Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Святыни Иерусалима нужно защитить!

17июня израильская армия захватила земли, принадлежащие Иерусалимскому Патриархату Армянской апостольской церкви, вследствие выдачи Минобороны Израиля ордера на конфискацию земель Патриархата. Представители ААЦ попытались убедить аннулировать ордер, но безуспешно. После этого Иерусалимский Патриархат решил обратиться в Высший правовой суд Израиля для отмены ордера и привлечения внимания международной общественности. Иерусалимский Патриархат ААЦ отказался дать согласие на воздвижение стены на своей территории

Святейший Католикос Всех Армян Гарегин II и армянское духовенство за богослужением в армянском приделе храма Рождества Христова (фото Бориса Баратова)

В Старом Иерусалиме, проблема принадлежности которого является одной из основных составляющих арабо-израильского конфликта, четыре квартала - еврейский, мусульманский, христианский и армянский. И роль армянского квартала в этой проблеме достаточно велика. Армянская община существовала в Иерусалиме еще во времена армянского царя Тиграна Великого (95-55гг. до н.э.). Тогда это были в основном армяне, осуществлявшие торговлю с Дамаском и Алеппо, а через эти города - и с Иерусалимом.

Значительно возрос приток армян после принятия христианства (301 г.) и во времена крестовых походов. В седьмом веке на базе армянских церквей и храмов, построенных ранее, основывается Патриархат ААЦ. Патриарх Абраам (ум.669 г.) известен в истории не только и не столько как первый иерусалимский Патриарх, но и как единственный представитель армянского духовенства, который встречался с пророком Мухаммедом. По некоторым сведениям, Абраам отправился к пророку и в обмен на согласие платить джизью (подушную подать) получил церковь св. Иакова и прилегающую территорию. Надо также отметить, что под покровительством Иерусалимского Патриархата ААЦ находились коптская, эфиопская и сирийская церкви. Уже к этому времени в Иерусалиме создается армянский квартал. Тогда большинство армян селились на Армянской улице (Рис!а Агтепюшт), расположенной на Сионе. Естественно, факторы, влиявшие на изменение численности населения всего Иерусалима (войны, эпидемии, стихийные бедствия и т.д.), влияли также на численность армянской общины города.

Большинство армян современного Иерусалима - потомки депортированных во время геноцида армян в начале XX в. В 1947 году в городе проживали около 15 тыс. армян, сегодня их немногим больше 2000. Из этих 2000 всего около 600 имеют израильское гражданство. Еврейский квартал в Старом Иерусалиме - ближайший по расположению к армянскому и единственный, где евреи составляют большинство (88%, 2100 чел.). Чрезвычайно важно значение Иерусалима в одном из самых затяжных и кровопролитных конфликтов современного мира - палестинском, который давно уже перерос рамки своего названия и стал глобальным противостоянием между арабами и евреями и в который с самого его начала были вовлечены внешние силы.

Иерусалим - город, являющийся святыней трех монотеистических религий. Во все времена Иерусалим был для них яблоком раздора. Для христиан главнейшая святыня - Гроб Господень, который освобождали крестоносцы. Для иудеев - это Стена Плача, единственная сохранившаяся часть храма царя Соломона, восстановление которого является одной из важнейших целей еврейского народа. Для мусульман - это мечеть аль-Акса, откуда вознесся пророк и куда он вернулся после «ночного путешествия» на небо, где он увидел Аллаха и был удостоен беседы с ним. Кроме того, и евреи, и палестинцы считают Иерусалим (у арабов - ал-Кудс) столицей своих государств, в результате чего ни одна из сторон не хочет идти ни на какие уступки. Засвою долгую историю Иерусалим видел множество войн, потерь, разрушений. Нашествия египтян, вавилонян, ассирйцев, римлян постоянно меняли город, причем менялся не только внешний вид города, но и его этнический состав, и постепенно формировалась уникальная атмосфера, присущая сегодняшнему Иерусалиму.

В 637 году войска Арабского Халифата вошли в Иерусалим, и халиф Омар заключил с населением города договор, на основе которого (с небольшими изменениями) он и управлялся до начала двадцатого века. По этому договору как армянская, так и другие христианские общины получали свободу в своей внутриоб-щиннойжизни, отправлении религиозных обязанностей и ритуалов, а религиозные предводители руководили внутренними процессами в общинах и представляли их интересы перед мусульманскими властями. В 1888 году султан Абдул Ха-мид направил новоизбранному Патриарху Арутюну фирман, согласно которому Иерусалимский Патриархат признавался руководителем армян, коптов и эфиопов Иерусалима, Триполи, Наблуса, Газа. Будучи последним документом, относящимся к Иерусалимскому Патриархату, этот фирман фактически действителен по сей день. К концуXIX века еврейский народ, осознав необходимость воссоздания государства Израиль, активизируется для осуществления своей основной цели - возвращения на землю обетованную. В 1897 г. в Базеле состоялся первый конгресс Всемирной сионистской организации (ВСО). Во время конгресса была обсуждена и принята программа сионистского движения, первой целью которой было основание "Национального дома" .Для осуществления программы были созданы организации, важнейшими из которых являлись Еврейская колонизационная армия и Национальный еврейский фонд, в составе которого в 1902 г. была организована англо-палестинский банк.

Для осуществления своей цели эти организации приобретали земли у арабских землевладельцев (в 1914 году уже было приобретено около 450 тыс. доне-мов). Действия ВСО значительно активизировались после того, как 25 апреля 1920 года после конференции в Сан-Ремо Британия получила мандат на управление Палестиной. Вследствие этого решения уже в период с 1920 по 1929 год в Палестину переехали около 100тыс. евреев. При содействии ВСО начал формироваться аппарат управления общиной, который фактически являлся прообразом госаппарата Израиля. В тридцатые годы в результате антиеврейской политики нацистской Германии приток евреев в Палестину значительно возрос. Подсчитать количество евреев, обосновавшихся в Палестине в этот период, довольнотрудно, поскольку многие из них въезжали нелегально. Естественно, эти процессы не могли не вызвать возмущения арабов, проживавших в Палестине. Уже в это время начинают формироваться структуры, ставшие основой палестинского сопротивления.

После второй мировой войны ВСО ведет активные переговоры с руководителями США и СССР и получает поддержку президента Трумэна, который объявляет о программе возвращения 100 тыс. евреев на историческую родину. Британия, которой была подвластна эта территория, перебросила несколько своих подразделений в регион. Англичане понимали, что рано или поздно им придется расстаться с мандатом, и всячески пытались оттянуть эти события. Последней попыткой Великобритании было желание осуществить программу Моррисона, которая предлагала создать еврейскую и арабскую автономные области и две английские подмандатные территории. Однако эта программа не увенчалась успехом. 29 ноября 1947 года была принята 181-я резолюция СБ ООН о создании двух независимыхдемок-ратических государств, обязующихся установить добрососедские отношения и развивать торгово-экономическое сотрудничество.

Арабские страны не признали этого решения, и в 1949 году, когда была провозглашена Республика Израиль, войскаТрансиордании, Ирака, Египта, Сирии и Ливана вторглись на территорию Палестины. 7 января того же года при содействии великих держав военные действия были прекращены. Поражение, нанесенное Израилем арабским войскам, расширило границы конфликта, превратив его из палестино-израильского в арабо-израильский. После подписания сепаратных соглашений о прекращении военных действий часть палестинских земель (Западный Берег и Восточный Иерусалим) отошли (временно) к Иордании, а сектор Газа - к Египту. В связи с решением провозглашенного в 1950 годуХашимитс-кого королевства Иордания временно присоединить к себе часть палестинских территорий недовольными палестинцами был организован ряд митингов протеста и терактов, в результате одного из которых был убит король Абдал-лах I.

В результате войны и ряда законов, принятых Кнессетом, возникла еще одна проблема - проблема беженцев. По сведениям ООН, в 1950 году было около 860 тыс. арабских беженцев, а по данным палестинцев - около 1,1-1,3 млн. 194-я резолюция Генеральной Ассамблеи ООН признала факт существования беженцев и предложила им либо вернуться на родину, либо получить возмещение ущерба.

К этому времени уже была создана Организация освобождения Палестины (ООП), которая позже была признана ООН полноправным представителем палестинского народа. Правительство Израиля проводило довольно эффективную политику заселения земель и развития военной промышленности. После поражения арабов в шестидневной войне положение палестинцев ухудшилось, и лишь 242-я резолюция ООН вернула арабам часть территорий, потерянных во время войны.

Продолжающиеся попытки США, СССР и ряда других стран урегулировать арабо-израильский конфликт были обречены на неудачу, так как этот конфликт был одной из арен столкновения противоборствующих сторон холодной войны. Одна из этих попыток завершилась так называемой «кемп-девидской сделкой». Подписанное в Кемп-Девиде в 1978 году между израильским премьером М.Беги-ном и египетским президентом А.Садатом при активном участии президента США Джимми Картера соглашение внесло раскол в ряды объединенных арабских сил.

В 1988 году Национальный совет Палестины провозгласил Государство Палестина, столицей был провозглашен Иерусалим. В 1990 годуДж. Буш-старший предложил предоставить иерусалимским евреям тот же статус, что и евреям, проживавшим на Западном Берегу и в секторе Газа, после чего под давлением еврейского лобби конгресс США признал Иерусалим столицей Израиля.

В 1999 году возникла надежда на разрешение конфликта, так как обе стороны были довольно толе-рантны и в создавшейся ситуации появился шанс, что стороны наконец-то придут к соглашению . Но в 1999 году в Кемп-Девиде все повторилось, и иерусалимский вопрос оказался основной проблемои, препятствующей разрешению конфликта. Стороны так и не смогли прийти к компромиссу, и переговоры прекратились.

Официальная позиция палестинцев в иерусалимском вопросе следующая: Аль-Кудс (т.е.Старый Иерусалим) должен войти в состав Палестины как столица этого государства. Остальная часть города, построенная в основном в конце Х!Х-начале XX веков, должна отойти Израилю. В этом вопросе очень большую роль играет мнение интеллигенции. Палестинский политолог Махди Абд-Аль Хади считает, что Иерусалим должен быть неделим,так как этому городу присуща особая духовная и культурная атмосфера и его расчленение означало бы уничтожение этой атмосферы. Иерусалим, будучи историческим, политическим, святым городом, должен быть неделим. Израильская сторона не может признать этих условий. Одной из основных причин является наличие еврейского квартала и святынь, связанных с иудаизмом (в частности, Стена Плача). Израильтяне считают, что армянский квартал также должен быть в составе Израиля, так как он обеспечивает безопасность входа в еврейскую часть города. Кроме официальных позиций обеих сторон, существуют и другие подходы:

1) Иерусалим получает особый статус города, находящегося под покровительством СБ ООН. Фактически это вариант, предусмотренный 181-й резолюцией 1947 года. 2) Иерусалим провозглашается "Божественным" городом и руководится совместными усилиями трех монотеистических религий.

В попытках разрешения конфликта как "третья сторона" активно участвовал и Ватикан. Папа римский подписал с обеими сторонами сепаратные соглашения по иерусалимскому вопросу, причем Израиль выразил недовольство относительно соглашения между Ватиканом и Палестиной, также, как палестинская сторона с критикой отнеслась к вати-кано-израильскому соглашению.

Между тем участие Ватикана можно воспринять не только как желаниеурегулировать арабо-из-раильский конфликт, но и как представление интересов христианской церкви, что немаловажно. Как можно заключить из вышесказанного, армянский квартал, являясь частью Иерусалима, играет роль важного фактора во всем арабо-израильском конфликте.

В связи с этим важна позиция Республики Армения, которая, кстати, может быть вовлечена в процесс прибизительно в том же формате, что и Ватикан, так как защищать интересы армянской общины Иерусалима (большая часть армян имеет лишь статус постоянных жителей, но не имеет гражданства) должна именно РА. Кроме того, продолжая эту мысль, следует выделить также интересы Армянской апостольской церкви - ведь на территории Иерусалима находятся религиозные святыни, являющиеся огромной ценностью для Церкви.

В свете перечисленных выше фактов и последних событий (конфискация земель Патриархата со стороны Минобороны Израиля, что фактически является попыткой израильского правительства «явочным порядком» реализовать свои цели, выраженные бывшим премьер-министром Израиля Э.Бараком во время последних переговоров в Кемп-Девиде) важна также роль армянской диаспоры. Республика Армения, диаспора и Армянская апостольская церковь должны объединить свои усилия и защитить интересы соотечественников, причем не только направительственном, но и на общественном уровне. Именно общественные организации и интеллигенция должны обратить внимание международного сообщества на нарушение прав Иерусалимского Патриархата Армянской апостольской церкви. В то же время официальный Ереван должен обратиться к правительству Израиля с требованием аннулировать ордер, выданный министерством обороны, и вывести свои войска с территории Иерусалимского Патриархата.

Это не первый случай притеснения армянской общины со стороны израильских властей, которые чинили всяческие препятствия армянской общине и Патриархату, когда речь шла о реставрации старых зданий и строительстве новых на территории армянского квартала. Цель этих действий со стороны Израиля - постепенное вытеснение армянского населения, приобретение территорий, принадлежащих Патриархату и частным лицам, увеличение своих территорий в городе и обеспечение безопасности еврейского квартала - также должна насторожить правительство РА. Конечно же у Армении есть свои интересы в ближневосточном урегулировании, и интересы эти требуют разрешения арабо-израильского конфликта мирным путем и установления окончательного и справедливого мира, единственным гарантом чего является исполнение резолюций СБ ООН.

Позиция РА в вопросе Патриархата и армянского квартала обусловлена тремя основными факторами: аксеологическим, политическим и правовым.

Аксеологический аспект заключается в том, что ААЦ, присутствующая в Иерусалиме с V-VI веков и наделенная почетным правом "хранительницы" Гроба Господня, имеет огромный авторитет в христианском мире и является источником духовного заряда для всех армян. Крометого, монашеское братство св. Иакова является одним из наиболее авторитетных и древних не только в Иерусалиме, но и во всем христианском мире. Политический аспект заключается втом, что Республика Армения заинтересована в урегулировании конфликта, будучи ответственной за своих соотечественников и Патриархат ААЦ. В отношении Патриархата важна также роль всей Армянской церкви и Католикоса Всех Армян.

Участие РА в урегулировании этого вопроса является также отличной возможностью выступить в роли равноправного партнера и заинтересованного участника водном из важнейших мировых политических процесов, что, безусловно, повысит авторитет нашей страны, а также увеличит пространство ее политического маневра. Важную роль играет и наличие армянских общин во многих странах (среди которых страны, тесно связанные с этим вопросом -такие, как Сирия, Ливан, Египет, Иордания, Израиль, а также США и Франция, которые принимают активное участие в урегулировании проблемы). Учитывая все эти факты, можно прийти к выводу, что для Армении появляется возможность быть представленной на международной арене не только как сторона в карабахском конфликте, но и как государство, которое имеет интересы в разных регионах и которое готово защитить права своих соотечественников и поддержать Армянскую апостольскую церковь. Следовательно, можно сформулировать цели РА в ближневосточном урегулировании следующим образом:

1. Для армянской общины в Иерусалиме, а также для Патриархата выгодно мирное и окончательное разрешение конфликта, вследствие чего прекратится миграция армян из Иерусалима и опасность потерять земли, принадлежащие ААЦ и являющиеся духовным и культурным наследием армянского народа.

2. Наиболее выгодно для РА присуждение Иерусалиму международного статуса. Это послужит гарантией безопасности для населения города и многих тысяч паломников, ежегодно приезжающих сюда поклониться своим святыням. Кроме того, важно, чтобы армянский квартал был единым и неделимым, чтобы соблюдались права землевладельцев и жителей города. Но последние события, увы, говорят об обратном. Правительство РА должно предпринять действия, защищающие армян Израиля и права Патриархата ААЦ. Общественность Армении не может повлиять на решение создавшейся проблемы без участия армянских властей, которые, к сожалению, пока что не предпринимают никаких серьезных и действенных шагов.

Микаел Оганесян, Ереван, специально для "Ноева Ковчега"

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении