Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

К культуре храмовых комплексов Армении

Серия изданий по истории армянской архитектуры, осуществленная архитектурным факультетом Миланского университета по инициативе Армена Заряна при активном участии Мурада Асратяна, став настольной книгой для всех, кто интересуется нашим зодчеством, нашла творческий отклик в среде современных мастеров, среди которых свежестью решений поражал воистину законный наследник Сиранеса и Момика — Олег Вартанян.

Доктор архитектуры, доцент кафедры ЕрАСИ, действительный член Инженерной академии РА, председатель Закавказского Регионального совета по пространственным конструкциям, художник и скульптор, он ушел из жизни в расцвете сил, оставив нации всю доброту своего видения храмовых комплексов будущего. В год 1700-летия принятия Арменией христианства государственной религией, как и в день освящения храма Григория Просветителя, имя его, увы, не было упомянуто в поминальных молитвах. Посвятив не один десяток лет изучению комбинированных проектов крупных армянских церквей, рассчитанных на 1000 и более страждущих причаститься Священного Писания, Олег Вартанян, базируя свой метод на тысячелетних традиционных подходах, а храмы Армении являют собой единство несущих и ограждающих конструкций, когда храмы встают без несущих колонн и жесткость конструкции достигается за счет инженерного совершенства каркаса сооружения, предложил оригинальное решение: архитектурной основой сооружений должно служить создание легких, быстровозводимых и экономичных конструкций из начальных плоских элементов. Их многообразие и систематизация легли в основу докторской диссертации...
Суть предложения в том, что конструкции такого типа позволяют возводить здания и сооружения различных пролетов — от небольших жилых и производственных помещений до ангаров и храмовых комплексов — за беспрецедентно короткие сроки с минимальными затратами труда и материалов. Эксклюзивный характер носит, замечу, и экономичность построек подобного типа, поскольку метод позволяет возводить большепролетные храмовые комплексы при затратах в 10—12 раз ниже традиционных. Остается добавить, что современность и эстетическое совершенство обретаются ими за счет многообразия начальных плоских элементов, лежащих в основе их конструкции. Не случайно слово «конструкция» столь часто употребимо в небольшой зарисовке.

Возвращаясь к основам христианской культуры и истории храмового строительства, хочу обратить внимание на особенности именно этих проектов. Миру известно, что трагической полосой в нашей истории были захваты мусульманами христианских храмов и реконструкция их в мечети, но – так было в прошлом. Специфика предлагаемых к возведению храмовых комплексов в том и состоит, что, в принципе, переделать их в мечети практически невозможно, поскольку начальные плоские элементы, лежащие в их конструктивной основе, по своему рисунку являют собой... крест. Кресты...

Так, церковь 12 Апостолов, решенная в темно-розовых тонах (порода туфа) в основе своей имеет неравнобедренные треугольники, в которых прорези окон выполнены в форме крестов. Церковь же Храма Преображения Христова, облицованная мраморной или светлого туфа плиткой, выглядит этаким воссозданием — опять же по конструктивным элементам — храма Звартноц в св. Эчмиадзине. Однако, настоящий храм выполнен на основе начальных плоских элементов, каждый из которых представляет собой православный крест: то есть вся церковь как бы составлена из крестов, расположенных ярусами. Возводится храм во всех отношениях рентабельным и совершенным методом подъема этажей, разработанным и широко применяемым в Армении.
Каждый из предлагаемых храмовых комплексов — совокупность церковных построек и сооружений соответствующей инфраструктуры, в которую входят, помимо основной церкви, часовня для проведения отдельных религиозных обрядов, резиденция настоятеля, а также подземные гаражи и помещения для нужд паствы.
Храм 12 Апостолов, представленный в качестве конкурсного проекта Центрального Ереванского кафедрального собора в 1996 году, был удостоен II места. Храм Преображения Христова был выдвинут как конкурсный проект Главного Армянского кафедрального собора г. Москвы в 1997 году. Завоевал III премию.
В дебатах о том, остались в родном Отечестве достойные независимой Армении зодчие или перевелись начисто, заметка эта претендует на реплику.

Ашот Сагратян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении