Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Сохранить язык, веру, культуру и обычаи

Поданным статистического отчета 1987г., основную массу населения Калининградской области составляли русские, белорусы и украинцы. Их было около 886 тыс. человек, или 95% всего населения. По этим данным, из этнических групп по численности идут: литовцы —17,7 тыс., армяне — 7,5 тыс., немцы — 5,8 тыс., поляки — 5 тыс., татары — 4,9 тыс., мордва — 3,3 тыс., чуваши—2,7 тыс., евреи—2,3 тыс. От 45 тыс. до 2500 человек насчитывают этнические группы греков, молдаван, цыган, латышей, узбеков, карелов, эстонцев, марийцев, грузин, удмуртов, осетин, казахов, башкир, коми.

Общим для всех национальностей региона является развитие субэтнической идентичности жителей области, формирование регионального самосознания в силу анклавного положения. Речь идет не об образовании какой-то «калининградской национальности», а о росте понимания жителями области своей специфики в границах России и влиянии на их морально-психологическое сознание близости Европы.
Большинство людей среднего и молодого поколения принимают новую действительность и в то же время заинтересованы в усилении контактов как с ближайшими соседями области — Польшей и Литвой, так и Европейским Союзом. Эту заинтересованность проявляет и большая часть калининградской политической и хозяйственной элиты,которая пришла к власти в последние годы. На территории области действуют 6 национально-культурных автономий: русская, 2 украинских, белорусская, литовская, немецкая. Армянскую национально-культурную автономию в области представляет Калининградское региональное отделение всероссийской общественной организации «Союз армян России». Образована Калининградская региональная ассоциация обществ культуры и связей с зарубежными странами.В области издаются газеты «Кобальт» ( Немецко-русски и дом), «Голос с Прего-ли» (общество польской культуры), «Гинтарас» (национально-культурная автономия литовцев), «Третий сектор» (общественные переселенческие организации), открыт корреспондентский пункт белорусской газеты «Белорусская нива». Калининградское землячество белорусов издало книгу стихов «Веретено» белорусской поэтессы В. Кунцевич. Выходит в эфир радиопрограмма «Криница». Радиовещание ведется для белорусов — жителей Калининградской области. В Калининград постоянно поступает из Москвы газета армянской диаспоры стран СНГ «Ноев Ковчег», которая пользуется большой популярностью.Учитывая геополитические особенности региона, а также прогнозы будущей политической и экономической обстановки в силу развития известных причин, Литва, Польша, Беларусь, Дания, Греция и другие страны открыли в Калининграде свои консульства.Проведенное московскими социологами исследование данной проблемы свидетельствует, что в области сформировались четыре группы людей, склонных думать об отделении Калининградской области от России: это «либеральные интеллектуалы» — народ образованный, имеющий опыт проживания за границей; «студенты» — молодежь с богатым опытом поездок в Европу, они ориентированы на высокие европейские стандарты; «дельцы» — мечтающие погреть руки на выходе области из состава России; «маргиналы», или «амбициозные бездельники».

Все эти группы немногочисленны, разбросаны по разным национальным группам и социальным слоям населения и не играют особой роли в общественной жизни региона. Вместе с тем политологи прогнозируютувеличе-ние числа сепаратистски настроенных калининградцев, которыми кто-нибудь обязательно захочет манипулировать в своих интересах. Не исключено, что в этих манипуляциях будет задействован и на-ционально-региональный фактор. В силу этого анализ, изучение и учет национально-психологических особенностей этнических групп, проживающих в регионе, их национально-культурных обществ и религиозных объединений представляется актуальным в процессе формирования морально-психологического общественного сознания населения.

Современная ситуация и перспективное развитие народов области определяются как общими для России процессами, так и региональной спецификой: соотношение в национальном составе удельного веса разных народов, взаимоотношения между ними, особенности национального самосознания и менталитета этнических групп региона.Мне хотелось бы рассказать о жизни армянской диаспоры,которая, по нашим подсчетам, насчитывает сегодня около 60 тыс. человек. Региональная общественная организация общества армянской истории и культуры «Гарун», председателем которого я являюсь, за два с лишним последних года своей деятельности, по отзывам жителей области, успела сделать несоизмеримо больше, чем было сделано за предшествующее десятилетие с момента организации. Отсутствие сформулированной идеологической базы (программы) в прошлом оказывало заметное негативное влияние на динамику развития этой общественной организации.Благодаря целенаправленной работе новой областной администрации и новому подходу к созданию интернационального климата в нашей многонациональной области происходят положительные перемены.Прежде я бы хотел ответить на самый актуальный вопрос: «Для чего мы все это делаем?» Для чего нужно создание в области общественной организации, которая станет объединять людей одной национальности?Ясное дело, что это необходимо для создания условий для сохранения языка, национальной культуры, традиций. Может быть, даже для оказания помощи исторической Родине и т.д. и т.п. Любопытствующий, как правило, таким ответом остается удовлетворен, но не все так просто и однозначно.

Сразу после моего избрания председателем я начал расширять круг знакомств с людьми армянской диаспоры нашей области. Довелось познакомиться с женщиной средних лет, носительницей армянской фамилии, преподавателем армянского языка. Каково же было мое удивление, когда, услышав о наших делах и успехах, она с гневом обрушилась на меня, заявляя, что все, что делает наша организация, никому по большому счету не нужно и ничего, кроме вреда армянам, принести не может. Она родилась и выросла в Закавказье, а ее высказывания уже здесь, в Калининграде, можно свести к следующему тезису: все, что разделяет людей (в том числе язык, религия, культура), в конце концов создает конкретные ситуации с серьезными последствиями (вплоть до геноцида, как было в Сумгаите в Азербайджане). И чем больше армяне и другие малочисленные нации интегрируются в окружающий мир,то есть ассимилируются, тем лучше будет и для них, и для общества, и даже странам, в которых они живут.Конечно, можно было бы отмахнуться от таких рассуждений и объяснить, что большинство людей другого мнения, но ведь в этом мире есть районы, где происходит принудительная ассимиляция и есть реальные проблемы, от которых просто так не отмахнуться.

В вопросе о национальных особенностях человека я разделяю мнение губернатора В.Г. Егорова. Он говорит, что национальные особенности не разделяют людей, а только отличают их друг от друга. Причем эти отличия не столь существенны, чтобы априори носить антагонистический характер, ибо природа человека в основе своей одинаково независима от национальной принадлежности. «Национальным» не рождаются, им становятся. Вот простой пример: если назвать театр «национальным» и этим ограничиться, то ровно ничего националь-
ного в нем происходить не будет. А вот если писать хорошие пьесы и уметь их ставить на сцене, то они станут со временем национальным достоянием.

Нация, несомненно, существует, это вовсе не «воображаемая общность», как считают иные теоретики на Западе, да и у нас. Существует как живое существо, обладающее своим характером и своими особенностями. Но свою оригинальную, творческую и созидательную роль народы и нации начинают играть лишь тогда, когда взаимодействуют с другими народами, включаются в интернациональный процесс — вот тогда и выступает народ, превращая личное свершение в свершение массовое, историческое.В нашем киноконцертном зале «Россия» я смотрел американский фильм «Гладиатор» и был обворожен исполнением на старинном армянском музыкальном инструменте плавной мелодии. Самого исполнителя в кадре не было, но я узнал его по манере исполнения. Это был знакомый на весь мир музыкант, играющий на армянском дуду-ке. Он знаменит не потому, что он, как и его деды, играет на дудуке, а потому, что этот древний инструмент, как и тысячи лет назад, будит в людях необычные чувства, открывает в них, как мне кажется, совершенно другое восприятие мира музыки и т.д.

В этом многонациональном мире нет и не должно быть ничего, что служит только одному народу, только данной нации и ей одной. Человечество давно уже осознало, что для сохранения живой природы необходимо беречь абсолютно все виды животного и растительного мира. На эти цели тратятся колоссальные средства, для этого пишутся Красные книги, создаются заповедники и заказники, вписываются соответствующие статьи в уголовное законодательство (подчас весьма жесткие) и т.д. и т.п. Но если на глазах у всех исчезают носители какого-либо редкого языка, это мало кого волнует. А ведь природа культуры также не терпит однообразия, как и окружающая нас флора и фауна. Одинаковость губительна и здесь: культурный инцест в условиях моно-этничности ведет к деградации и вырождению. Только взаимо-влияя и взаимообогащаясь, национальные культуры могут развиваться, приобретая новое качество, но сохраняя при этом свое своеобразие. Залог прогресса национальных культур именно в их многообразии и, следовательно, гарантии развития культуры как таковой.Не следует забывать, что сегодня речь идет не только о сохранении национального своеобразия сравнительно небольших народов, населяющих Россию. Во весь рост встает задача сохранения российской идентичности в целом. Как добиться этого в эпоху постиндустриализма и глобализации? Как добиться этого в условиях, когда невосприимчивость ктехно-логическому прогрессу, который органично слился с представлением о вестернизации, сопряжена с угрозой оказаться на обочине мировой цивилизации?Восхищаться только ветхозаветной стариной, как это делают ныне художники или писатели, еще недостаточно, чтобы называть себя патриотом и действительно современным человеком. Надо, чтобы национальные порывы и устремления шли в русле общечеловеческого прогресса. Мы были и остаемся противниками как ги-перэтничности, т.е. непомерного раздувания национального начала, так и национального нигилизма, который означает 1 забвение национальной самобытности или ее растворение в некоей аморфной субстанции, именуемой евроат-лантической цивилизацией.Те, кто мыслит движение по пути технического прогресса как приобщение к обезличенному и нивелированному миру, глубоко ошибаются. Потому что присущее народам и отдельным людям национальное самовыражение — это одно из замечательных проявлений свободного человеческого духа, без которого нет подлинной культуры. Именно сочетание национального и общечеловеческого, верность морально-нравственным ценностям и традициям своего народа в приобщении к лучшим ценностям мировой культуры, которые стали по-настоящему доступными для современника, делают человека и сами народы жизнеспособными, готовыми преодолеть любые испытания и
невзгоды, добиваться всестороннего прогресса.

В Калининградской области создаются национально-культурные общества, которые по идее должны сохранять, обогащать и защищать национальную культуру и носителей этой культуры. Два года назад мы единогласно приняли решение создать в областном центре Армянский духовный центр, включающий в себя: Армянскую Апостольскую церковь, воскресную армянскую школу с солидной библиотекой, актовый зал со сценой для концертов и спектаклей, и не только армянских. Музей под открытым небом армянского камнерезного искусства и живописи народов мира, кафе-трапезную, где будут устраиваться благотворительные обеды и праздничные застолья, помещение для приема и распределения гуманитарной помощи. Центр, конечно, будет привлекать всех жителей региона независимо от вероисповедания.Для строительства Армянского духовного центра нашей организации в центре города Калининграда выделена территория 2,5 га. В настоящее время близится к завершению процесс подготовки всей необходимой документации,технических условий, согласования, разрешительных писем и экспертизы рабочего проекта. На территории был установлен Хачкар, а начало строительства всего Духовного центра запланировано во втором квартале 2003 г.Быть может, это лишь штрих в жизни большого города и области, но для многочисленных представителей национальных общин — убедительное подтверждение внимания областных и городских властей к их нуждам и потребностям.Калининградские армяне вовлечены во все сферы жизнедеятельности Калининградской области: наука, промышленное и гражданское строительство, производство, сельское и рыбное хозяйство, правоохранительные органы, коммерция, сфера обслуживания, медицина. Под началом армян-руководителей созданы и функционируют также крупные производственные единицы: ООО «Лукойл-Кал ининградморнефть», «Газкомплектимпекс», 2 крупных рыбообрабатывающих комплекса, предприятия мясомолочной и обувной промышленности. В областном центре открыто 4 армянских кафе-ресторана и большой оздоровительный центр. В Правдинском, Славском, Черняховском, Гу-севском, Багратионовском районах имеются армянские села, где организованы современные фермерские хозяйства.

Но больше всего меня, как руководителя одного из крупнейших обществ, сегодня волнует проблема адаптации армянских мигрантов, которые по воле судьбы и известных событий в нашей стране заброшены к нам и оседают в селах и городах Калининградской области. По свидетельству административных органов и СМИ, основная масса этих людей занята поиском работы. Они —умелые мастера и не гнушаются никакой работы, в общем-то, сами создают рабочие места и эффективно трудятся в сфере бизнеса и в ремесленном деле, занимаются сельским и рыбным хозяйством, строительством и другими видами производственной деятельности.Мы не закрываем глаза на то, что во многих случаях при возникновении конфликтов на бытовой почве с местным населением именно представители этих новых мигрантов вольно или невольно вовлекаются в конфликты в значительной степени в силу своей неподготовленности для жизни в новых условиях. Дело в том, что представители многих наций и народностей, проживавших натерритории Советского Союза, все еще психологически чувствуют себя гражданами той огромной страны. Они еще не привыкли чувствовать себя в нашей области, как за рубежом. Не воспринимая правила и традиции этой страны как иностранного государства, они пытаются перенести на новую почву собственное представление и собственное отношение к традициям и укладу жизни в России, что иногда, в отдельных случаях, может создать конфликтную ситуацию. Если в основе подобного поведения в рамках денационализированного, имперского по своей сути советского государства лежала идеологическая доктрина классовой солидарности представителей «новой исторической общности», то в новых условиях местное население чувствует себя этнически обособленной, этнокультурной основой нового Российского государства, а бывших соотечественников воспринимает как граждан другого государства, другой культуры, другого языка, имеющих другие нравы, обычаи и т.д. Процесс адаптации новых мигрантов к новым условиям требует огромной работы как со стороны государственных органов власти, так и наших общественных организаций.Очевидно, что помимо поддержки и защиты интересов российских граждан — представителей национальных диаспор для общинных организаций той или иной этнической группы на первый план сегодня выдвигается задача воспитания уже второй волны мигрантов в Калининградской области для их органичного вовлечения в новую среду обитания. Новых мигрантов нужно готовить к новым условиям жизни, нужно, чтобы они понимали, что находятся уже в новом государстве, что правила, нормы, обычаи, существующие в публичной жизни принявшей их страны, должны обязательно соблюдаться, если они хотят жить, процветать, интегрироваться на новой территории, в тех новых условиях и в рамках нового этнокультурного образования, каким является наша область.

Конечно, подобная воспитательная работа — задача не только национальных общественных организаций, которые на данном этапе не имеют ни своих помещений, ни финансовых средств для содержания штата работников. Это также задача административных органов и СМИ как на федеральном, так и на местном уровне. К большому нашему сожалению, работа по воспитанию национальной и культурной терпимости (толерантности) после распада СССР ведется очень слабо. Никто конкретно не занимается интернациональным воспитанием, формированием межнационального согласия, веротерпимости, уважительного отношения к национальным традициям. А это, как мне кажется, может нанести большой вред. Мы видим, как у нас в Калининграде изощряются «заборные писаки».Еще в 1910 году армянский поэт и мыслитель Ованес Туманян писал, что «эти первобытные чувства — слепая племенная или национальная любовь к своим и ненависть к чужакам — постыдны для современного человека». Так неужели сегодня мы не найдем в себе силы искоренить ксенофобию, это отвратительное порождение мрачных, средневековых времен? Российский народ всегда был и — я уверен — останется невосприимчивым к этому злу.

Считаю, что властные структуры должны решительно и активно вовлекать мигрантов из республик бывшего Советского Союза в новую культурную и языковую среду, заниматься формированием у них уважительного отношения к обычаям и традициям местных жителей. Одновременно нужно формировать уважительное отношение населения к обычаям, традициям и культурным ценностям новых мигрантов. Именно так должно идти формирование единой политической нации России в многонациональной Калининградской области. Такой видится перспектива создания развитого гражданского общества нашего самого западного, самого отдаленного региона России. Только в этом можно видеть прочную национальную опору будущего российского демократического государства, где армяне бок о бок с русскими, другими этносами живут более тысячи лет, оставаясь частью многонационального российского общества.А наши приоритетные задачи — сохранить язык, веру, культуру и обычаи наших предков и вместе с тем работать на Российское государство, чтобы сделать его сильной процветающей страной.

Рудольф Алексанян, кандидат экономических наук, академик Международной академии духовного единства народов мира

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении