Душа армянского квартала Авлабар – самый старинный район Тбилиси, с него начинается история старого города. И сегодня он остается центром армянской общины, сосредоточием ее проблем и чаяний, надежд и разочарований. Истинные авлабарцы – мужественные, трудолюбивые, прямые и ироничные, острые на язык и безошибочные в определениях. И очень талантливые. Этот рассказ об одном из них, о ДАВТЯНЕ РАФИКЕ ПАРУЙРОВИЧЕ, истинной душе армянского квартала.
Никто на Авлабаре без приставки «джан» о Рафике не скажет. Потому что он всегда
где-то рядом: и в радости, и в горе. Профессия у него такая – музыкант. Причем
он как человек, так и кларнетист – от Бога. О себе рассказывать не любит и не
умеет, зато с умилением и восторгом перечисляет великих – Бени Гудмана, Бадди
де Франко, Джимми Джуфрэ, Тони Скотта, Эдмонда Холла, ставя в ряд с ними своего
друга детства, профессора Московской консерватории и солиста оркестра Большого
театра Рафаэла Багдасаряна.
Выпускник Тбилисской консерватории по классу кларнета, лауреат Всесоюзных конкурсов,
он с грустью и гордостью вспоминает о том времени, когда играл в больших и известных
на всю страну оркестрах. С гораздо меньшей охотой рассказывает о хлебе насущном
– работе в известных московских ресторанах, где платили более чем щедро, но,
как правило, заказывали такую муру, что становилось стыдно перед своим старым
инструментом. Со щемящей грустью вспоминал утонченного тбилисского слушателя
в парке «Стелла», приходившего сюда в прохладные летние вечера посидеть за бокалом
хорошего вина и послушать его джазовые композиции. А на «бис» - «Чардаш» Монте
или «Турецкий марш» Моцарта.
Когда тоска заела, вернулся в Тбилиси. А от тех ресторанов в памяти остался
разве что «Рыцарский клуб», когда в нем отмечали юбилей Георгия Данелии. Тогда
в честь великого режиссера Рафик исполнил увертюру к «Даиси» и грузинскую народную
мелодию «Дилис сари». Всегда крайне сдержанный на выражение чувств мэтр подошел
к музыканту и молча обнял его. И этим все было сказано.
В Тбилиси значительно трудней, самое главное – почти ни у кого нет работы.
Ну а испытание безработицей для любого армянина равносильно пытке. Зато здесь
все родное: и дом, и Авлабар, и такие же безработные авлабарские ребята. А главное,
здесь его единственная и единоверная Лариса Амирановна, урожденная Гетия. И
своих четырех детей в назидание всем подлым армяно- и грузинофобам назвали поровну:
Дэви и Эку – по-грузински, а Карена и любимицу семьи младшенькую Араксеньку
– по-армянски. И говорят, и поют они в своей дружной семье на трех языках: армянском,
грузинском и русском, а еще мама пробует подучить Араксю своему родному – мингрельскому,
говорит – получается.
А еще Рафик не решил для себя главного – что для него музыка: работа или увлечение.
И все потому, что есть у него еще одно, не менее элитарное увлечение – ювелирное
искусство. Получив в юности первые уроки этого исконно армянского промысла у
знаменитого на весь Тбилиси ювелира, выходца из Алеппо Каро, Рафик после окончания
консерватории поступил в академию художеств, где два года изучал тайны филиграни
и гордость грузинского ювелирного искусства – перегородчатые эмали. Сегодня
уникальные произведения Рафика Давтяна занимают достойное место в экспозициях
даров Королевы Англии, Президента Армении и Святого Эчмиадзина. Просьбы с заказами
регулярно приходят из Франции, Италии, Германии и США. Но большинство из них
остается без ответа, потому что Рафик-джан так и не решил, что для него работа,
а что для души. А потому и работает от вдохновения до вдохновения. А в подчас
длительных паузах играет на ставших редкими свадьбах и юбилеях. А все больше
так, для себя. Вот и сегодня, подходя к дому Давтянов, я услышал из раскрытого
окна галерейки на первом этаже чистые и печальные звуки кларнета. В течение
часа на дворовой лавочке под орехом, боясь помешать другу, я с упоением слушал
его неповторимый репертуар, в котором армянский «Для яман» органично переходил
в молдавскую «Дойну», а «Полет шмеля» плавно трансформировался в «Смех кларнета»
гениального Бени Гудмана. Душа просила Армстронга и получила его «Hello, Dolly».
Когда я, наконец, вошел, Рафик сыграл в мою честь любимые танго из фильма «Запах
женщины» и «Амополу» из «Однажды в Америке». На мой шутливый вопрос: кому это
он посвятил свой утренний концерт, Рафик ответил: «Брату. Соскучился». Кстати,
младший из братьев Давтянов – Севан – физик с мировым именем, живет и плодотворно
работает далеко от родного Тбилиси, который помнит, любит и видит в своих снах
о детстве. Вот такие они, эти парни из армянского квартала.
Президент
Союза армян Тбилиси Михаил Татевосов
|