Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Дань петербургской традиции

Возвратившись из Объединенных Арабских Эмиратов довольным, хотя творчески не окрыленным, Филармонический оркестр Армении свой первый концерте 2003 г. провел под руководством Тиграна Саркисяна (Санкт-Петербург). Слушательская аудитория зала Американского университета Армении была довольно пестрой, однако ее актив составляли ценители посланников дирижерского искусства северной столицы России.

Авторитет петербургской дирижерской школы вызывает пристальное внимание ко всем ее воспитанникам,тем более, если они учились в классе прославленного профессора Ильи Мусина. Дирижерский класс Мусина в Санкт-Петербургской консерватории окончили несколько наших соотечественников. В первую очередь, это Ваагн Папян, в свое время возглавлявший оркестр Армении, а ныне имеющий международную известность, затем осевший в Москве Ара Карапе-тян. После — начавший учиться дирижированию здесь у Эмина Хачатуряна, а позже в течение года совершенствовавшийся в классе МусинаТиг-ран Ахназарян, и наконец, 33-летний Тигран Саркисян, прошедший основательную петер-
бургскую школу. После окончания Петербургской консерватории в 1999-м, он в 2000—2001 гг. был стажером Академического Филармонического оркестра, руководимого Юрием Темирка-новым.

В дирижерской биографии Т. Саркисяна (в 1992 г. он окончил Ереванскую консерваторию как скрипач и некоторое время занимался исполнительской деятельностью) — главным образом, выступления с оркестрами Петербурга и Москвы. Одно из них мне пришлосьуслышатьв 1998г. в Петербурге, когда студент IV курса консерватории Тигран стоял за пультом «темиркановского» оркестра в Большом зале Филармонии им. Д. Шостаковича, руководя большой программой к 95-летию А. Хачатуряна (солист — народный артист Армении Э. Таде-
восян). В Ереване Тигран выступал в 1998 и 2000 гг.

Программа нынешнего концерта Т. Саркисяна была своеобразной данью петербургской традиции: три симфонические поэмы Петра Чайковского, который учился в Петербурге и... по воле судьбы там скончался (скоро этой дате — 110 лет). Открыла программу 10-минутная пьеса для оркестра «(K)einsom-mernachtstraum» (He сон в летнюю ночь) Альфреда Шнитке (1934—1998), имеющая авторскую ремарку: «не по Шекспиру». Это произведение, созданное Шнитке в середине 1985 г. перед роковым инсультом, ориентировано на моцартовское мироощущение гармонии.Исполнение сочинения несло следы скорее прилежности, чем интерпретации,— посему и не вызвало слушательского энтузиазма. Лишь последующие поэмы Чайковского и сыгранное «на бис» заключительное Па-де-де из балета «Щелкунчик» достойно характеризовали творческие возможности молодого дирижера.
Основное достоинство Т. Саркисяна — его дирижерский, академического типа, профессионализм, благодаря которому оркестровые средства становятся проводником к многообразию художественного мира. Отсутствие такого профессионализма, как правило, унифицирует музыкальные сочинения, лишает их неповторимости и, в конечном счете, правды. Зная это, Тигран выстраивает свои концепции, исходя из
неповторимости каждого сочинения: «Франчески да Римини», «Ромео и Джульетты», «Итальянского каприччио». Повествова-тельность развития, событийный ряд музыки определяют драматургическое решение каждой из поэм. В связи с этим дирижер ищет и находит адекватные тембровые краски, стремясь через тембры подчеркнуть акустическую перспективу оркестрового звучания.
Примером может быть яркое звучание меди в «Итальянском каприччио» или переход от траурно-погребального настроя к просветленному в завершении «Ромео и Джульетты». Вообще исполнение этой увертюры-фантазии Чайковского стало главной удачей вечера: убеждали темпы, общая логика, акцентируемые детали. Раскрепощенный оркестр послушно следовал дирижеру, заражаясь его идеей строить музыкальное здание.

Концерт Тиграна Саркисяна выявил его новую способность интеллектуального, а не только эмоционального осмысления музыкального процесса. Эта увлеченность мыслью придала прочтениям Чайковского строгость стиля и благородство вкуса.

Светлана Саркисян,доктор искусствоведения,профессор Ереванской консерватории

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении