в Тифлисе, где занимается преподавательской деятельностью, одновременно
принимая участие в художественных выставках, экспонируя, в основном, орнаментальные
мотивы, иллюстрации к сказкам, акварельные пейзажи.
Художники, работающие для театра и кино, искусств синтетических, создаваемых
большими творческими коллективами, часто несправедливо остаются в тени, являясь
как бы подводной, невидимой частью айсберга — спектакля.
Роберт Гегамович Налбандян (1914—1974) с 1939 года и до конца жизни оставался
главным художником Тбилисского армянского драматического театра. Будучи экспонентом
выставок в Тбилиси, Баку, Ереване, Москве, он все-таки никогда не изменял своему
истинному призванию — быть театральным художником, и это четко прослеживается
в изысканной декоративности и изобретательной технике графического листа «Арарат».
С театром и кино связана была и творческая судьба художницы Вермишевой Нины
Михайловны и Хунунц Маргариты Михайловны. Обе они выпускницы Тбилисской Академии
художеств.
М. М. Хунунц (1916—2002 г.) работала на киностудии «Грузия-фильм», и знание
специфических особенностей искусства кино придает ее коллажу «Старая грузинка»
неповторимый колорит. Привлекают своим мягким лиризмом и акварели «Портрет девушки»
и «Пионы».
Н. М. Вермишева (1908—1992) полностью посвятила себя театру: она была главным
художником Театра юного зрителя, оформляла спектакли в Театре имени А. С. Грибоедова
и в Армянском драматическом театре. В работах, показанных на выставке, она неожиданно
предстает оригинальным графиком со своим особым взглядом на мир, воспринимая
его остро и очень субъективно.
Рисунок «Городская улица», так же как и набросок «Ночь в городке» — это лаконичный
и в то же время насыщенный по содержанию рассказ о суетливой и шумной жизни
большого города. А очаровательные в своей миниатюрности черно-белые, выполненные
тушью и пером пейзажики (собственность семьи художницы) пленяют изысканной точностью
линий, виртуозной передачей воздушной среды, ощущением покоя и единения с природой.
В числе первых выпускников Тбилисской Академии художеств, организованной в 1922
году, была и Эмма Аркадьевна Лалаева (1904—1991). Ее учителями были известные
художники — Е. Лансере, Г. Габашвили, Е. Татевосян. Э. А. Лалаеву без преувеличения
можно назвать художником-экспериментатором: ее акварель «Сололакский дворик»
своей безыскусной правдивостью кажется почти натуралистической, а рядом с ней
соседствуют работы, свидетельствующие о поисках в области формы и цвета: беспредметные
композиции и натюрморт «Хлеб и настурции» (собственность Г. Зукакишвили). «Абстрактные
мотивы» — так обобщенно хотелось бы именовать эти попытки манипулировать цветовыми
плоскостями — как бы нащупывают подходы к передаче природного разнообразия предметов,
объединенных цветовой гармонией. В натюрморте «Хлеб и настурции» тяжелая плотная
фактура хлебного кругляша, вступая в противоречие с нежной невесомостью лепестков
настурций, уравновешивается и объединяется гармоничным сочетанием коричневых
и мерцающе-розовых тонов.
Художницы Алексанян-Шахазиз Надежда (Дина) Николаевна и Амирханова Мадлена Шамировна
одновременно учились в Тбилисской Академии художеств, и в их творческой судьбе
есть много общего. Н. Н. Алексанян-Шахазиз отдавала предпочтение графике, в
основном, акварели, а М. Ш. Амирханова, закончив живописный факультет, какое-то
время проработала в театре, не оставляя, однако, живописи. Объединяло их обеих
жанровое разнообразие, обращение к натюрморту, пейзажу и особенно к видам старого
Тбилиси. Возможно, этому способствовало участие обеих художниц в бригаде, работавшей
в 1960-х годах под руководством народного художника Грузии Е. Д. Ахвледиани.
М. Ш. Амирханова активно выставлялась на многих выставках, на ее творческом
счету и четыре персональных выставки. Работала над пейзажными сериями «По дорогам
Крыма», «По Болгарии», «Памятники грузинской архитектуры». Этюд из крымской
серии «Уголок Гурзуфа» красив своим сдержанным, но тонко нюансированным колоритом,
а умело выбранная композиция придала этому этюду с натуры картинную цельность
и завершенность.
Выставка стала интересным событием в художественной жизни города. Но она не
смогла бы состояться без заинтересованного участия и помощи со стороны Посольства
Армении в Грузии, Союза армян Грузии и Центра культурных взаимосвязей Грузии
«Кавказский дом», который взял на себя почетную миссию возрождения традиций
художественной жизни многонационального Тбилиси.
Н. А. Элизбарашвили, кандидат искусствоведения
|