Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Вокруг Арарата с четырьмя прихлопами и притопами

Здравствуйте, дорогие читатели Тигранаскопа! Вы уже, наверное, привыкли, что автор в своей рубрике постоянно уделяет внимание мелочам и нюансам и никак не перейдет к глобальным темам и вопросам. Но Тигранаскоп - это и микроскоп, и телескоп одновременно, да и звезды с земли выглядят, как хлебные крошки на предметном столике, так что незачем нам ломать перед ними шапки. Ну а этот наш с вами совместный выход в эфир для оживления общения будет сопровождаться притопами и прихлопами, как зажигательный танец.

(Кстати, авторское написание имени рубрики отличается от редакционного. Я пишу Тигра-нАскоп через а, по аналогии с ТигранАкертом, СтепанАкертом и другими армянскими топонимами, как бы нанося тем самым Тигранаскоп на карту армянского культурного пространства.)

ЧЕТЫРЕ РОЖДЕСТВА

Друг мой в новом 2003 году осознал, наконец, что российские армяне празднуют Рождество Христово последними во всем христианском мире. И хотя Армянский церковный календарь давно печатается на русском языке (и в «Ноевом Ковчеге» в частности), мы какое-то время гадали: «Как так? Армения отмечает Рождество 6 января, а прихожане армянских церквей в России только 19-го января?..» Получается, что наши соплеменники почти везде в мире (и главное в Армении) от всей души радуются наступившим Господним праздникам, а мы в это время постимся и как бы не можем быть вместе со всем армянским миром...
Запад отметил Рождество 24 декабря, Армения - 6 января, Россия - 7-го января, а мы с другом - по церковному календарю для российских армян - только 19-го! Наши московские друзья не могли этого понять (мол, такого не бывает). Ереванские родственники по телефону, как водится, вносили сумятицу преждевременными поздравлениями (эй, москвичи, хватит мудрить!). Праздничная карусель вокруг крутилась вовсю... Но Св. Эчми-адзин своим специальным русскоязычным церковным календарем призывал нас держаться особого порядка...
Было непросто, но мы устояли до 19-го. Тем более, что вышеуказанный календарь был перепечатан «Ноевым Ковчегом» с нашей подачи, и сворачивать в сторону мы не могли. Один знакомый «политеист», отмечавший в Москве все четыре Рождества, с трудом дождался нашего праздника и все нервно приговаривал: «Во дают, братья-армяне! Народ уже вторую неделю гудит, а они еще ни в одном глазу... Угостили бы!» Мы, конечно, угостили. Хотя не в этом ведь было дело... Ну, с праздником!
А сразу же после долгожданного Рождества нашлось и объяснение в Интернете (...а где же еще). Оказывается, с 1924 г. календарные вычисления в Армянской церкви осуществляются на основе нового стиля (по Григорианскому календарю). Но армянские епархии Грузии, России, Греции, а также патриархия Иерусалима и др. продолжают руководствоваться старым стилем (по Юлианскому календарю). Почему так вышло, с ходу я уяснить не смог. Но для себя понял, что церковный календарь, печатаемый, например, «Ноевым Ковчегом», отстает от общеармянского на 13 дней. Так что в самом начале 2003 года я с этим делом вроде бы разобрался и, вот, поделился с вами. А сам армянский церковный календарь на новый год в его российской версии можно найти во вкладыше этого номера газеты. Во всяком случае, в армянских церквях на территории России все службы должны проводиться по нему.

ПРИТОП ВИННЫЙ

Купил бутылку «Мартини», все чин по чину: написано латинскими буквами и «россо», и «вермут», и даже дата основания «1925». А пригляделся внимательнее к этикетке, а там «МартУни» вместо «МартИни». И так на всех бутылках! Название карабахского районного центра Мартуни использовали как товарный знак для втюхива-ния покупателям вермута под видом всемирно знаменитой марки вина. На второй оборотной этикетке написано: «Напитки с торговой маркой «Мартуни» зарегистрированы и производятся с 1932 года.» А чуть пониже: «Завод основан в 1925 году», и приписка «МОСАЗЕР-ВИНЗАВОД». (...пауза для хохота...)
...А на всех азербайджанских картах Мартуни давно уже нет, а есть Ходжавенд. Переименовали его в Баку через нашу голову по имени пригорода Мартуни. Живут в Мартуни армяне и слыхом не слыхивали, что стали теперь как бы ходжавендцами по милости Баку. И что в Москве отнятое у их города название, чтоб без дела не пылилось, пишут на этикетках поддельного псевдоитальянского вермута. Аи да
умельцы! Аи да сукины сыны! Мерси боку! Мерси, Баку!

В ОТВЕТ НА БРЕД

Но год минувший оставил много и другой пищи для размышлений, понятное дело. Кое-чего нелишне коснуться хотя бы вскользь. Все, наверное, помнят летний инцидент в подмосковном Красноармейске. Драка между подвыпившими армянами и русскими привела к тому, что часть местных жителей, распаленных дракой, организовала и провела избиения всех красноармейских армян, которых смогла обнаружить на своем пути, без разбора. Ходили по домам, вламывались в квартиры, ловили и били на улице.
Милиция, хоть с опозданием, но среагировала. Задержали представителей обеих сторон. Среди армян пострадавших оказалось, естественно, больше. Местные «победители» из-за боязни уголовной ответственности мобилизовали родных и знакомых, которые и провели пару-тройку митингов в центре города с призывом выселить всех армян из Красноармейска, как вредных чужаков. Это было показано по телевидению и вызвало общественный резонанс. Глава Красноармейска выступил по радио «Эхо Москвы» в прямом эфире с вполне адекватными ситуации объяснениями, и все вроде бы встало на свои места.
Но перед этим меня поразил своими выступлениями некий представитель Союза армян России. Можно, конечно, говорить по-русски с акцентом, но зачем говорить ерунду! Его телевизионное интервью было подано по горячим следам, как реакция армянской общественности на событие. И этот «защитник» вдруг сбивчиво и не к месту заявил, что в Армении тоже живут русские, и, мол, если что, то красноармейские события могут на них неблагоприятно отразиться... Я был сражен наповал. Это не то что не логика армян России, это вообще неармянская, нечеловеческая логика!
При всей условности сравнения, подобное говорили армянам азербайджанцы в ответ на мирные митинги в ИКАО, и повторял их погромную логику Горбачев : «Вот вы тут в Карабахе выступаете, но не забывайте, что есть бакинские армяне...». И привело тогда это речевое иезуитство к сумгаитскому и бакинскому актам геноцида, к армянским погромам на всей территории Азербайджана. Эта логика всегда была приемом оппонентов, но не нашей.
А даже если случайный залетный армянин вдруг мутировал и понес подобную ахинею, то понимать, что никакой симметрии здесь быть не может, он обязан. Несколько тысяч русских в Армении (пусть даже несколько десятков тысяч), и несколько миллионов армян - в России... О каких рокировках, симметричном «обмене» людьми и прочей несусветной дикости может здесь идти речь... Избавь нас, боже, от таких представителей. Воистину, лучше молчание, чем такие слова. Может быть, стоило смолчать и мне в ответ на бред. Хотя, ведь, шила в мешке не утаишь... Как, впрочем, и в одном месте тоже.

ПРИХЛОП ХИТРЫЙ

Покупаю фрукты на рынке. На апельсинах и грейпфрутах - турецкие этикетки «SEMA», на ящиках, где они лежат, написано по-турецки - Анталья, Турция. А на ценнике для апельсинов от руки выведено крупно ИСПАНИЯ, а в грейповом ценнике тоже крупно - ИЗРАИЛЬ. Вот вам смешная формула: скрестите евреев с испанцами, полейте все это вермутом МАРТУНИ и получите хитрого турка.
А если серьезно, в чем все-таки дело? Да просто испанские апельсины и израильские грейпфруты, как и итальянский вермут, лучше турецких аналогов. Но смирения-то, желания и сил это признать нет. А че, «пипл хавает», прихват «хиляет».
Берем храм Святой Софии в Константинополе, меняем крест на серп, угваздываем все сурами из Корана, переименовываем Константинополь в Стамбул, а Византию вкупе с Западной Арменией - в Турцию. И говорим, что все оно так всегда и было!..

НЕ МНОГО ЛИ МЫ ХОТИМ

Все ли армяне в ответе друг за друга? Нет. И мы это знаем. Да и не обязаны все как бы отвечать друг за друга. Но общие темы все равно остаются. И если такие красивые и умные люди, как Сати Спивакова и Армен Джигарханян, вдруг в передаче центрального российского телевидения начинают говорить друг другу: «...кому этот Карабах был нужен...», «...армянская интеллигенция создала эту проблему...», «...скорей всего, в Ереване нас за это осудят, но мы здесь скажем...», я с горечью понимаю, что эти милые люди как бы и не отвечают ни за кого из нас.
Один мой знакомый земляк из породы «злобных зрителей» стал после того просмотра теледискуссии подтрунивать над моими любимцами: «Твой Джигарханян, просто хочет быть лояльным и такими заходами избегает ненужных ему трудностей. Видно, то же стремление заставляет Сатеник превращаться в Сати и вместе с родовыми окончаниями рубить концы национальных нюансов».

... Что я мог возразить? Сати ведь действительно звучит более масс-медийно, что ли. Почти как Пепси или Барби. Да и «Сати Спивакова» произнести легче, чем «Сатеник Спивакова». Прошу прощения за демаскировку и игру ума. Ведь Спивакова при этом - один из лучших представителей большой культуры на телеэкране. Склоняю голову, встаю на колени и... да здравствует язык супермаркета и Интернета?! Нет, дело, думаю, в особой тактичности умной и красивой армянской женщины, не желающей усложнять свое общение с публикой. Но понимаю я и то, что не все стремятся к легкости, кто-то ищет правды, какой бы сложной она ни была, и Карабах - это, может быть, часть такой сложности, такой правды. А кумиры обычно стараются быть попроще. Неужели мы будем к ним так строги?.. Как-то в другой телепередаче с Джигарханяном уже Дмитрий Дибров, пытаясь проявить уважение к собеседнику, сам коснулся карабахского вопроса и дал возможность высказаться Армену Борисовичу на эту тему. «Ну, Карабах, - это как болезнь, как наваждение...» - примерно таким был ответ Джигарханяна.
И дальше опять - про то, как всегда мы жили дружно с соседями, да интеллигенция намутила... Конечно, тем, кто знает, что наши оппоненты используют любую возможность для лжи о Карабахе, трудно понять, как уважаемый всеми армянами земляк отказывается от шанса сказать всем нашу правду и, как бы, отделывается от важного вопроса дежурными отговорками. Но... В конце концов талант актера в другом. И многочисленные телеинтервью у Джигарханяна выходят в общем не менее достойно, чем проникновенный закадровый текст в новом армянском фильме о Карабахе, не говоря уже о его гениальных образах в кино и театре. Просто все это - работа, которую мастер умеет выполнять хорошо. А, к примеру, интересы национальные представлять - это совсем другая работа. Да и интересы эти каждый понимает по-своему... Не много ли мы хотим от наших любимцев?

Хотя, почему бы не отбросить надоевшую всем иронию и не поговорить об этом с уважаемым человеком лично? Тем более что Армен Борисович дал согласие на интервью для «Ноева Ковчега» и обещание ответить на все вопросы. Значит, противоречия - не повод для ссор, а залог многомерности общего взгляда.

ПРИТОП ЖИРНЫЙ

Кто не знает ученого Льва Гумилева? Таких почти нет. Я застал еще время очень интересных телелекций Гумилева об этногенезе, теорию которого он собственно создал и разработал. Зная о моей любви к этнографии и истории, друг Жора подарил мне книгу Льва Гумилева «Конец и вновь начало». Я прочел ее залпом, настолько она оказалась интересной. Но споткнулся вот в каком месте (цитирую): «Около миллиона армян было вырезано турками, потому что младотурки заявили, что армяне против этого режима. А те действительно были против, потому что никакие недостатки старой организации исправлены не были, и те АРМЯНЕ, которые 500 лет жили под гнетом турецких султанов, БОГАТЕЛИ, ЖИРЕЛИ И БЕСПРЕПЯТСТВЕННО РАЗМНОЖАЛИСЬ, НАСЕЛЯЯ ДАЖЕ АМЕРИКУ, были жесточайшим образом этими «либералами» убиты». (Выделено мной).

«Богатели, жирели и беспрепятственно размножались» - что это за тон и лексика? Может быть, это речь зоотехника о животных?! Очень похоже. Да и Америку «населяли», как известно, не туристы от хорошей жизни, а беженцы и переселенцы, стремящиеся избавиться от нужды или преследований. А если армяне при турецких султанах «богатели» и «размножались», то это не благодаря турецкому владычеству, а вопреки ему. Просто, наверное, нельзя забывать о том, что Гумилев был тюркологом и само собой тюрко-филом, отсюда, видимо, и такая грубость по отношению к жертвам турецкой «пассионарности». Отца Льва Гумилева - известного поэта Николая Гумилева -коммунисты расстреляли. Мать -поэта Анну Ахматову - подвергали преследованиям, замалчиванию и травле. Самого Льва Гумилева долгие годы держали в тюрьмах без всяких оснований, просто как заложника и сына своих родителей. Но Лев Николаевич стал ученым, вышел на свободу, заслужил признание своего таланта, создал научную школу, добился издания всех своих трудов, прожил долгую интересную жизнь. Представьте, что, используя его логику высказывания об армянах, я скажу: «При коммунистах род Гумилевых «богател, жирел и беспрепятственно размножался», добившись в итоге признания и славы, а также огромных тиражей для произведений Ахматовой и обоих Гумилевых»... Но ведь это будет еще одним полным бредом.

НАРУШЕНИЕ ПРАВ КАСПАРОВА

Не волнуйтесь, ничего страшного не произошло. Это продолжается мой точечный обзор теле- и прочего эфира. Под Новый год в передаче Познера вместе с Михаилом Леонтьевым и Александром Прохановым участвовал Гарри Каспаров. Проханова многие помнят по его стойкой антиармянской позиции в карабахском вопросе еще с перестройки. Леонтьев известен прагматизмом и жесткостью нового «державника». Гарри Каспаров - чемпион мира по шахматам.
О чем они говорили, о чем спорили? Да о многом. Я болел за «нашего» Каспарова, и за лично близкого мне по духу Леонтьева. Второй меня не разочаровал. А первый - огорошил. (Про Проханова сообщать нечего - все в прежнем духе.) Так вот Каспаров заявил, что введение принудительного обучения православию в государственных школах России нарушает его гражданские права. Я был в курсе, что «Учительская газета» назвала проект такого обучения «скандалом года», и само собой знал, что не все жители России -христиане, но полагал, что громкий протест в этом вопросе со стороны армян неуместен. Но как быть с непроизвольной игрой ума гениального игрока в шахматы? В любом споре он как бы видит доску и фигуры, делая логичный ход. Но забывает о том, что фигурой является и он сам.
Друзья меня стали успокаивать, говоря, что многие считают Каспарова азербайджанцем, потому что он вырос в Баку, или евреем, потому что он шахматист; и что армян он не представляет. Но я-то знал, что Каспаров - армянин, который сам в 1990-м году, спасаясь от погромов, вывез из Баку целый самолет армянских беженцев, помог им устроиться на новых местах, из личных средств создал фонд для оказания им материальной помощи. И спасался тогда он не от православия, как мы все знаем, а даже совсем наоборот...
Да и не так серьезны различия между Армянской Апостольской церковью и Русской Православной, чтобы обучение православию в общеобразовательных школах создавало бы проблемы для армян. Конечно, - мусульмане, иудаисты, буддисты и представители других конфессий должны иметь альтернативу такому обучению, но почему не дать им самим сказать об этом. Каспаров сказал за них, как свободный от узкоэтнического подхода россиянин или даже как гражданин мира. И это его право никто нарушить не может. Да. Все так... А нам остается лишь молча наблюдать за тем, как один из нас виртуозно витает в эмпиреях, забыв о грешной земле и, кажется, о нас?

ПРИХЛОП ХЛЕБНЫЙ

В Москве появился в продаже хлеб «матнакаш», который раньше нигде, кроме Армении, кажется, не выпекался. Мацун, сыр чанах, суд-жух и бастурма местного производства появились в Москве еще раньше. Армянскими раками, правда, завозимыми самолетами из Еревана, снабжаются все крупные рынки Москвы. Армянский лаваш в московских закусочных стал обязательным компонентом латиноамериканских «бурито» (начинка, завернутая в лаваш). «Рас-пространенье наше по планете особенно заметно вдалеке...» Журавль в небе. Форум в Интернете. А мы внизу с синицей в руке.

АВАНГАРДИСТЫ

В музее Сахарова в середине января проводилась художественная выставка «Осторожно, религия!» Верующие из числа нетерпимых москвичей устроили на этой выставке разгром и бучу. Представители Русской Православной церкви осудили в своем выступлении для прессы организаторов выставки и пожурили нападавших.
Оставим в стороне вопрос искусствоведения. Но то, что устроителем выставки российских и иностранных участников оказался армянский художник, бывший ереванец Арутюн Зулумян, а одним из участников - Авдей Тер-Оганян, «прославившийся» своим «хэппенингом» с рубкой икон, - меня почему-то огорчило. Мало Авдею было уголовного преследования и осуждения Патриархией РПЦ в прошлый раз, когда он был вынужден эмигрировать в Прагу! Авдей опять выставил иконы, изрезанные советской символикой и словом «водка». Глубокомысленно и круто. На всю голову. И это его неотъемлемое право свободного человека и вольного художника. Только вот куда нам теперь от всего этого деваться?.. (Бросай, Авдей. Не пугай людей.)

Ведь экстремисты из числа «русских патриотов» опять прогнали в общем шуме пару дурацких телег об «армянских кознях» против православия. Как им объяснить, что Авдей из-за угрозы ареста в России давно стал чехом и живет в Праге, а до Москвы жил в Ростове-на-Дону, но армянином себя как бы и не считал, и крещен был в православии. Что Арутюн -милый добрый человек, которого я лично знаю и который просто авангардист, а не антихрист... Жаль, вот, создали теперь проблему, будто у нас их и без того не хватает.

А выставка после хулиганского налета стала еще круче и авангарднее. Стены расписаны хулой в адрес художников, картины и объекты обезображены краской из баллончиков нападавших , всюду битое стекло и следы разгрома, яркие пятна и разноцветные подтеки на стенах. Художники не прочь продолжить экспозицию уже в преображенном виде, со следами «интерактива». Но налетчики угрожают выставить пикет и никого не пускать. Чем все кончится - неизвестно. Не пришлось бы нам всем уезжать теперь в Прагу.

ТЕЛЕПРИТОП

В конце 80-х (еще в пору СССР) советский телекомментатор вел прямой репортаж с теннисного поединка Бориса Беккера и Андре Агасси. Сообщив телезрителям что оба иностранных теннисиста ему нравятся, комментатор сказал, что болеть тем не менее будет за Беккера, потому что у того русское имя Борис. А я, например, болел за Агасси, потому что у него армянская фамилия. Понимал ли тогда комментатор, что для миллионов телезрителей в тогдашнем Советском Союзе Андре Агасси тоже - не чужой. Думаю нет. Хотя о чем тут думать.

СВЯТАЯ ГОРА И МЕЛКИЕ БЕСЫ

Хотел написать я о фильме «Арарат» известного канадского режиссера Атома Эгояна большую статью, да видно придется отложить. Фильм, на мой взгляд, неудачный, но дело не в этом. Почитаешь рецензии в центральной прессе, и голова закружится.

Екатерина Барабаш, известная ранее как уважаемый кинокритик, в ноябрьской «Независимой газете» выступила против «Арарата» с публичным доносом. Настучала, так сказать. Ни больше, ни меньше. После крушения небоскребов в Нью-Йорке 11 сентября она посчитала необходимым введение спеццензуры, а «ни один кинотеатр, прокатывающий «террористические» боевики, не намерен что-либо менять в прокатной системе. Так, например,спокойненько идет «Арарат» Атома Эгояна, суперпровокационный фильм, откровенно оправдывающий терроризм, ставя знак равенства между ним и справедливым возмездием». Лягнула так походя фильм об армянской трагедии и довольна.
...Барабашкой называют иногда мелких домовых бесов. Недо-тыкомок, так сказать. Вот и вышло, что наша многомудрая недоты-комка недотумкала, в чем смысл фильма Эгояна. И немудрено, фильм линейно не трактуется, он - сложный, несбалансированный и совсем неплакатный. А ведь тот, «кто пытается выдать плакат за выстраданную живопись, тот либо лукав, либо чего-то не знает в деле, которое избрал». Последняя цитата взята мной из статьи Барабаш о фильме Балабанова «Война». В случае с «Араратом» Барабаш пытается опорочить фильм Эгояна, выдав выстраданную живопись за плакат. Она без сомнения знает, что делает, и вместе с тем лукава. Как любой мелкий бес. Думаю, если у Екатерины Б. есть армянские знакомые, то они бы могли этой сорокалетней девушке пожелать скорейшего взросления и на время перестать с ней здороваться. Ну, хотя бы до тех пор, пока не извинится. В противном случае просто взять и послать ее к черту, восвояси.

ПРИХЛОП ПОПУТНЫЙ

Алексей Васильев из «Афиши» тоже блеснул эрудицией в своей рецензии: «Лидер канадского интеллектуального кино Атом Эгоян впервые говорит о своих армянских корнях и сразу - о главной болевой точке и центральном мифе международной армянской диаспоры, геноциде 1915 года»... Почему, когда дело касается вас, -все очень серьезно и реально. А когда нас, сразу все - миф. Стоит ли напоминать, что геноцид армян 1915 года признан Европарламен-том, и парламентами многих стран мира, включая Россию. Видно, бедного Алешу (даром что не Поповича) мелкий бес попутал, бес кинокритики. Чур меня, чур!

ДРЯНЬ ПЛОХАЯ

Ну, а рецензия Наири Овсепян «Проект «АРАРАТ» в журнале «Новое время» меня вообще огорошила своим напором и грубостью. Видимо, Овсепян решила, что армянке (раз она «в теме») позволено больше,чем обычному обозревателю, и она рубит по-кавалерийски безжалостно и борзо. Приводя высказывание Ллойда Джорджа об армянах, как о «самом несчастном народе на земле», Овсепян от себя добавляет: «Доживи он до сегодняшнего дня, и увидел бы народ еще более несчастливый; тот, чье настоящее полностью перекрыто тенью прошлого»... Как вы думаете, нам, всем армянам, сразу лечь и умереть на радость таким вот мудрецам или еще пожить чуток? Ведь делать такие заявления, это хоронить армян заживо. Слава богу, что это невозможно, потому что основано просто на отсутствии чувства реальности у зарвавшегося критика.
Говоря о родословной Эгояна, наша горе-соплеменница с какого-то перепугу вдруг заявляет: «Поколение родителей Атома, так же, как и последующие поколения армян, было в духовном смысле бесплодно». Не буду говорить про путаницу с поколениями, приводящую к абсурду. Надо ли перечислять национальных гениев поименно: Арам Хачатурян, Аветик Исаакян, Мартирос Са-рьян... Или проголосуем списком?.. Был такой фильм, где в главной роли снялся покойный ныне Армен Петросян. Назывался фильм «Дрянь плохая и дрянь хорошая». Так вот: то, что несет Наири Овсепян, - это дрянь плохая, если не сказать дурь.

Действительно, ведь умный человек не перепутает Эрика Бо-госяна (культового американского радиоведущего, ставшего звездой кино и сыгравшего у Эго-яна в «Арарате» роль сценариста) с исполнителем роли турка Али, которого сыграл совсем другой актер. А Наири Овсепян путает. И опять бьет из всех стволов по своим: « Камерная трагедия маленького народа. В павильоне... намалевано изображение Арарата... Зачем?.. «Чтобы передать дух». НЕТ НИКАКОГО ДУХА. ЭТО И ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННЫЙ ОТВЕТ НА АРМЯНСКИЙ ВОПРОС».

Вы с этим согласитесь? Я -нет. Думаю, и Эгоян не согласится. Просто, видимо, есть у каждого из нас возможность «фар-цануть» национальной темой, чтобы быть типа «модным». Все, мол, что имеют в виду мои земляки, - фигня, я сама из этих, так что верьте мне. Верьте и заодно купите мой вариант ответа на армянский вопрос. Вот ведь что получается у нашей соплеменницы. И Наири Овсепян повторяет: « Атом Эгоян снял фильм о духе, котрого давно уже нет».
Печальный диагноз самой себе. Просто в самой Овсепян давно уже нет этого духа, и она кричит о своей зияющей пустоте так, что становится тошно.

ПРИТОП ВОСХИЩЕННЫЙ

До чего же красивая эта Ар-сине Ханджян, играющая роль матери главного героя в «Арарате» у Эгояна! Какой там этот Эгоян режиссер, можно спорить. Но то, что его жена - настоящая армянская красавица, спору нет. Красавица просто, и все. Во всех сценах с ее участием зрителя бьет каким-то скрытым живым электричеством. Я, например, до сих пор дергаюсь... Так что «да не спеши ты нас хоронить, есть у нас еще здесь дела...», как поется в одной местной песенке. Думаю, что мы еще с вами станцуем вокруг Арарата, и не вокруг экранного, бутафорского, а вокруг того самого. Ну, вы понимаете.

КРАСОТА И УМ НАРОДА

....Заканчивая свои притопы-прихлопы, увидел по НТВ в передаче Гордона академика Самвела Григоряна и поразился. Лет пятнадцать встречал его у армянской московской церкви, вроде бы даже разговаривал о чем-то. Но впечатления были смешанные: с одной стороны -невысокий человек с высоко поднятой головой и строгим выражением лица, с другой стороны - шепоток восхищения его появлением среди окружающих. Это настораживало, мало ли среди нас, южан, людей с преувеличенным статусом, пусть даже и академиков. Опыт разочарования есть у всех.
Но академик Самвел Григорян, из передачи Гордона, был настолько великолепен и неотразим, что я просто испытал восторг и очарование. Очарование и гордость за то, что мы -соплеменники, земляки, часть единого целого, иначе говоря. Кто сказал, что прошлое армян закрыло от них будущее! Григорян рассказывал о космологии, о своих работах в этой области настолько ярко и увлекательно, с таким потрясающим ритмом и пластикой, с таким неброским достоинством и сдержанностью, таким великолепным русским языком и с таким уважением к собеседнику и упоминаемым коллегам, что я был покорен художественностью и глубиной телезрелища.

Редко бывает так, чтобы один человек с собеседником в пустой студии, без музыки и декораций, без сценария и массовки - одной игрой ума и собственным присутствием создавал уникальный театр, превосходящий по силе воздействия наикрутейшие постановки столичных театров последнего сезона. Глубина ума, высота проблемы, смелость и сила заглянуть в будущее и прошлое вселенной делали этого человека как бы знаком ответа и на армянский вопрос тоже. Народ, имеющий таких представителей, способен жить не только настоящим, но и будущим.... И нам хватает ума говорить об этом спокойно.

Тиграм Некрасов

ОТ РЕДАКЦИИ:
Мы с большим сомнением пошли на публикацию данной статьи Т. Некрасова. Даже учитывая, что в дискуссиях допустимы резкость, едкость и острое словцо, составляющие соль полемического подхода автора. Редакция «НК» считает некрасовский «пыл» чрезмерным, а лексику - несдержанной.
Тем не менее, «НК» продолжает оставаться независимой газетой, и авторы имеют право на свою точку зрения

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении