Ее Комитасу аплодировал Стамбул В июне в Стамбуле на Международном конкурсе вокалистов имени Лейлы Генджер победила певица из Грузии Маринэ Парулава, исполнившая в заключительном туре «Бездомного» («Антун») Комитаса. Зал стоя, на «бис» аплодировал блестящему исполнению бессмертной мелодии.
Победительница Международного конкурса вокалистов имени Лейлы Генджер певица
из Грузии Маринэ Парулава
На встречу с Мариной меня с писателем Кареном Абгаровым пригласил наш старинный
друг, один из колоритных тбилисцев нашего времени, известный грузинский скульптор
и отец Марины Отар Парулава.
Марина радушно встретила нас в своей дедовской квартире в знаменитой «одиннадцати-этажке»
на площади Героев. Самое время обрушить на читателя ярчайшее созвучие имен,
ставших Млечным путем Марины в большое искусство. Дед – Петрэ Амиранашвили,
народный артист СССР, один из лучших мировых басов. Бабушка - Надежда Цомая
– народная артистка Грузии, прима Мариинского театра. Мама – ныне здравствующая
Медея Амиранашвили, народная артистка СССР, прима Тбилисского оперного театра.
Именно в этой семье и нашли мы сосредоточие – квинтэссенцию грузинской рафинированной
интеллигентности, глубоко проникнутой как национальным достоинством, так и христианской
любовью ко всем окружающим. Как жаль, что сегодня благородный голос истинной
грузинской интеллигенции не слышен за ревом толпы.
В уютной гостиной, за чашкой ароматного английского чая, Марина подробно рассказала
о Международном конкурсе и давшей ему свое имя турецком «соловье» Лейле Генджер,
современнице Марии Калас, Марио дель Монако и Тито Гобби. О недавних семи сольных
концертах в Нью-Йорке и прослушивании у Пласидо Доминго.
С особым восторгом Марина вспоминает недавний гала-концерт в Ереване в культурном
центре имени Арно Бабаджаняна, посвященный памяти Зураба Анджапаридзе. Молодые
грузинские вокалисты находились в столице Армении по приглашению самого Гегама
Григоряна в ответ на концерт в прошлом году в Тбилисском оперном театре с участием
самого мэтра мировой оперы и опекаемых им молодых голосов Армении. Со слезами
на глазах Марина рассказывала о восторженном приеме выступления грузинских вокалистов
ереванской публикой, в числе которой было множество выходцев из Грузии. Ереванцы
одинаково тепло встречали как своего старинного друга дирижера Виктора Шубладзе,
долгие годы работавшего в Армении, так и его молодого коллегу – дирижера Зазу
Калмахелидзе. В том незабываемом концерте вместе с Мариной пели Лаша Никабадзе
– лауреат конкурса Доминго-операле; Ирма Ратиани – лауреат премии Верди; молодые
солисты Кутаисского оперного театра Кале Харчилава, Феридэ Джинджихадзе, Хатуна
Чохонелидзе и Сулхан Гвелесиани.
Марина попросила через нашу газету передать особое спасибо Гегаму Григоряну
за сказочный прием грузинской делегации у себя на вилле, где великий артист
собственноручно потчевал гостей армянскими яствами, оказывая каждому в отдельности
подчеркнутое внимание. «При всем великолепии нашей грузинской кухни и хваленом
гостеприимстве, нам всем придется очень постараться, чтобы достойно ответить
на тот незабываемый прием», – резюмировала Марина.
У семьи Амиранашвили-Парулава самые давние связи с Арменией. Медею Амиранашвили
связывала многолетняя личная дружба с неповторимой Гоар Гаспарян, которая во
время частых гастролей в Тбилиси неизменно посещала близкий ей дом на площади
Героев и пела в той самой гостиной любимую в семье в ее исполнении «Царицу ночи»
Моцарта. Именно после ее «Нормы» Марина прониклась мечтой когда-нибудь исполнить
эту бессмертную партию. И именно Гегам Григорян предложил Марине спеть ее в
Ереванском оперном театре после завершения в нем реставрационных работ.А еще
Марина вспоминает, как совсем девочкой, услышав в Эчмиадзине во время воскресной
службы голос несравненной Лусинэ Захарян, потеряла сознание от прилива чувств.А
разве может забыть она те страшные декабрьские дни1988 года в Спитаке, куда
они приехали с друзьями из Тбилисского оперного театра. Именно тогда, потрясенная
трагедией братского народа, возвращаясь домой, она вместе с Зурабом Анджапаридзе
на границе с Арменией впервые спела «Бездомного» Комитаса. Тогда эта печальная
мелодия, как никакая другая, выразила их горе по невинно погибшим.
Рассказывая об этой замечательной семье я не могу не поведать читателю о моем
старшем друге, отце Марины – Отаре Парулава. Будучи одним из самых известных
грузинских скульпторов, автором доброй половины эксклюзивных мемориальных досок
в Тбилиси, памятников академикам Илье Векуа, Шалве Нуцубидзе и народному артисту
СССР Зурабу Анджапаридзе в Тбилиси, академику Владимиру Бураковскому, Николаю
Блохину и маршалу Геловани в Москве, он сегодня одержим идеей создания памятника
в Тбилиси Сергею Параджанову, другу своего босоногого детства и предвоенной
юности. Они потеряли друг друга в 41-ом на призывном пункте в Навтлуге и встретились
после войны. А еще Отар считает нонсенсом, что в Тбилиси до сих пор нет мемориальных
досок Рубену Мамуляну и Тиграну Петросяну. Он изготовил великолепные эскизы
мемориальных досок и робко надеется, что кому-то придет в голову поддержать
его идею и оказать помощь хотя бы в покрытии производственных расходов. Согласитесь
со мной, что радостно слышать эти слова и воспринимать идеи одного из наиболее
достойных представителей старшего поколения грузинской интеллигенции, тем более
в смутное время разгула армянофобии, с другой стороны, стыдно за самих нас,
имеющих великое наследие и обреченно подсматривающих из своих уютных нор, как
с тифлисских домов стирают нашу память.
Но городу и нам в нем, безусловно, быть, пока носителями неповторимого тбилисского
духа являются в том числе и наши добрые друзья, талантливые и умные отец и дочь
из рода Парулава.
Михаил Татевосов
|