Миры КондахсазоваСимпатичный домик с мансардой и маленьким балконом на бывшей Зорабашской улице N26 раньше был известен многим тбилиссцам. Там жил доктор Кондахсазов. Сегодня, спустя 30 лет, при его упоминании у тех, кто его помнит, теплеет на сердце. Он воплощал классический образ земских врачей с саквояжем и трубочкой-стетоскопом, умевших по еле заметным признакам безошибочно ставить диагноз.
И теперь многие опытные врачи предпочитают давать их тогдашние назначения.
А все-таки доктор Кондахсазов был особым Щумается, что у носителей этой фамилии
есть особый ген талантливости. Ведь в переводе на русский сочетание слов «кондах»
и «саз» осмысливается еще и как умение превратить палку в поющий музыкальный
инструмент, коим владел великий ашуг Саят-Нова...Особый дар необходим и в коммерции.
Ведь неспроста отец доктора, Аршак Арутюнович, с его «офисом» на старой улице
Армянский базар заслужил титул купца 2-й гильдии. А когда у доктора Абгара и
его супруги Елизаветы Багратовны Долмазовой родился их первенец Роберт, и чуть
не с младенчества, будь то на бланках отцовских рецептов, хоть на стене, пытался
изобразить все, что было подвластно богатой детской фантазии, то ни у кого в
доме не оставалось сомнений в будущем ребенка. Нелегко бывает отпрыску известного
родителя выйти из тени его славы и заиметь собственный имидж. Сегодня Роберт
Кондахсазов без всяких скидок является заслуженным художником Грузии. В среде
коллег его авторитет необычайно высок.Нередко творческих людей настигают мучительные
терзания в поисках новых форм самовыражения. Чувство неудовлетворенности собой
может грозить психологическим надломом. На помощь может прийти даже одно разумное
слово. Ведь слово лечит! Чуткость и деликатность Роберта настолько высоки, что
его телефон можно без преувеличения назвать телефоном доверия. Высочайшая компетентность
вместе с остроумием и тонкой самоиронией воодушевляют обратиться к нему даже
самого самолюбивого человека, не опасаясь потерять своего лица.
Бескомпромиссность его к собственному творчеству достойна восхищения. Отсюда
и результат. Его холсты как бы наслаждают утонченной поэзией. Впервые я увидел
их на благотворительной выставке-продаже работ армянских художников Грузии в
помощь жертвам спитакского землетрясения. Картин было много. Все по-разному
хорошие. Но та меня просто ошеломила -сила искусства! Это были розы. Понятно,
что царица цветов. Но какие розы! Поразительным был их цвет, написанный темперой
-техника не всем доступна: ведь как только краски сохнут, оттенок меняется.
То были сказочные розы, необыкновенно-пурпурные и совершенно удивительной конфигурации,
как стихи с потрясающими ассоциациями и рифмами...
Говорят, что когда работой одного большого художника восторгался невежда, то
после его визита мастер уничтожил картину. Это, наверно, потому, что попытка
решения некой глубокой задачи художника несовместима с глуповатеньким возгласом
«Ой, как это мило!». Вряд ли Роберта спровоцирует чье-то восклицание. Но он
сам признается, что свои неважные работы с облегчением отдавал в дар домашнему
камину. «Знаете, как красиво горят акварели?.. Синие - синим пламенем, красные
-красным... Зрелище получше, чем топтаться на достигнутом!». В отличие от графоманов
так поступают и поэты, не дрожат над единственно вымученной строкой... Искусство
во всем требует жертв! Ведь иначе не состояться самосовершенствованию, движению
от одного творческого этапа к другому.«Можно использовать весь набор радуги,
но не достичь настоящей живописи, и всего только черно-белым цветом создать
живописную картину», - говорит Роберт. Не это ли есть тайна психологии творчества,
основанная на абстрактном, а не конкретном мышлении. На его работах самые обыкновенные
предметы, будь то медная ступка, морская раковина, простенькая ваза-кувшин вступают
в интересный диалог со зрителем. Увлекаясь, вовсе не замечаешь, что этот неодушевленный
предмет вовсе не Адонис. Но ведь и от красавицы, если она слишком глупа, быстро
устаешь! Общение с работами Роберта сродни моменту познания некой истины. Что
и говорить о нем самом. Интереснейший собеседник, много и многое знающий, что
в сочетании с чутьем и есть интеллект. Готовя этот очерк, я попросил двух личностей,
которых смело можно назвать почетными художниками не только армян в Грузии,
предельно кратко высказать их отношение к Роберту. «Святое!» - без колебаний
высказала Гаяне Хачатурян. «Искренний друг», - произнесла Зулейка Бажбеук-Меликова.
На Кавказе поднимают тост за ангела-хранителя дома, в котором пируют. Зайти
в гости к Кондахсазовым, увидеть его творчество - пиршество души... Супруга
Роберта - тоже его ангел-хранитель. Ей удалось вырвать мужа из когтей тяжелейшего
сердечного недуга. Чтоб закрепить достигнутое, приходится идти на радикальный
шаг. Уехать туда, где более приемлемые социальные условия, где уже много лет
живут и успешно творят следующие поколения Кондахсазовых -дочь и внучка Роберта
- Дина и Анна.Кто станет новым хозяином славного дома, который еще в 1915 году
по милости Аршака Кондахсазова приютил тридцать истощенных армянских беженцев,
чудом спасшихся от младотуркского ятагана? На картинах внука печальная страница
в истории его народа конечно же нашла отражение цветом пролитых тогда рек крови,
плодами граната и его сока-ставших символом нации. Сколь-кие из прекрасных переводчиков
грузинской поэзии переступали здешний порог: Е.Рейн, В.Леонович, Я.Гольцман,
М.Синельников, С.Заславский, Т.Бек, Н.Генина... Поистине, его стены вдохновляют,
навевают возвышенную музу. Об этом говорят и потрясающие посвящения московского
поэта Н.Габриэлян, а также Л.Фоменко, ныне проживающей в Нью-Йорке, по ее признанию,
терзаемой глубокой ностальгией по дому с «несравненным балконом»... Идея! А
что, если этот дом сообща приобретут достойные его интеллектуалы со всего мира?
Создадут в нем культурный центр. Ведь одна только интеллигенция из армянской
общины бедна настолько, что не в состоянии оплатить даже стоимость одного его
даже ржавого гвоздя. Ведь сегодня или завтра какой-нибудь нувориш выстроит на
месте реликвии очередную помпезную безвкусицу, каких вокруг уже полно. И кто
за это будет держать ответ перед историей?
Артэм Григоренц, член Союза армянских писателей Грузии «ВЕРНАТУН»
|