Нагорно-Карабахская Республика: геополитическая реальностьКарабахский вопрос по-прежнему остается одним из приоритетов общеармянской политической жизни. Процесс мирного урегулирования имеет сторонников и противников, но не имеет альтернативы. Эта проблема представляет геополитический, геоэкономический и военно-стратегический интерес для ряда государств, заинтересованных в кавказских делах. Мнения независимых экспертов в отношении Карабахского вопроса всегда вызывают повышенный интерес.
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью с российским политологом,
кандидатом юридических наук, доцентом Александром Сваранцем, данное «Ноеву Ковчегу»,
который, будучи карабахцем по рождению, занимается научным исследованием Карабахского
вопроса и смежных тем в области востоковедения, политологии, конфликтологии
и безопасности. Научные поиски нашего собеседника, работа в архиве бывшего обкома
НКАО в 1988 г. позволили ему подготовить авторский труд «Проблема Нагорного
Карабаха - история и современность», итогом системного изучения политической
доктрины пантюркиз -ма является монография А. Сваранца «Пантюркизм в геостратегии
Турции на Кавказе».
- В последнее время вновь актуализируется проблема урегулирования карабахского
кризиса. Каким Вам видится окончательное решение вопроса? Какая модель урегулирования,
на Ваш взгляд, отвечает национальным интересам Армении?
- Мне думается, что актуализация карабахской темы появилась не вчера и не сегодня,
а с момента возникновения Карабахской проблемы в 1918-1921 гг., как территориального
спора между Арменией и Азербайджаном, признанного Лигой Наций. С тех пор данный
вопрос всегда оставался приоритетным в общеармянской повестке, ибо он является
частью Армянского вопроса. Карабахское движение в своем развитии прошло несколько
этапов, каждый из которых имел свои особенности, определяемые условиями времени,
и единую цель - воссоединение с Арменией и освобождение от Азербайджана.
С началом нового этапа Карабахского движения и распадом Советского Союза Карабахский
вопрос вновь, как и в 1918-1921 гг., становится объектом международной политики
и права.
Активизация же урегулирования Карабахского вопроса в международной, региональной
и национальной повестке нередко связана с приходом к власти новых политических
элит либо с борьбой за право контроля над региональными процессами. Карабахская
тема становится козырной картой восхождения либо свержения лидеров противоборствующих
сторон. Но при этом от желаний и заявлений до окончательного урегулирования
и определения статуса Нагорного Карабаха есть дистанция, протяженность которой
не решится определить ни один серьезный политик и эксперт.
Акцентирование внимания геостратегии «сильных мира сего» на Карабахской проблеме
есть следствие актуализации роли Кавказа и армянского фактора в глобальной и
региональной геополитике. Карабах является фактически той лакмусовой бумажкой,
по которой определяется отношение великих держав к Большому Кавказу.
Одновременно Карабах аналогичным образом отражает отношение всего мирового армянства
к высшим национальным интересам. Отношение к Карабаху определяет во многом прочность
доверия и продолжительность правления властей Армении. Малейшая неточность или
непоследовательность в позиции,увлечение «дарами власти», апелляция к мифическим
общечеловеческим ценностям в ущерб национальным, фальшь и сомнения в верности
общенациональным интересам становятся достаточными основаниями для свержения
лидера. Более того, отступление от национальных завоеваний и интересов является
политическим, правовым и физическим приговором для руководителя государства.
В то же время лидеру могут прощаться все остальные его недостатки: отсутствие
политической харизмы, экономическая некомпетентность, нерешительность в борьбе
с коррупцией, клановость в кадровой политике и т.д.
Опыт правления первого Президента Республики Армения (РА) Левона Тер-Петросяна,
чрезмерное увлечение «компромиссными» вариантами урегулирования Карабахского
вопроса за счет уступок Азербайджану стали причиной его отставки и прихода в
1998 г. к власти в Армении карабахца Роберта Кочаряна.
«Позиция Президента Армении в урегулировании Карабахского вопроса, - как справедливо
отмечает руководитель Союза армян России Ара Абрамян, - определяется нетолько
его личным мнением, а должна учитывать и выражать интересы всего мирового армянства
(Армении, Арцаха и Спюрка), ибо Карабах -это часть исторической Армении и Армянского
вопроса».
В этой связи мне представляется целесообразным тезисное изложение собственного
понимания решения Карабахского вопроса:
1. Окончательное решение и формулу урегулирования Карабахского вопроса достаточно
верно обозначил Президент Армении Роберт Кочарян: «Азербайджан без Карабаха».
История и существующая практика азербайджанского государства свидетельствуют,
что атмосфера азербайджано-армянских отношений не позволяет рассчитывать на
свободное и равноправное сосуществование армянского анклава в составе Азербайджана.
2. Следующим принципом урегулирования Карабахского вопроса является невозможность
обмена одной армянской территории на другую. Идея обмена Мегринского коридора
на часть Карабаха с Лачи-ном - это кабинетные умозаключения и расчеты американских
и турецких аналитиков и экспертов, оторванных от кавказских реалий, никак не
сочетающиеся с высшими интересами армянского государства и народа. Мегринский
район для Армении равнозначен Панамскому каналу для США.
3. Формат Минской группы ОБСЕ по урегулированию Карабахской проблемы является
международно-правовым механизмом обсуждения, но не политического решения данного
вопроса. Ключевые решения по Карабаху принимаются в Москве и Вашингтоне, Лондоне
и Париже. Однако главным фигурантом Карабахского вопроса выступает сам объект
и субъект настоящей международно-правовой проблемы, то есть Карабах и его народ.
4. Вопрос Карабаха есть территориальный спор между Арменией и Азербайджаном
(историография которого начинается в 1918-1921 гг.), а сочетание его с правом
на самоопределение На-горно-Карабахской Республики (НКР) - есть компромиссный
подход. Армения - единственный прямой участник переговорного процесса с армянской
стороны, которая должна претендовать на территорию Нагорного Карабаха де-юре.
5. Освобожденная зона безопасности является неотъемлемой частью НКР, ибо данные
территории были незаконно отторгнуты от Карабаха в 1921-1923 гг. Этот принцип
является составным элементом переговорного процесса. Возврат части зон безопасности
Азербайджану может рассматриваться армянской стороной при условии возвращения
Карабаху оккупированных территорий части Мардакертского и Шаумянс-кого районов.
6. Не сохранение статус-кво НКР, а его развитие, укрепление экономического могущества,
обороноспособности и безопасности, строительство демократического правового
государства и общества в Карабахе является важным фактором международно-правового
урегулирования Карабахского вопроса и удержания завоеваний Арцаха.
7. Реформация армянской внешнеполитической доктрины с превращением политики
Аи-Дат в стратегическую цель позволит Армении обозначить перед мировым сообществом
и международным правом Армянский вопрос - вопрос незаконно отторгнутых территорий
части Восточной и Западной Армении. Данный фактор позволит Армении и армянам
иметь не только противников,
число которых достаточно очевидно, но и приобрести новых союзников, партнеров
и симпази-антов, заинтересованных в кавказско-малоазиатских делах и региональной
геополитике.
В Конституцию Армении необходимо внести соответствующие изменения и прописать
территории части Восточной (включая Карабах и Нахичевань) и Западной Армении
и Киликии как неотъемлемую часть армянского государства - Республики Армения.
Тот факт, что в период «холодной войны» Основной Закон Западной Германии признавал
частью ФРГ ГДР, приграничные территории Франции (Эльзас и Лотарингия), Польши
(Силезия) и территорию Калининградской области СССР (исторический Кенигсберг
- Восточная Пруссия), а после объединения Германии в 1990 г. за вычетом ГДР
остальные названные территории по-прежнему считаются частью ФРГ, -не означает
агрессивность внешней политики Германии, но отражает ее национальные интересы,
стремление немецкого общества восстановить исторические границы объединенного
германского государства с учетом особенностей международной политики и возможностей
международного права.
В середине 1990-х гг. ФРГ, под влиянием США, официально признала постоянной
границу с Польшей по Одеру- Нейсе, и этот шаг ликвидировал для Польши серьезную
помеху на пути к более тесным взаимоотношениям с Германией. Объем торгового
оборота между ФРГ и Польшей с 1995 г. резко возрос, Германия приложила больше
всего усилий для организации вступления Польши в ЕС и (при поддержке США) в
НАТО.
Через Польшу влияние одного из лидеров ЕС - Германии распространяется на север
(страны Балтии и Калининградскую область России) и на восток (на Украину и Беларусь),
укрепляются геополитические активы Берлина в конкуренции с Парижем в рамках
объединенной Европы. Экономическая и политическая мощь Германии в Европе позволяет
ей диктовать условия в отношении новых членов ЕС, включая Польшу.
Из этого примера следует, что «знание своей границы, - как отмечал Наполеон,
- есть знание своей внешней политики». Армянскому обществу пора задуматься о
целесообразности конститу-ирования национальных границ армянского государства
и прописать в Конституции РА исторические территории, незаконно отторгнутые
от Армении и армянского народа. При этом весьма нереальными и ущербными представляются
инициативы отдельных представителей бывшей элиты РА, связанные с идеей оказания
Турции помощи для вступления в ЕС, что, по их мнению, якобы позволит демократизировать
турецкое общество и, применяя стандарты европейского развития, инициировать
переселение армян и внедрение армянского капитала в восточную часть Турции,
то есть Турецкую Армению.
Во-первых, армянам следует помогать Армении и своей диаспоре, а не туркам и
Турции.
Во-вторых, современная Армения не является членом ЕС, ее возможности и роль
в европейских процессах весьма далеки от статуса Германии, соответственно, у
нее нет рычагов воздействия на Турцию в рамках ЕС. История же взаимоотношений
Турции и передовых стран Европы (Германии, Великобритании, Франции) свидетельствует,
что турки всегда умели договариваться с Западом в ущерб интересам Армении и
армянского народа. Условия Берлинского конгресса 1878 г., Геноцид армян на рубеже
XIX-ХХвв., итоги Первой и Второй мировых войн - наглядные свидетельства предательства
интересов Армении цивилизованной Европой.
В-третьих, влиятельные армянские политические организации и администрация ЛевонаТер-Петросяна
на рубеже XX-XXI вв., под влиянием США, предпринимали безуспешные инициативы
установления отношений с Турцией, но всякий раз Анкара навязывала свои интересы
и игнорировала армянские. Так называемая турецко-армянская комиссия по примирению
и армянский туризм в Западную Армению только пополняют политические активы и
казну Турции.
С учетом изложенного можно отметить, что в современных условиях единственно
верной стратегией в армяно-турецких отношениях является модернизация общенациональной
политики Аи-Дат в строгом соответствии с нормами международного права, а тактика
воздействия на европейское сообщество должна способствовать определению принципов
и условий вступления Тур-
ции в ЕС. Решения Европейского парламента 1987 и 2002 гг. по Геноциду армян
- конкретные результаты армянской дипломатии.
8. Возобновление боевых действий против Карабаха означает войну против Армении
со всеми вытекающими отсюда международно-политическими и правовыми последствиями.
Новый конфликт в зоне Карабаха может привести к широкомасштабной войне в Закавказье,
при этом на-хичеванский анклав Азербайджана скорее всего окажется перед фактом
военно-политического поражения и восстановления исторического права армянского
народа на данную территорию. Затягивание урегулирования Карабахского вопроса
приведет к актуализации вопроса о Нахичевани, поскольку современные границы
армянского государства, как и Израиля в 1950-1960-х гг., весьма уязвимы и объективно
не способствуют его поступательному экономическому развитию.
Худой мир лучше, чем любая война. Но мир, как правило, начинается с завершения
войны. Нередко результаты дипломатических шагов определяются успехами армейского
марша. Сегодня победы Армии Обороны НКР позволили Армении и вынудили Азербайджан
сесть за стол переговоров. Не Азербайджан должен диктовать условия Карабаху,
а, наоборот, Карабах будет выбирать - соглашаться или нет с предложениями переговорного
процесса, поскольку здесь решается судьба народа Карабаха, а не каспийского
трубопровода. Любой иной подход обернется новой фазой осложнения и эскалации
напряженности в регионе.
В подобных случаях для военных границ не существует. Все зависит от ситуации,
от успеха или неуспеха армии. Есть ли граница у масляного пятна? Она зависит
от количества масла, пролитого на бумагу: еще несколько капель - и граница другая.
А в военных действиях - от того, сколько войск и техники использовано для наступления.
Главный принцип военной стратегии - концентрация мощи. И этот принцип должен
стать ключевым приоритетом армянской военной доктрины и оборонной промышленности.
Актуализация территориальной проблемы Нахичевани для Армении имеет не только
исторический характер, но и связана с современным геополитическим и геоэкономическим
положением республики. Неурегулированность Карабахского вопроса, затягивание
переговорного процесса при участии ведущих держав мира объективно способствуют
осложнению ситуации в зоне конфликта и в Закавказье в целом. Армения и Карабах
пребывают в состоянии резервации,порождаемой транспортно-энерге-тической блокадой
со стороны Турции, Азербайджана и, фактически, Грузии. В условиях военного перемирия
в Карабахе, Абхазии и Южной Осетии турецко-грузино-азербайджанский альянс блокирует
армянское государство.Будучи монополистом атомной энергетики в регионе Армения
не может экспортировать избыток вырабатываемой Меца-морской АЭС энергии в восточную
Турцию, где есть высокий спрос.
В Иране развивается строительство Бушерской АЭС, однако в этой стране нет фундаментальной
научной школы и самодостаточного инженерного корпуса, способного эксплуатировать
данную систему. Появление Бушерской АЭС в Иране при наличии Мецаморской АЭС
в Армении вряд ли соответствует логике развития региональной атомной политики
МАГАТЭ. В свою очередь Армения и здесь могла бы быть главным экспортером энергии,
дополнительно используя при этом гидроресурсы Карабаха.
Джульфинская железнодорожная транспортная артерия в Нахичевани бездействует,
в Армении практически парализованы железнодорожные коммуникации. Единственное
окно во внешний мир через Мегринский коридор, Иран и Персидский залив из-за
сурового горного рельефа и отсутствия полноценной транс-портно-коммуникационной
системы не способно удовлетворить потребности армянской экономики.
Названные геоэкономические факторы дополняются геополитическими изменениями
в регионе, связанными с турецко-российскими отношениями и вопросом Нахичевани.
Во-первых, из-за блокады Армении Россия не может в полной мере обеспечить своевременность
поступления на свои военные базы в РА военной техники, оборудования и переброску
необходимого количества войск в случае обострения ситуации.Во-вторых, в условиях
политического решения Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 г. о выводе российских
военных баз из Грузии и недостаточности российского военного присутствия на
армяно-турецкой границе, что может стратегически блокировать Армению - единственного
союзника России в Закавказье, Москва не может вести комбинированную геополитическую
игру в регионе и теряет свои позиции.
В-третьих, протурецкая и прозападная стратегическая ориентация Азербайджана
и Грузии и территориальный коридор через эти республики позволяют радикальным
международным исламским организациям, турецким спецслужбам и подрывным пан-тюркистским
формированиям оказывать поддержку и пособничество НВФ чеченских сепаратистов,
что наносит прямой ущерб интересам безопасности России.
В-четвертых, вхождение турецких «миротворческих войск» на территорию Грузии
(в перспективе и в Азербайджан) под флагом НАТО якобы для борьбы с международным
терроризмом фактически является очередным нарушением Турцией Московского договора
1921 г. о разделе с Россией сфер влияния в Малой Азии и на Кавказе по территории
Армении. Именно тогда, 16 марта 1921 г., кемалисты и большевики передали армянскую
территорию Нахичевани под управление Азербайджану(п.3 Московского договора),
а территории Западной Армении, Карса, Ардага-на, Сурмалинского уезда, Большого
и Малого Арарата оказались в составе Турции. Игнорирование геостратегических
интересов России на Кавказе со стороны Турции позволяет пересмотреть условия
Московского договора и изменить статус Нахичеванской республики, передав ее
под протекторат России сроком на 90 лет с размещением российских военных баз
и превращением этой территории в зону экономического управления совместно с
Арменией.
В-пятых, углубление социально-экономического кризиса в РА и НКР из-за турецко-азербайджанской
блокады при молчаливом наблюдении мировых держав способствует концентрации негативных
процессов в условиях армянской резервации и может привести к эскалации напряженности
и военно-политическому взрыву в регионе. Данная ситуация выдвигает перед мировым
сообществом и, прежде всего, ООН задачу международно-правового реагирования.
Отрыв Армении и Карабаха от сбалансированного и равномерного развития в Закавказье,
рост критических явлений способны вызвать серьезную детонацию, что, по опыту
современного Афганистана, будет иметь трагические последствия для региональной
безопасности. Возможно, сложившаяся ситуация и подобный исход отражают геополитические
интересы определенных мировых сил, однако интересы армянского государства требуют
решения проблемы территорий и самодостаточного развития.
9. Важным фактором в урегулировании Карабахского вопроса является повышение
качества самоорганизации мирового армянства (пайюцюна), обеспечение консолидации
армянского государства и диаспоры вокруг общенациональных интересов, поиск новых
форм организационно-структурного взаимодействия и выявления потенциала нации
на благо Армении, Арцаха и Спюрка. В этой связи Карабахское наци он ал ьно-освободительное
движение способствовало в конце XX в. проявлению феномена единения армянского
народа. Важно развить этот процесс консолидации армян мира в условиях мирного
развития, ибо, как справедливо отмечает Президент Союза армян России Ара Абрамян,
«идея консолидации и объединения нации, всех ее составляющих частей (Армении,
Арцаха и Спюрка) - это веление времени, требование истории и ответственность
перед будущим Армении и диаспоры». Соответственно, идея образования «Всемирной
Армянской Организации» весьма своевременна, она призвана стать важным координатором
и генератором прогрессивных усилий всех частей пайюцюна на благо армянского
народа и армянского государства.
Нагорно-Карабахская Республика - геополитическая реальность, с которой следует
считаться всем заинтересованным в кавказских делах политическим силам. Идея
создания Федеративной Республики Армения с участием Нагорного Карабаха -это,
на мой взгляд, серьезная политическая программа для серьезных кандидатов на
высший пост в армянском государстве.
- Как бы Вы охарактеризовали геополитическую обстановку в закавказском регионе
и как она отразится на судьбах Армении и НКР? Речь, в частности, о том, кто
будет довлеть в Закавказье: Россия или США?
- Актуализация геополитического значения Закавказья всегда была связана с глобальными
и региональными изменениями в мире. Это, прежде всего, объясняется стратегическим
и экономико-географическим положением закавказского региона, выступающего своего
рода ключом к богатым энергетическим ресурсам Каспия и Центральной Азии, кратчайшим
путем в Малую Азию и зону Персидского залива, а также разделительным коридором
междуТурцией и Россией.
Современная геополитическая ситуация в Закавказье характеризуется усилением
противоборства интересов ряда иностранных государств (России, США, Турции, Ирана,
Англии, Франции, ФРГ и др.) за влияние и военно-политическое присутствие, экономическое
преобладание и контроль над стратегическими коммуникациями и сырьевыми ресурсами
(прежде всего, нефтью и газом).
Если исходить из регионального формата, то в Закавказье в перспективе сохранится
присутствие и России, и США. Современное состояние диспозиции внешних сил в
этом регионе свидетельствует о существенном ослаблении позиций России, и лишь
в Армении Москва по-прежнему сохраняет свое активное присутствие. Здесь существенным
недостатком является отсутствие прямой пространственной связи.
Каспийские контракты века, позиция Азербайджана в вопросе определения стратегического
союзника в лице Турции и маршрута основного экономического терминала, инициированный
конфликт в Чечне и активизация деятельности так называемых международных террористических
организаций против интересов России на Северном Кавказе, прозападная стратегия
Грузии и покровительство Тбилиси чеченским сепаратистам - все эти факторы закавказской
геополитической мозаики свидетельствуют о значительном ослаблении влияния России.
В свою очередь наращивание активов США в Закавказье и объявление этого региона
«зоной жизненно важных интересов» Америки является следствием не только повышенного
экономического интереса к сырьевым ресурсам Каспийского моря, но и объясняется
стремлением Вашингтона утвердиться здесь, установить контроль над коммуникациями,
позволяющими странам Запада через Турцию связаться с Кавказом и Центральной
Азией в обход России, реализовать планы экономического и политического вытеснения
России из названных регионов, сокращения ее «береговых (приграничных) зон» ответственности.
Тот факт, что США оказывают прямую поддержку инициативам Турции на Кавказе,
потворствуют реанимации и модернизации агрессивной политики пантюркизма, является
весьма тревожным фактором. Соединенные Штаты, инициируя активизацию израильско-турецких
региональных связей на Ближнем Востоке и в Закавказье, с одной стороны, позволяют
определить важные опорные геополитические центры в лице Израиля, Турции, Азербайджана
и Грузии, а с другой-способствуют формированию альтернативной геополитической
оси по линии Париж - Берлин -Москва - Ереван - Тегеран.
Интеграционные процессы в Европе, расширяющиеся франко-германо-россииско-иранские
торгово-экономические отношения, обособленная позиция Армении на Большом Кавказе
неминуемо повышают роль армянского фактора в региональной политике. Геоциви-лизационные
ирано-турецкие и ирано-азербайджанские противоречия, неурегулированность ирано-иракского
конфликта и перспектива роста отношений с Россией и странами ЕС вынуждают Тегеран
к формированию безопасной и устойчивой коммуникационной связи с севером через
Армению, Каспийское море и Туркменистан. Отсюда повышение роли закавказского
региона в геополитике Ирана.
Следующим важным игроком в Закавказье становится Турция, которая рассматривает
себя в качестве лучшей модели развития тюркоязычных стран СНГ с сохранением
умеренного ислама и прозападной политики, пытается реанимировать амбициозную
программу пантюркизма для обеспечения глобальной межтюркской интеграции и распространения
влияния и власти Анкары на широкие географические регионы вплоть до Центральной
Азии и Северного Китая.
Беседу вел Григорий Анисонян
Продолжение интервью читайте в следующем номере нашей газеты.
|