Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Живописное «А»

На горизонте культурной жизни столицы России обозначилось и стало явью еще одно славное событие - открытие новой художественной галереи. Название ее многозначно -Галерея «А». А - первая буква и латинского и русского алфавитов, она сродни древнегреческой Альфе и древнееврейскому Алефу, армянской Аи. Все эти первые буквы словесности мистически символизируют первоимпульс, или, проще говоря, волю, идущую от Бога, и мужское начало. Тот же звук — в прозвании Армении - «Айастан», в котором тоже слышим голос «ведущей гласной»... Галерея «А» — первая и единственная открытая в Москве галерея армянского искусства. И не только армянского. На первой же экспозиции представлены наряду с армянскими произведения российских художников... В этом смысле предшественником галереи можно считать московскую коллекцию профессора А.Я.Абрамяна, которую он подарил Армении и которая составила Музей русского искусства в Ереване.

Но вспоминается также и предложение искусствоведа Генриха Егитяна, основателя Галереи современного искусства в Армении, сделанное им в 80-ых годах, еще в советское время, — он предложил создать в Москве галерею современной живописи, как он уже это сделал в Ереване. Его предложение осталось гласом вопиющего в пустыне... Звучало оно тогда скорее как бравада - ведь то было время все усредняющего «принудительного» социалистического реализма, и намерение Егитяна уже после падения советского строя осуществил Зураб Церетели...

Галерея «А» нашла себе приют в Москве близ Суворовской площади, в последнем на подходе к ней доме по Селезневской улице. Это № 54. Напротив нее трагические останки сгоревшего старинного особняка. Вывеска скромная, ее можно и не заметить, проходя мимо. Зато внутри европейски отделанный зал с баром и вытянутым в длину выставочным пространством, заполненным по стенам произведениями, или, как говорил известный московский культуролог, полуармянин И. Дудинский, «изделиями» мастеров прошлого и настоящего...

Своим появлением галерея обязана своему основателю — Самвелу Григорьевичу Казаряну, генеральному директору строител ьной фирмы «ЮНИС-ТРОЙ», человеку безусловно обаятельному, обладающему немалыми организаторскими способностями и хорошим вкусом. С.Г.Казарян строил в свое время в Ереване музей С.Параджанова, на его счету немало самых разных осуществленных строительных проектов и в Армении и в России... Он же финансировал в 2001 году выпуск книги Владимира Ступишина «Моя миссия в Армению 1 992-1 994. Воспоминания первого посла России», осуществ-ленный издательством
«ACADEMIA»

Основательность экспозиции сразу и определенно придаюттри работы МартиросаСарьяна. Ведущим среди них представляется портрет Н.Б.Никогосяна, известного скульптора, ныне академика, присутствовавшего при открытии первой экспозиции...Создан портрет в 1 962 году, подписан он по-армянски и латинскими буквами - «M.Sarian». Основной акцент-лицо, точнее живописные брови, сдвинутые, густые, в целом создается ощущение волевого, активного и вместе с тем спокойного мужского облика. Так что декларированному нами принципу на-звания галереи портрет вполне соответствует... Вторая работа-характерный сарьяновский пейзаж - горы,равнина. Он чисто цветовой, даже более условный, чем обычно характерно классику. И третья -совсем небольшой «Зимний вечер» (1952). Изображена заснеженная дача, над ней изящнейший всплеск черных безлистых ветвей. Вот где сарьяновская изящная резкость!..

Близ этих «трех Сарьянов» — бронзовая голова их авто-ра-классика, исполненная тем же академиком Н.Никогося-ном,которого Сарь-ян портретировал... Скульптурных работ Никогосяна на выставке представлено немало. Изваянная им женская фигура, очень плавная по очертаниям, пластичная, еще в фойе открывает экспозицию галереи, как крылатая Ника Самофракийская с лестницы «открывает» Лувр...
Самое старинное из изображений- романтические «Скалы», напоминающие отдаленно пейзажи Каспара Давида Фридриха, принадлежащие кисти Г.Башинд-жахяна. Этот холст представлен в ретрочасти вернисажа, относится к 1 897 году, он, как и еще ряд иных работ, — из коллекции бизнесмена Самвела Оганесяна.

К выдающимся относим «Портрет молодой женщины» А.Бажбе-ука-Меликяна, в нем передана восточная, очень женственная красота, и два графических листа Гар-зу. Этого французского художника армянского происхождения мы помним по Музею современной живописи в Ереване. Говорят, в последние годы он и его друг-художник Жансем, тоже французский армянин, подарили Армении большое собрание своих работ, и привез их в Ереван Гарзу. Литографии Гарзу очень запоминаются: на разном, в данном случае-оранжевом и синем фоне - игловое, стрельчатое, линиями заполненное пространство, условный городской пейзаж, в него органично вписан сказочно-театральный, будто сошедший с эскиза к сцене спектакля,женский лик...
Вместе с Гарзу, тут же, в центральной части экспозиции - легендарный Минас Аветисян. Совсем другая, хоть и тоже графическая, по фону сходная оранжевым цветом работа, она родом из 1974 года. На ней - задумавшаяся дева, подперла щеку рукой. В поле фона — полукруглая арка какого-то старинного строения... Сверху к деве спускаются ветви плакучей ивы, которых было тогда немало в Ереване. Называется «Мечта»...
Рудольф Ха-чатрян, также бывший на открытии, несмотря на то что, как он сказал, «никогда не работает с галереями», — представил графический большой лист 1 992 года,на котором в причудливом, вполне тотеми-ческом ритме -причудливый мироксложновп-летенных друг в друга фигурок. Этакий условный и весьма путаный на первый взгляд муравейник, белый на черном фоне. Р. Хачатрян прославился в 70-80-ые годы прежде всего как тонкий рисовальщик, писавший в духе Возрождения. Очень известен был его «Портрет сына»,исполненный в те годы... Но от впечатлений о ранних работах на представленной графике видна лишь характерная подпись художника,напоминающая старинную угловатую печать, пентакль с перстня.

Из потомков великиххудожников «династически» представлены акварели Анны Сарьян, правнучки Мартироса, рожденной в 1969 году в Москве. Она акварелистка тонкая, с интенсивным настроением. Умеет и любит, как видно, но-настоящему хорошо передавать облачное небо. Не хуже у нее прочувствован и простор земли русской, ведь родилась она, как мы сказали, в России... Как и пращур, она - профессионал,работала несколько лет художником в Имперском русском балете, образование получила нахудожествен-но-графическом факультете МПГИ. К то и же «династической» колее вполне относимы не менее профессиональные, но иные - белое на сером — работы Лавинии Бажбеук-Меликян.

Нельзя не отметить холсты Хачатура Арутюняна, принявшего участие в основании галереи и теперь занимающего в ней и творческое и «командно-административное» положение. Задолго до тогоХачик выставлял в Москве свои лиричные, изобретательные по мазку живописные и графические работы. Очень привлекает его «Падший ангел», где -максимальная трагичность поверженного образа: черные крылья распластаны по земле, ужас в одноглазом взгляде и поднятые в отчаянии к небу - руки? птичьи лапы? - в этой неопределенности тоже боль падения. Рисунок Оганеса Арутюняна, братаХачика,исполненный в Риме, судя по надписи на нем,относится к опытам классических реминисценций. Одна из его работ висит в здании Парламента в Париже..

Из российских участников первого вернисажа Галереи «А» отметим художника и известного книжного иллюстратора, создав-
шего массу работ для изданий детской книги. Это В.В.Перцов, двоюродный брат князя А.К.Голицына, много лет бывшего главой Союза потомков российского дворянства. Давний друг Армении, он представил две миниатюры - «Дзора-гюх» и «Лучи заката» (1981)

Отметим также Степана Химочку, выдающегося мастера цвета, представителя поколения, начинавшего в 1960-х годах. С.Хи-мочка - продолжатель традиций южнорусской школы. Начинал он в Бессарабии, работал в Одессе, он - автор декора одной из станций метро в Киеве. Предки его расписывали церкви.А живет он в подмосковных Химках, созвучных своим названием его украинской казачьей фамилии.
Корабль галереи пущен в плавание... Сколь долгим оно будет, покажет время. Но намерения у галереи и ее создателей исключительно серьезные, как и состав художественного совета, куда входят многие достойные люди, как , например, Р.Бабло-ян, глава Московского Армянского клуба, и многие другие маститые и известные представители,деятели искусств. Так что ожидаются и многообразные события, и вернисажи... Да будет светел и безоблачен избранный путь... Ведь галерея - нетолько место, где показывают новые и старинные произведения изящных искусств, но и своего рода клуб интеллигентных людей, близких по интересам, неравнодушных кживым проявлениям человеческого духа и кдрев-ней стране, откуда этот дух явился в заснеженные и суровые московские просторы... В первом цветном буклете Галереи «А» крупно, какдевиз, набраны слова классикаамериканской л итературы Теодора Драй -зера: «Искусство - могучее средство исправления людского несовершенства».

Станислав Айдинян, директор культурных программ «Спейс»

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении