Всенародный любимец17 апреля исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося мастера армянской сцены и кино, народного артиста Армении и СССР, лауреата Государственных премий Давида Мелкумовича Маляна.
…По улице Еревана идет высокий, статный, красивый мужчина.
«Давид Малян. Давид Малян», - раздается шепот вокруг него. Все оглядываются,
некоторые останавливаются, провожая его восхищенными взглядами. Иногда на плече
он бережно несет свою очаровательную внучку – ну, это уже просто незабываемое
зрелище.
«Давид Малян – аристократ армянской сцены. Он украшал наш город удивительным
человеческим обаянием.
Объяснялся ли он в любви или совершал самоубийство на сцене, или говорил о солнце
или тьме, он переживал высокое состояние человеческой души…» - так вспоминал
о нем талантливый сценарист и режиссер Агаси Айвазян.
Луиза Самвелян, известный театральный критик, писала: «На сцене он был романтиком.
Он был уверен, что искусствовед, в особенности артист, должен отличаться от
других. И он отличался от других во всем. Он был последним эстетом армянской
советской сцены, последним Ара Прекрасным «Арменкино» и театра…»
Родился Д. Малян в небольшом городе Закаталы, учился в приходской школе. В
17 лет с семьей переехал в Грузию, сначала в г. Телави, затем в г. Тбилиси.
Семья, в которой родился Давид, была большая, дружная. Пятеро детей, четыре
сына и одна дочь.
От рождения романтик-лирик, уже в детстве он стал писать стихи, более того,
в 14 лет, в 1918 году, один едет специально в Тбилиси, чтоб встретиться с великим
Варпетом Ованесом Туманяном. Мастер принял его дома, внимательно выслушал стихи,
похвалил и велел продолжать писать.
Вот что пишет в своей книге воспоминаний «Люди и встречи» Давид Малян.
«…Прошли годы, шли съемки фильма «Пепо». Бекназарян должен был снимать песню
Пепо. Было несколько вариантов текста, но Араму Хачатуряну они не нравились.
А без слов он не хотел писать музыку. Я предложил свой вариант. Мои слова композитору
понравились. Съемка прошла нормально. Но после съемки решили заказать Чаренцу
написать новый текст. Сохранив мой стих, Чаренц написал еще два куплета, но
они в фильм не вошли, потому что Грачья Нерсесян уже синхронно записал мои тексты.
Несмотря на это, в титрах была фамилия Чаренца. Через несколько лет Мушег Агаян
издал песенник, где была и песня из кинофильма. Рядом с текстом читаем: композитор
– Арам Хачатурян, слова Егише Чаренца и Давида Маляна».
В Телави талантливый юноша наконец принимает участие в спектаклях любительских
театральных трупп на армянском и грузинском языках, а через 2 года сбывается
мечта – он поступает в Армянскую драматическую студию Тбилиси. Об этом событии
сам Малян вспоминает не без волнения и юмора.
«В 1922 году я поступал в актерскую студию Тифлисского армянского дома искусств.
Экзамены принимал Аршак Бурджалян. Говорил строго, громко. Я старался сдержать
волнение, дрожь, страх.
- Прочтите стихотворение.
В одно мгновение я все позабыл. Но сцена помогла: ведь у меня уже был опыт.
Я прочел свой любимый отрывок из поэмы «Ануш» Ованеса Туманяна «В зимнюю ночь
свадьба была…».
- Спойте что-нибудь.
Я спел народную песню, спел самозабвенно. Мне казалось, что пою очень хорошо.
- Вы приняты, - громко сказал Бурджалян.
Я спустился со сцены, сел рядом с остальными, начал курить. В ту же минуту прозвучал
громкий голос Бурджаляна:
- Молодой человек, здесь не базар.
Я на всю жизнь запомнил это выражение и при необходимости говорил это тем, кто
недостойно вел себя в театре:
- Здесь не базар. Это – храм, храм искусства, которому ты должен служить, отдаться
всецело».
В годы учебы в драматической студии однажды, поднимаясь по лестнице, он замечает
красивую девушку с удивительно одухотворенным, выразительным лицом, сидящую
на подоконнике и повторяющую роль. Эта встреча решает дальнейшую судьбу Давида.
Перчуи Амаяковна Симонян становится его преданным другом, нежной любящей супругой.
Будучи сильной творческой натурой, жена всегда была его ангелом-хранителем,
подспорьем в трудные минуты до конца жизни.
Она уходит из студии, потому что они решают, что двое актеров в одной семье
– это слишком сложно и хлопотно. Перчуи становится его первым критиком, слушая
его роли дома, во время репетиций.
После окончания учебы в студии Давид Малян в течение нескольких лет проработал
в разных театрах Еревана, Ленинакана, Тбилиси. Любопытен эпизод, описанный Маляном
в его книге воспоминаний, связанный с его работой в Рабочем театре.
«В 1931 году я играл в Рабочем театре Еревана. В постановке Калантара у нас
шла «Свадьба Кречинского». Кречинского играл я. Знаменитый Ованес Абелян из
сундукяновского театра изъявил желание сыграть Расплюева в нашей постановке.
Репетиция началась. Подошла сцена, где Расплюев заходит в комнату, а я должен
напасть на него и задушить. Уважение к Абеляну было столь огромно, что я растерялся.
Калантар начал смеяться (а смеялся он заразительно), остальные вслед за ним.
Абелян обратился ко мне:
- Что случилось, парень? В этом месте ты должен задушить меня. Чего медлишь?
- Товарищ Абелян, ведь… Как же… я…
- Парень, я не Абелян, я – Расплюев. Ну начали…
Спектакль прошел прекрасно».
В 1932 году он окончательно возвращается на сцену Театра им. Сундукяна и работает
там до конца жизни.
В течение всей своей сценической деятельности Д.Малян сыграл более 150-ти ролей.
Талантливый артист с одинаковым успехом выступал как в пьесах армянского, так
и русского и европейского репертуара. В памяти зрителя неизгладимы исполненные
Д.Маляном образы Микаэла («Еще одна жертва»), Отаряна («Из-за чести»), Рустама
(«Намус»), Тусяна («Убитый голубь»), Вест Саркиса («Страна родная»), Азади («Тегеран»),
Смбата («Хаос») и др. Д.Малян впервые на армянской сцене воплотил образ революционного
демократа 19-го века Микаэла Налбандяна.
Незаурядным сценическим мастерством отмечено исполнение ряда ведущих ролей в
пьесах русского классического репертуара: Звонцов («Егор Булычов»), Чепурной
(«Дети солнца»), Каренин («Живой труп»), Лопахин («Вишневый сад»), Несчастливцев
(«Лес»), Кречинский («Свадьба Кречинского») и др.
Им созданы центральные образы западноевропейской классики в пьесах Шекспира,
Шиллера, Мольера, Ибсена.
Каждый его выход на сцену вызывал бурные аплодисменты, а в конце представлений
зрители долго хлопали стоя, осыпая сцену цветами.
Молодым он начинал с великими мастерами армянской сцены М. Абеляном, М. Манвеляном,
А. Восканян, Асмик, играл с В. Папазяном, Г. Нерсесяном, А. Аветисяном, В. Варгашяном,
Г. Джанибекяном, М. Симонян, Б. Нерсесяном и др. Много лет Д.Малян работал в
постановках талантливого режиссера Армена Гулакяна, которого любил и уважал.
В 1936 году Маляну присвоили звание заслуженного артиста республики.
Талантливый, красивый молодой актер нашел себя и в кино. В период становления
армянского кинематографа он снялся еще в немом фильме. А затем были «Пепо»,
«Зангезур», «Горный марш», «Севанские рыбаки», «Давид Бек», «Анаид», «Сердце
поет» и многие другие.
Фильм Амо Бекназаряна и оператора Дмитрия Фельдмана «Пепо» занял достойное место
среди знаковых картин советского кинематографического искусства. Блестяще сыгранная
в этом фильме роль Кинто Какули принесла актеру славу и признание далеко за
пределами Армении.
«Помню съемки «Пепо» в Москве, – вспоминает Д. Малян в своей книге. - Снимались
на студии имени М.Горького.
В 1937 году Бекназарян снимал «Зангезур». Во время съемок произошел трагикомический
случай. Там я играл Макича. Съемки проходили в Горисе, Хндзореске, Шинуайре.
Надо сказать, что прототипами героев фильма были реальные люди, которых хорошо
знали жители этих мест. Брат погибшего Макича собирался жениться. Я как «старший
брат» должен был увидеть невесту и дать свое согласие. Без этого свадьба не
состоялась бы. Амо Бекназарян, Грачья Нерсесян, Авет Аветисян и я вынуждены
были пойти на смотрины. Через неделю состоялась свадьба. Со слезами на глазах
встретили меня – Макича – родственники жениха.»
Затем был «Давид Бек».
«На «Мосфильме» шли съемки эпизода «У Петра Великого» бекназаряновского «Давид
Бека». Здесь же, в Москве, Бекназарян смонтировал фильм. Мы ждали решения комиссии.
И вот в один прекрасный день подъезжает машина, выходят военные, берут коробки
с нашим фильмом и уезжают. Потом мы узнали, что Сталин ночью смотрел фильм.
В ту же ночь часа в 3-4 в моем номере зазвонил телефон.
- Товарищ Малян?
- Да.
- Как ваше отчество?
- Мелкумович, а кто…
Прозвучали гудки. Утром «Известия» сообщили: «За фильм «Давид Бек» наградить
Грачья Нерсесяна орденом Ленина, Амо Бекназаряна, Давида Маляна – орденом Трудового
Красного Знамени».
Признание актерского мастерства Давида Маляна простиралось далеко за пределами
Армении. Он неоднократно выезжал с театром на гастроли во многие города Советского
Союза. В 1964 году Давид Малян представлял Армению на международном праздновании
юбилея Шекспира в Англии, где на одном из творческих вечеров читал на английском
и армянском языках известный монолог Гамлета. Было много аплодисментов и теплых
слов английских коллег.
Давид Малян был разносторонне одаренной личностью. Он свободно владел несколькими
языками, красиво пел, хорошо рисовал, много читал, знал и чувствовал высокую
литературу.
В 1974 году выходит в свет книга воспоминаний Давида Маляна «Люди и встречи».
Генрих Малян - талантливейший режиссер, снявший незабываемые фильмы, вошедшие
в сокровищницу советского кинематографического искусства, так вспоминал о своем
дяде:
«Давид Малян был честью, восхищением и гордостью всего нашего рода. Я буквально
с колыбели был неразрывно связан с его именем, с его волшебным обаянием…
Великое уважение и вечная любовь к Давиду Маляну живут во мне. Он был Артистом
всегда и во всем – когда выступал на сцене и шагал по улице, делал покупки и
во время застолья, когда открывал пачку сигарет, зажигал спичку и закуривал,
когда читал. Его речь, голос, обаяние и юмор жили в неразрывном единстве.
Прошли годы… Мой дядя скончался с томиком Аветика Исаакяна в руках…»
Давида Маляна на сцене видели и помнят зрители старшего поколения, однако благодаря
его ярким образам в армянском кинематографе середины 20-го века его знают и
почитают молодые любители армянского искусства, которым не довелось увидеть
Давида Маляна на сцене.
И сегодня Давид Малян – один из самых признанных и искренне любимых армянских
артистов, гордость всего народа.
Редакция благодарит Наталью Рафаелян - внучку Давида Маляна за любезно предоставленные
материалы.
|