Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Идея консолидации и объединения нации это веление времени

С 7по 8 октября с.г. в Москве впервые прошла Международная общеармянская конференция «Армяне мира на рубеже веков и актуальные проблемы международных отношений», организатором которой выступил Союз армян России. Форум рассмотрел многие вопросы современного состояния армянского общества и пути его развития, актуальные проблемы политического и экономического характера.

В работе конференции приняли участие болееЗОО человек из разных стран мира (из России, Армении, Нагорного Карабаха, США, Франции, Германии, Грузии, Дании, Швейцарии, Англии, Аргентины, Румынии, Швеции, Латвии, Литвы, Эстонии, Ливана, Израиля, Украины,Туркмении, Австралии, Таиланда и т.д.). В числе ключевых вопросов была представлена идея институализации отношений по линии Армения -диаспора, диаспора -диаспора.

Накануне конференции наш корреспондент встретился с президентом Союза армян России г-ном Абрамяном Ара Аршавировичем, который является сторонником учреждения «Всемирной Армянской Организации» и одним из разработчиков концепции организационно-структурного взаимодействия всех частей пайюцюна (армянства).

- Г-н Абрамян, расскажите немного о себе, как Вы пришли к идее образования «Всемирной Армянской Организации» и какие задачи, по Вашему мнению, должна решать данная организация?

- Дело в том, что я считаю себя армянином не только по рождению, но и по своим убеждениям. Проблемами национально-политической жизни интересовался с началом Карабахского движения. Последующий процесс развития Армении, распад Советского Союза, возрождение национального государства и образование молодых армянских общин в странах СНГ, Балтии и Восточной Европы привели к необходимости обеспечения качественно нового уровня самоорганизации армянского народа.

Непосредственно общественно-политической деятельностью стал заниматься с момента создания Союза армян России. За два года существования наш союз прошел большой путь организационного и политического становления. В числе армянских общин российская диаспора является самой многочисленной и составляет более двух миллионов человек. С образованием Союза армян России наша община стала наиболее организованной. Мы строим свою работу по трем основным направлениям:

1) самоорганизация российских армян, обеспечение полноценной интеграции соотечественников в российское общество, сохранение национальной самобытности и развитие культуры;

2) оказание максимальной помощи исторической Родине (Армении и Арцаху), содействие укреплению многоплановых межгосударственных российско-армянских отношений и дружбы между нашими народами;

3) установление и развитие горизонтальных связей с армянскими общинами стран ближнего и дальнего зарубежья.

По объективным причинам мы не имели опыта и традиций диаспоральной жизни в России, равно как и в других странах постсоветского пространства. Многие вопросы, связанные с организационным строительством и функциональной деятельностью, нам приходилось решать самостоятельно и в максимально короткий срок при условии отсутствия единой системы и механизма взаимодействия армян мира (включая Армению и диаспору) из-за недостатка сотрудничества с зарубежными армянскими общинами.

Эволюция политической и научной мысли, по возможности объективная оценка современного состояния армянского общества в исторической взаимосвязи приводит ко многим выводам и размышлениям (в том числе - необходимости совершенствования состояния, повышения уровня и качества национальной самоорганизации).

Одной из особенностей современного состояния исторического развития пайюцюна является наличие независимого национального государства в лице Армении и многомиллионной диаспоры в разных странах мира. Объяснение причин подобного разделения единого народа приводит к различным выводам. Соответственно наличие общенациональных интересов, приоритетных целей и задач, современные тенденции развития международных отношений (прежде всего потепление отношений России с США и странами Западной Европы) выдвигают на первый план необходимость консолидации армян мира. Данный поиск должен учитывать уроки прошлого, национальный и международный опыт в системе отношений историческая Родина - диаспора.

Идея консолидации и объединения нации, всех ее составляющих частей (Армении, Арца-ха и Спюрка) - это веление времени, требование истории и ответственность перед будущим Армении и диаспоры.

Соответственно изучение данного вопроса привело меня к идее образования единой общеармянской международной структуры в виде «Всемирной Армянской Организации» (ВАО).

- Существует мнение, что армянская диаспора слишком разная с точки зрения исторических особенностей и причин их появления, условий проживания в отдельных странах, имеющихся возможностей и потенциала, уровней самоорганизации, степени подверженности ассимилятивным процессам, культурных особенностей и т.д. Диаспора различна и в этом видит силу существования. Для них однообразие - смертельно. В этой связи не приведет ли реализация идеи создания ВАО к развитию негативных процессов в диаспоре?

- Действительно, такое мнение существует и имеет свои обоснования. Нельзя не согласиться с частью доводов о том, что мы разные. В частности, различны условия становления армянских общин в разные периоды и в разных странах; разнообразны наши возможности и потенциал; неодинаков уровень жизни в соответствии с особенностями страны проживания; в разной степени подвержены ассимиляции; степень и качество самоорганизации национальных общин также различны. Можно продолжить поиск критериев нашего разнообразия. В этом мы видим как нашу силу, так и нашу слабость, если это разнообразие не будет организовано. В одиночку, независимо от уровня профессионализма и других преимуществ диаспоры, мы вряд ли способны сформировать единый процесс взаимодействия и оказания эффективной помощи исторической Родине. Более того, с созданием ВАО никто не собирается устанавливать однообразие во всем, казарменный принцип не для нас. Наша цель - образовать единую структуру и систему координации усилий и возможностей всех частей народа с учетом его многообразия, содействовать укреплению армянского государства и диаспоры.

Наконец, мне представляется, что при всем разнообразии армянских общин мы все же имеем единые корни, общую историю, одну Армению и веру, один язык и культуру. Армения для нас не должна быть образом ностальгии, воспоминаний и страной туризма. Армения - это наша общая Родина, наш долг, наше прошлое, настоящее и будущее. Те же, кто считает себя больше американцем, французом,русским,греком, грузином, немцем и т.д., нежели армянином,вправели навязывать свое мнение армянам, выступать против нашего выбора и повышения уровня самоорганизации нации? Мы всех уважаем, ной к себе требуем того же подхода.

- Исторически так сложилось, что армянская диаспора имеет разные уровни организованности, нередко по этой причине разобщена, возникают разногласия между структурами, претендующими на роль лидера, присутствует конкуренция между известными национальными политическими партиями.

Как Вы думаете, насколько идея ВАО будет одинаково воспринята в диаспоре и в среде традиционных организаций и партий, не приведет ли это к дополнительным разногласиям и разобщенности?

- Нам известно, что диаспора имеет разные уровни организованности, различны возможности, интересы и программы традиционных национальных партий, между ними присутствует определенная конкуренция и борьба за влияние. Все это так. В целом это объективный процесс.

По мере исторического развития диаспора приобретала новые формы самоорганизации, создавались адекватные времени и политическим условиям организационные структуры, способные объединить часть нации в условиях зарубежья. Подобное состояние организованности диаспоры соответствовало задачам и возможностям нации в период «холодной войны» и отсутствия независимой армянской государственности.

С началом Карабахского национально-освободительного движения и с распадом СССР открылась новая страница в истории армянского народа, возникли новые задачи и политические предпосылки к консолидации всех частей пайюцюна (Армении, Арца-ха и Спюрка).

Несомненно, большинство национальных организаций и традиционные партии (АРФ Дашнак-цутюн, Рамкавар-Азатакан, Гнчак) внесли исторический вклад в армянское освободительное движе-ние, сохранение части народа, становление диаспоры и общинных институтов в новейший период. Велико их значение и в сфере политической борьбы за общенациональные идеалы, в формировании лоббистского потенциала армян зарубежья. Несомненным является и вклад национальных организаций и диаспоры в целом в успехи Армии обороны НКР.

Более того, названные основные армянские партии, на мой взгляд, представляют главные политические направления национального развития, имеют многообразные и актуальные возможности в различных странах мира, приобрели большой опыт политической деятельности за рубежом, имеют представительства и определенное влияние на внутриполитическую ситуацию в Армении и Арцахе, способствуют формированию самостоятельного армянского фактора в международных отношениях, расширяют политические возможности армянского государства, содействуют укреплению партнерских и стратегических союзнических отношений Армении с Россией и США, странами Западной Европы и другими иностранными государствами.

Однако в условиях, когда мы имеем независимую государственность и серьезные проблемы общенационального характера, связанные с реализацией политики Аи-Дата, обеспечением экономического возрождения исторической Родины, внедрением современных технологий в экономику и образование Армении и Арцаха, поддержанием развития вновь сформировавшихся армянских общин на постсоветском пространстве и в Восточной Европе и т.д. - вряд ли такое состояние самоорганизации армянского народа отвечает современным требованиям нации, нашим возможностям и масштабам угроз безопасности и интересам Родины и диаспоры.

Следует искать поле и основу притяжения и интеграции,консолидации и объединения всех частей пайюцюна, а не отдаляться друг от друга, не сталкивать интересы своих организаций, не заниматься разделением и так разделенного народа. Более того, ряд из существующих ныне национальных организаций переживает системный кризис, имеет узкие интересы, действует стереотипно, находится в стадии поиска сфер применения новых сил, испытывает трудности в организационном и материальном отношениях, не всегда корректно строит свои взаимоотношения с другими армянскими структурами и силами.

Собирательный принцип и образ ВАО должен позволить, сохраняя все части армянских организаций, выступить единой формой и механизмом организационно-структурной интеграции, координировать и направлять существующие возможности в единое русло достижения общих интересов, достигать унификации и согласованности подходов при решении общенациональных задач, сглаживать разногласия и противоречия, а не обострять отношения между армянскими организациями, объединять армян и выявлять альтернативные подходы и пути разрешения существующих проблем.

- Известна точка зрения руководства Республики Армения, что не следует управлять диаспорой из Армении как единым организмом, но одинаковым образом не следует управлять Арменией из диаспоры. Подобные попытки могут привести к определенным трудностям, создать новые сложности и отдалить нас друг от друга. Фактически итоги ереванских форумов «Армения - Диаспора» в 1999 и 2002 гг. так и не привели к решению о создании общенационального органа.

Не видите ли Вы противоречий, способна ли реализация решения о создании ВАО привести к серьезным проблемам в отношениях диаспоры с руководством Армении?

- Да, действительно, Армения и диаспора - различные явления, разные возможности и соответственно отношения между ними должны строиться с учетом всех этих особенностей. Однако с созданием единой общеармянской организации никто не ставит задачу управлять Арменией или всей диаспорой. Главное здесь-помочь и Армении, и диаспоре лучше строить взаимоотношения, максимально задействовать имеющийся потенциал на благо общих интересов, координировать усилия всех частей народа с учетом принципов и норм международного и национального права, не в ущерб друг другу, а на их пользу.

Более того, формирование и функционирование международных неправительственных организаций или же наличие общенациональной международной структуры - это изобретение не армян, а нормальная практика в области международного права и отношений, подобные организационные формы существуют и у других народе в, имеющих историческую Родину и диаспору.

Поэтому я не вижу здесь никаких проблем, противоречий и негативных последствий для Армении и Спюрка. Что же касается процесса и результатов работы общеармянских форумов в Ереване, то следует отдать должное руководству и лично президенту Армении г-ну Роберту Кочаряну за осознание необходимости поиска новых форм взаимодействия, волю и решимость к консолидации всех частей армянского народа на благо общих интересов.

Вместе с тем и на первом, и на втором форуме «Армения -Диаспора» достаточно активно обсуждалась идея создания общеармянской организации. Здесь были высказаны разные точки зрения, больше всего склонялись к необходимости изучения данного вопроса для последующей реализации идеи формирования подобной структуры. В сентябре 1999 г. даже принималось решение о целесообразности образования промежуточного зонтичного органа. То же самое наблюдалось и в мае с.г. Участников обсуждения данного вопросаусловно можно разделить на сторонников умеренного, сбалансированного и радикального подходов.

И наконец, внимательное изучение выступлений г-на Р. Коча-ряна дает основание полагать, что президент Армении вовсе не против идеи учреждения такого органа или, точнее, поиска оптимальных организационно-структурных форм межармянских отношений, адекватныхусловиям времени, нашим задачам, потенциалу и накопленному опыту.

Уверен, что в этом вопросе мы найдем понимание. Все зависит оттого, как будет реализовываться в жизнь сама идея, кто окажется ответственным за ее деятельность, на каких принципах планируется строительство организации.

- На каких же принципах, по Вашему мнению, будет организовано строительство и функционирование ВАО? Насколько эти принципы окажутся взаимоприемлемы для субъектов армянской политической жизни?

- В своем проекте создания МОНО ВАЦ и выступлениях (в печати и на форумах) я касался данного вопроса и полагаю, что эти принципы прежде всего должны быть взаимоприемлемы, обоснованы и согласованы между всеми участниками и субъектами образования общеармянской организации.

На мой взгляд, ВАО должна представлять собой федерацию армянскихорганизаций и объединений. Отсюда использование таких принципов, как федерализм, коллегиальность управления, децентрализация, самоуправление, законность, уважение интересов и прав Армении и диаспоры, личности, общества, государства и нации, государственных и негосударственных организаций. ВАО должна стать представителем всех частей пайюцюна, каждая из которых должна по своему либо по согласованному и установленному принципу определить порядок выдвижения своих представителей в ВАО и участия в ее работе, иметь гарантированное и равное представительство и права в высших органах управления и исполнения. Мне также представляется, что формирование системы цивилизованных взаимоотношений ВАО и армянского государства возможно только при неукоснительном соблюдении общепризнанных принципов и норм международного и национального права.

Насколько подобная схема окажется жизненной, покажет время.

- Многие проблемы функционирования организаций подобного уровня, видимо, кроются в разности подходов и интересов ее составных частей. Такой вопрос, как место нахождения центра ВАО, вызывает серьезный интерес и выявляет разные подходы. Каково Ваше мнение на сей счет, где, Вы думаете, целесообразна дислокация главного органа ВАО?

- Согласен, что этот вопрос является достаточно непростым и с организационной и политической точек зрения. Прежде всего хотел бы исключить мнение отом, что там, где разместится штаб-квартира ВАО, соответственно эта сторона(или страна)будетуправ-лять всем процессом ее деятельности. Это неприемлемо ни по форме, ни по содержанию. Деятельностью ВАО будут управлять ее руководство и ситуация, которая определяет новые задачи и оказывает влияние на стратегию, тактику, формы и методы их достижения. Другое дело, что территория местонахождения штаб-квартиры ВАО предоставляет дополнительные возможности принимающей стороне развивать отношения с организацией и оказывает объективное влияние.

Учитывая, что данный вопрос непростой и с точки зрения обеспечения безопасности, я не стал бы сейчас оговаривать конкретные и допустимые географические широты и координаты месторасположения ВАО, во-первых, это не корректно, во-вторых, преждевременно.

На мой взгляд, важно здесь определить принципы. Армения -это Родина всех армян мира, Армения - это независимое национальное государство, в Армении мы имеем и резиденцию Католикоса Всех Армян мира, что уже объединяет нас. Отсюда следует, что вполне справедлив созыв генеральной ассамблеи ВАО и проведение общеармянских форумов на исторической Родине. Где это будет - в Ереване, Эчмиадзине, Степанакерте - неважно, главное - на Родине. Это позволит создать морально-психологическую и политическую атмосферу укрепления межармянских отношений, регулярных общих встреч представителей диаспоры, Армении и Арцаха, знакомство с Родиной и состоянием ее развития.

Сама генеральная ассамблея должна во время своих очередных и внеочередных созывов определить место нахождения штаб-квартиры ВАО. Исходя из чего этот выбор будет осуществляться? Надеюсь, исходя из принципов географической и политической целесообразности, обеспечения безопасности. Первый принцип должен обеспечить оптимальный процесс координации усилий всех частей организации, ее региональных представительств. Второй принцип, в соответствии с обстоятельствами внешнего и внутреннего характера, должен позволить обеспечение безопасной и эффективной работы ВАО. При всех обстоятельствах нам следует подумать о создании действенного механизма и инфраструктуры для деятельности ВАО на исторической Родине (строительство и оборудование соответствующих офисов, коммуникаций, залов для конференций, материальной базы). Это необходимое условие для нормального функционирования.

Что же касается актуальных стран проживания диаспоры, то это открытый вопрос. Армения заинтересована в наличии союзников и партнеров, имеет представительную диаспору в России и США, во Франции и в Греции, в Ливане и Сирии, и во многих других странах мира. Страна, которая может стать субъектом размещения органов ВАО, естественно, должна соответствовать вышеназванным требованиям. Мы не можем исключать из практики ровным счетом то, чего нельзя исключать, как и невозможно предусмотреть все случаи жизни. Помимо штаб-квартиры, в системе ВАО должна функционировать мощная исполнительная структура с опорой на все региональные подразделения организации.

Подводя итог сказанному, я не вижу ни организационных, ни политических причин для беспокойства. Главное -достижение целей и задач общенационального характера, ради которых следует определять и средства их реализации, в том числе организационного характера.

- Многие скептики полагают, что с созданием единой общеармянской организации возможны негативные процессы в отношениях между Арменией и внешним миром, а также в межармянских отношениях?

- Я не разделяю столь пессимистического прогноза и не вижу для этого никаких оснований. Почему внешний мир, под которым, видимо, понимаются крупные державы, должен негативно относиться к процессу межармянской интеграции и повышению уровня самоорганизации армян? Почему подобного рвения они не проявляют в отношении других народов (тех же евреев, турок, немцев, китайцев, корейцев и т.д.)? Почему следует думать, что весь мир то и дело думает лишь об армянах? Почему должны осложниться внутриармянские отношения? Можно продолжить перечисление подобных «почему».

Мне кажется, наоборот, от самих армян и успеха предпринятого дела зависят уровень, масштабы и характер наших отношений с окружающим миром. Ведь наша организация не имеет целью вести подрывную работу против интересов иностранных государств. Мы выступаем против экстремизма, терроризма, ксенофобии и других форм насилия. Наша цель - защита и обеспечение интересов, прав и свобод армянского народа и государства всеми доступными средствами, в соответствии с принципами и нормами международного права.

Уважительное отношение армянских общин к странам проживания, активное вовлечение диаспоры в процесс укрепления интересов новообретенной Родины и содействие развитию взаимовыгодных и многовекторных отношений зарубежных государств с Арменией - вот одно из важных направлений деятельности ВАО. Мне думается, и Россия, и США, и Франция, и многие другие страны мира, в которых проживают армяне,будуттолько заинтересованы в наличии и сотрудничестве с подобной общеармянской организацией, смогут определить формы взаимодействия по комплексу вопросов, представляющих интерес для Армении и армянского народа.

Успех ВАО поможет и в укреплении цивилизованных отношений армянства с цивилизованной частью мира, обогатит Армению и будет способствовать нормализации ситуации на Кавказе, в установлении региональной стабильности и безопасности, в развитии деловых, партнерских и союзнических отношений в области межгосударственных связей, бизнес-сотрудничества и т.д.

Вряд ли можно спорить с тем, что большая часть армянских территорий ныне оказалась вне границ армянского государства (РА и НКР), как и большая часть армян проживают вне пределов Армении. В этом есть и немалая доля ответственности субъектов международного права, крупных держав мира. Данная ситуация вынуждает искать адекватные нашим задачам и возможностям формы взаимодействия всех частей разделенного народа, диаспоры и государства, обозначать и защищать интересы и права пайюцюна, думать о возвращении незаконно отнятых этнических территорий армян. Это означает необходимость формирования самостоятельного и самодостаточного армянского фактора в системе международных отношений, где армяне и Армения должны быть не только объектом, но и субъектом международных отношений и права, быть хозяевами своей судьбы и земли. Для этого необходима и организационная составляющая.

Конечно, нам небезразлична реакция внешнего мира - как отнесутся к идее создания ВАО и что об этом думают в различных странах Востока и Запада. Однако мне глубоко безразлично наличие их негативного отношения к процессу единения и межармянской интеграции. Главное - наше понимание и осознание, что без сильной организации с нами всерьез и надолго вряд л и кто будет считаться. В зависимости оттого, какую организацию нам удастся создать и насколько эффективной она окажется, мы в состоянии будем повлиять на мнение и позицию внешних сил.

Что же касается второй части Вашего вопроса - о нежелательных последствиях предполагаемых межармянских осложнений, то мы уже постарались рассеять это сомнение. Идея ВАО не противоречит интересам армянского народа и Армении, следовательно, нет и оснований для осложнения их отношений.

- Вы упоминаете о целесообразности использования международного опыта других народов в сфере отношений историческая Родина -диаспора. Не могли бы Вы более подробно остановиться на этом вопросе, конкретными примерами продемонстрировать, как у них обстоит с процессом и принципами организационно-структурного взаимодействия?

-Занимаясьвопросами национального развития, следует быть достаточно компетентным в вопросах международных отношений, права и окружающей нас действительности.

Извлечениеуроков из прошлого, изучение позитивного международного опыта по смежным проблемам, использование положительных примеров других народов и стран с учетом собственной национальной специфики и окружающего мира, уверен, позволят избежать ошибок, правильно определить ориентиры и приоритеты.

Так, например, еврейский опыт свидетельствует, что у них выработана достаточно эффективная система общенациональной организации еще в догосудар-ственный период в форме создания «Всемирной сионистской организации» (ВСО) в 1897г. в Базеле, которая с тех времен и до сих пор является главной организационной структурой во взаимоотношениях нации, а с созданием Израиля в 1948 г. - между Государством Израиль и еврейской диаспорой. ВСО строится по принципу федерации, объединяет 35 различных актуальных национальных и международных еврейских организаций (в их числе Еврейское агентство «Сохнут», «Всемирный еврейский конгресс», «Бнай-Брит» и мн. др.), является субъектом израильского национального права согласно закону о статусе ВСО, эффективно сотрудничает с правительством Государства Израиль, вырабатывая при этом общенациональную стратегию сионизма.

Применительно к Турции можно отметить, что главной идеологе-политической основой и силой межтюркской интеграции выступает агрессивная доктрина пантюркизма. Анкара исходит из принципаустановле-ния отношений исторической Родины с турецкой диаспорой, а также базисного тюркского государства - Турции с тюркским миром. При этом начиная с XX в. создается организационный механизм межтюркской интеграции, где главной действующей силой выступает система пан-тюркистских формирований различной направленности. Выпущенная Армянским институтом международного права и политологии в Москве Союза армян России научная монография А. Сваранца «Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе» проливает свет на вопросы системного взаимодействия Турции и тюркского мира на пути к созданию так называемой империи «Великий Туран».

Можно сделать вывод, что одна из главных угроз национальной и государственной безопасности Армении и России, равно как и других евразийских государств (Болгарии, Сербии, Греции, Кипра, Румынии, Сирии, Ирака, Ирана, Грузии, Украины, Молдавии, Таджикистана, Афганистана, Китая), является геостратегия пантюркизма. Но именно пантюркистские международные организации составляют силу этого движения, политики и идеологии.

Рассмотрев вышеназванные примеры, можно отметить, что их учет в своей организационно-интеграционной деятельности, безусловно, важен. Однако следует учитывать как специфику и особенность этих структур, причинно-следственные вопросы их появления, так и ис-торико-политические условия возникновения соответствующих диаспор и их задачи. Поэтому нельзя слепо копировать международный опыт вне сопоставления с собственным.

- Как известно, в истории нередко так получалось, что философы рождали идею, революционеры их претворяли в жизнь, а результатами пользовались недостойные люди. Не опасаетесь ли Вы, что идея ВАО будет извращена и станет предметом чьих-то политических амбиций и нездоровых игр?

- Я разделяю Ваши опасения. Ничто не ново под луной. В то же время, во-первых, не считаю себя философом национальной идеи, а просто, как и многие другие мои соотечественники и соратники, сопереживаю судьбе своего народа и исторической Родины; во-вторых, мне не хотелось бы, чтобы благородная идея национальной консолидации подверглась извращению и спекуляциям со стороны грязных политических технологий и нездоровых амбиций политиканов либо чьих-то марионеток с армянскими фамилиями; в-третьих, успех или неудача данного процесса зависит от самих армян, не следует ожидать чьей-то помощи и благословения, когда обсуждается общеармянская повестка; в-четвертых, образование общеармянской организации не является самоцелью и предметом необоснованных амбиций отдельных представителей нашего общества, хотя здоровые амбиции я не исключаю, ибо без организаторской роли нет и результатов в работе.

В общеармянском движении нет и не может быть деления на победителей и побежденных, поскольку его субъектом выступает весь армянский народ, а не часть целого. Идея учреждения ВАО учитывает реал и и современного состояния армянского общества, существующие задачи общенационального характера, окружающую действительность и особенности развития международных отношений.

Что же касается конкретных представителей нашей общественно-политической жизни, то я знаю отдельных из них и у меня складывается впечатление об их благородных намерениях, ответственном подходе и желании помочь своему народу и Армении через поиск новых форм взаимодействия. Я желаю им здоровья, крепости духа, решимости и воли на пути к претворению в жизнь намеченных целей.

Это процесс, в которым должен быть задействован и вовлечен каждый армянин. С верой в успех, с ежегодными задачами оказания помощи Армении и диаспоре мы способны преодолеть всякиетрудности на пути к Масису и построению новой, свободной и процветающей Армении.

Наша сила - в нашем единстве!

— Благодарю Вас за встречу и столь содержательную беседу.

Беседу вела Евгения Мурадян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении