Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Русский рок Армена Григоряна

Любителям русского рока Армен Григорян из легендарной московской рок-группы «Крематорий» известен не меньше, чем, к примеру  Армен Джигарханян любителям нашего кино. И действительно, группа существует с 1984 года, выпустила в свет около двух десятков альбомов, регулярно гастролирует по стране и, можно сказать, по миру (от всего пост-советского пространства до США и Израиля, которые, как это ни парадоксально, по сути тоже являются частью этого пространства).  В этом году готовится к выходу новый (уже записанный)  альбом группы под названием «Мифология». Этим самым Армен Григорян «со товарищи» уже  окончательно переводит себя как бы в разряд мифов и легенд бывшего отечественного музыкального подполья и ныне здравствующего российского рок-сообщества.

Для меня русский рок начинался в 70-е, 80-е годы  с  московских групп «Машина Времени» и «Воскресение» и с питерских «Аквариума», «Зоопарка» и «Кино». Для Армена Григоряна похоже примерно так же. Во всяком случае  до сих пор слушая  голос Григоряна и саму группу, чувствуешь как причудливо переплелись в его интонациях и музыке Макаревич и Майк, Москва и Питер, Россия и всемирная рок-революция второй половины 20-го века. Но минул двадцатый век,  а вместе с ними отошли - кто  в мир иной, а кто просто в сторону – и рок-звёзды  вечного неба нашей молодости. Теперь Григорян иногда  играет в общих концертах с  монстрами типа «Uriah Heep», получает от Бориса Гребенщикова приветы в виде подписей на  стихотворных сборниках лидера «Аквариума», включает в свой концертный репертуар и альбомы версии любимых песен Майка Науменко из несуществующего ныне «Зоопарка» (кстати, безвременно ушедший из жизни Майк и поныне его любимый рокер из наших).

На снимке :АРМЕН ГРИГОРЯН

ФотоМаксима Полубояринова

Теперь Григорян – это Григорян, - сорокалетний лидер культовой и вполне успешной  московской муз-команды, отец троих детей, периодический холостяк, нестареющий зрелый и одновременно молодой человек с чёрными кудрями и вечно хорошим расположением духа, руководитель собственной звукозаписывающей студии и сопутствующего хозяйства, желанный гость больших и малых концертных площадок, фестивалей и юбилеев в Москве и за её пределами. В общем, жизнь, удалась, не смотря на брутальное и, прямо скажем, мрачноватое называние его группы. А может быть в этом и заключается невольная хитрость её участников. Понимая неотвратимость конца, перенести всю его тяжесть из себя  на  то, что подвернётся под руку. Армену Григоряну – подвернулся рок-н-ролл… И так - уже 17 лет (официальный возраст группы «Крематорий»).

ОБЪЕКТ КУЛЬТА

То что «Крематорий» - объект культа легко заметить, посетив официальный сайт группы www.crematorium.ru в интернете.  На  великолепно оформленном сайте море различной информации от  коллективной хронологии и концертных фотографий до историй из жизни, баек, мулек, дискографии группы и прочих интересных вещей. Кто бы мог подумать, что с всемирно известным русским писателем Венечкой Ерофеевым Григорян успел проучаствовать  в случайной пьянке, которая завершилась поеданием аквариумных рыбок хозяйки дома, где всё это происходило глубокой ночью. Хозяйка, естественно, спала, а рыбок жарил (!) Ерофеев! Утром – гнев, позор и изгнание… Но зато история какая! Лёгкая, весёлая и немного опять же  брутальная, как и сам наш герой.

Мы встретились с Арменом в студии на базе его группы на северо-западе Москвы. Снаружи рабочие сваривали ограду,  внутри за стенкой центральной комнаты шло сведение последнего альбома – пресловутой «Мифологии». Всё шло своим чередом… И так как альбом, до его выхода послушать не представлялось возможным, я решил послушать самого Армена.

«… Весь наш «Крематорий» вообще-то вышел из «тяжеляка», мы играли такой хард-рок, привет «Black Sabbath», группа называлась «Атмосферное Давление»,  недавно альбом издали, называется «Реквием по всаднику без головы», там как раз наша музыка  того времени.  Всё заново переиграть пришлось, записей ведь не осталось, при том уровне технике ясное дело – о чём говорить. Но  дух мы сохранили, я там на басу играю, как в старые времена. И на «Реквиеме» много хороших наших нынешних друзей участвовало – Сергей Манукян, Валентина Пономарёва, другие известные музыканты.  А оформил компакт диск Жора Аваньян, художник московский, ну ты его знаешь… Интересное оформление получилось.

Новый альбом «Мифология» у нас неожиданно быстро сложился,  я не ожидал, что всего полтора года пройдёт с момента выпуска предыдущего нашего  альбома («Три источника»). Но я решил, зачем откладывать и тянуть, набирается материал – значит надо делать. Это не продюсерский заказ, это естественный ход жизни.  Сейчас вот сводим его. А презентация будет в «Горбушке» (ДК им. Горбунова у станции метро «Багратионовская») 27 октября этого года, снимать будем сам концерт тоже... Думаю, народ придёт, у нас с этим нормально. Хотя мы не входим в обоймы «коммерческих» навязываемых групп. Сам понимаешь, чтобы  быть в этих обоймах, надо прогибаться и делать «чего изволите», а у меня для этого слишком независимый, можно сказать, армянский характер, хочу делать всё по-своему, а не по чужому  указанию.

ДВОЮРОДНЫЙ  БРАТ ФРЭНКА ЗАППЫ

В принципе на радио нас крутят, хотя мы не навязываемся, сами звонят и предлагают. Ну, это на «Нашем Радио», на «Радио Максимум» и на «Открытом», - на тех которые я сам  вообще-то слушаю. Клипов у нас тоже мало, можно сказать, почти нет. Вот, правда, клип на песню «Две Тысячи Первый Год» по MTV в передаче  «12 злобных зрителей» крутили», он там первое место разделил с какой-то западной группой.  Но забавно получается, клип, признанный зрителями самым плохим крутят по ТВ регулярно, а для нас, получивших как бы приз зрительских симпатий  у них эфирного времени  нет…»

(Песня «Две Тысячи Первый Год» - мне тоже очень нравится, но все мы понимаем, что пока у нас в стране берут деньги с артиста за «выпуск» его в эфир, этот эфир будет забит поющими деньгами, а не тем, что мы любим. Хотя есть любители и поющих денег, но речь сейчас не о них. – Т.Н.)

«…Кстати,  песню «Две Тысячи Первый Год», - она с альбома «Гигантомания»,- я написал не к дате, так сказать а ещё в 1987 году и впервые исполнил её в «Горбушке», это не загадывание наперёд, а просто 40 лет для меня это такой был необычный рубеж, что я хотел, как  и поётся, «…встретить живым 2001 год…» Когда-то казалось, что 25 это крайний рубеж, а теперь нам всем боле менее по сорок, и мы поём «нам по сорок уже…», переделывая слова своей известной песни про 25-летие, к семидесяти годам, наверное, слова придётся ещё раз обновить. Хотя есть сейчас у нас человек помоложе -  новый гитарист Дима Терентьев , ему 25, он очень талантливый парень и удачно вписался в группу.

Группа «КРЕМАТОРИЙ» - В. Бухаров, А. Сараев, Д. Терентьев, А. Григорян, С. Третьяков

Я думаю, может быть и хорошо, что нами не замылены телеэкраны и прочие платные эфиры, туда попадёшь в дурную компанию со всем этим зверинцем, и прощай репутация. А так народ на наши концерты ходит, альбомы  издаются,  уважение есть, и всё нормально. Тур был, после выхода «Трёх источников», так я его скромно именую Мировым Туром, океан пересекли с группой,  в Нью-Йорке  был большой концерт, в прошлом году в марте  мы были там. Причём играли не на Брайтон-Бич, а на Манхэттене. Зал вмещал тысячу человек, пришло даже больше, это на Седьмой улице, зал с эскалаторами, с хорошими креслами… Ну кресла публика, как водится, в угаре поломала… Хорошо встречали, в этот день был хоккейный матч местной команды, где много русских игроков. И многие русские нью-йоркцы   после хоккея разгорячённые с российскими флагами и трехцветными шарфами пришли на наш концерт. Потом они нас у гостиницы ждали, мы жили в «Пенсильвании». Я когда раздавал автографы, одна американка спросила меня, не хоккеист ли я, раз вокруг меня хоккейные фанаты. Я развеселился и сказал  ей в шутку, что я  двоюродный брат Фрэнка Заппы. Тогда она сказала «о-о-о!»  и попросила автограф. (Фрэнк Заппа – легендарный  рок-гитарист, ныне покойный).

ЭНЕРГЕТИКА  РАЗНЫХ   МЕСТ

Потом мы были в Чикаго, в Сан-Франциско. Я там встретился  с приятелем, которого десять лет не видел, тоже мы с ним музицировали... Он узнал из газет , что мы прилетаем и встретил меня в аэропорту. Там он один из лучших веб–мастеров, работает на «Крайслер», работал с Мадонной, с MTV, у него есть благодарность от Билла Клинтона, уважение, положение, состояние, большой роскошный дом… А здесь я его помню в двухкомнатной квартире в Коломенском со скромной зарплатой программиста и нашими пьянками да хипповскими загулами, от которых умирали его домашние попугаи…Теперь это совершенно респектабельный человек, со всеми делами… Для меня это было полной неожиданностью, но приятной, конечно.

Гостиница, в которой мы там жили, была между «Гёл-Шоу» и винным магазином, ну полный рок-н-ролл другими словами. И на улице постоянно сидели-тусовались какие-то стрёмные негры, самый основной из них одноногий - носил кличку Папа. Сначала они на нас косились, но когда мы распили с ними бутыль виски и дошли до кондиции, они приняли нас за своих и уже мы стали на этой улице везде сидеть-тусоваться, как аборигены или какие-нибудь драг-дилеры. Мне нравятся такие неожиданные повороты. Но я понял для себя, что в общем, всё это миф насчёт какой-то особой жизни, - ничего хорошего там нет. Но вот энергетика, скажем, Нью-Йорка – она очень бзика москвичу, такой же бешенный темп, даже удвоенный-утроенный.  Может быть, кроме Москвы, это единственный город, где я мог бы ещё жить. Ну а в Сан-Франциско – другая картина, там горные пейзаже, и это больше напоминало  мне Армению. В Сан-Франциско я видел армянскую школу и церковь, очень красиво  и хорошо всё это выглядело. И в Иерусалиме я был в армянском квартале, там тоже всё внушительного вида. Вот только в Вифлееме в армянской церкви было как-то уж убого, и  я спросил армянского священника почему, а он ответил по-армянски: «Эчмиадзин денег не даёт», - не знаю, правда ли, вроде они там в Израиле тоже не бедствуют.

А первый раз в Штатах мы выступали  на фестивале  российских  рок-звёзд в «Мэдисон-центе» в 1999 году, кроме нас  туда русские продюсеры пригласили Чижа, «Агату Кристи», «АукцЫон». Там было всё очень пафосно, много народу, очереди, американцы ходили с круглыми глазами, не могли понять, что происходит и почему такой ажиотаж. А через год мы уже поехали в сольный тур. Должны были ещё в этом году  в Германию поехать, но после того, как Гребенщиков с «Аквариумом» там зал не собрал, устроители решили не рисковать, и это дело заглохло.

ГЕОГРАФИЯ ОТМЕНЯЕТСЯ

…А здесь наша аудитория резко помолодела после альбома «Три источника», это стало особенно заметно и на концертах. Хотя старые фэны нас тоже не забывают. Из зала всё равно регулярно требуют исполнить старые хиты. Это – «Эльза», «Кондратий», «Маленькая девочка», «Мусорный ветер», «Таня», «Белые Столбы», «Лепрозорий»  -, в общем, песни которые живут уже независимо от нас своей какой-то жизнью, и ничего с этим , видно не поделаешь, нравится нам их петь или нет. Конечно, есть и майки с нашей символикой и значки, люди ходят в этом на наши концерты, куда бы мы не приехали. Ну, ты знаешь, где бы я не выступал, - в Новокузнецке,  Нью-Йорке, Москве – мне кажется, что я никуда не уезжал, что это какое-то одно место, что география отменяется и в зале всё время одна и та же аудитория. Все поют вместе с нами, веселятся, братаются. Вот и последние концерты в Израиле прошли так же. Мне даже два раза по зубам микрофоном съездили, такой напор публики на сцену был, а организатор сэкономил на охране, вот оно так и вышло. На следующий день перед залом, где мы выступали террористы взорвали парковку, и улетали мы, как говорится,  последним самолётом, буквально после нас из-за обострения обстановки этот израильский аэропорт закрыли.

…Вообще-то позитивно реагируют на нашу группу и те, кто не понимает русского языка, мне иностранцы говорили о нашей своеобразной музыкальности, о голосе, который  звучит для них интересно,  даже оставаясь непонятым.  На концерте в Минске с группой «Uriah Heep» , во время нашего выступления (а мы играли перед англичанами)  Ли Кёрслэйк из «UH» простоял, слушая нас, за сценой всё время, пока мы играли. А потом на банкете сказал, что не ожидал, что из Москвы будет такая профессиональная команда. То есть, где-то на среднеевропейский  уровень профессионализма мы тянем, нам не стыдно играть вместе с ними на одной сцене.

СЕКРЕТ  МОЛОДОСТИ

…А ещё я думаю, что мы и живы-то, потому что мы концертная группа, потому что адреналин, который поступает в кровь на сцене – лечит нас, и после концерта всё что болело – перестаёт болеть. Может, потому мы и остаёмся в буквальном смысле молодыми. И этих девушек в зале мы как бы до сих пор не перестаём волновать, хотя порой это не в шутку расшатывает наши семейные лодки,  ну это – всем  известная энергетика рок-н-ролла.  Китайские учёные вроде бы вообще говорят, что поющие люди даже не лысеют, настолько пение благотворно влияет на поющего, - не знаю насколько это научно, но мы пока поём.

Иногда на гастролях в разных местах после концерта ко мне подходят и тамошние армяне, как к сородичу, я говорю по-армянски, и мне  приятно с ними общаться, так было не раз и в Москве, и на Юге, и в Сибири, и недавно в Израиле. Мой отец Сергей Аристакесович – родом из Арташата, а мама  Аида Микаэловна – зангезурская, из Гориса. И хотя наша публика как бы вненациональная, если покопаться, то в нашей музыке можно найти и армянские элементы. Так, например, «Безобразная Эльза» - это по сути армянский танец «Кочари», только сыгранный в рок-формате и со скрипкой, «Себастия» - эта вещь связана с памятью о бабушке, которая бежала из этого западно-армянского города от турецкой резни . Я нередко бываю у  московской Армянской церкви и на армянском кладбище, там похоронены родственники, а мать с отцом, хоть мы и жили в Москве, по их завещанию похоронены в Ереване. В Армении у меня тоже много родственников, только у мамы моей было семь сестёр. Мама хотела чтобы я был инженером, я окончил МАИ, отработал распределение и в 1987 году «вышел в открытый космос». С тех пор, можно сказать, живу музыкой.. Мама не разделяла моей позиции, но сказала «хотя бы попробуй, чтобы потом не жалеть, что ты этого не сделал». Отец мне привёз мою первую настоящую гитару, это была бас-гитара, из Чехословакии. Я  благодарен родителям ещё и за это. Они всегда пытались понять и поддержать меня, хотя  кое у кого тогда считалось, что музыкант – это чуть ли не хуже дворника.

А в Ереване мы выступали в первый раз ещё году в 86-м, когда были там с московским театром «Арлекин» Сергея Мелконяна,  это были акустический вариант нашей группы.  И потом уже после развала СССР, в плохие времена, когда были проблемы со светом, мы выступали там уже в электричестве  всем составом...»

ДАВНО НЕ ВИДЕЛИСЬ

Здесь, как и положено в таких случаях, на моём диктофоне кончилась плёнка, и я решил, что  это сигнал к окончанию встречи. Да, это не совсем  обычный выпуск Тиграноскопа, но я рискнул после шести выпусков этой рубрики сделать и такой вариант разговора на вечную тему о людях близких нам по происхождению, по духу или по судьбе. Возможно завтра мы встретимся на очередном перекрёстке всемирного города, и важно, чтобы мы вспомнили кто мы и откуда, и хотя бы сказали друг другу : «Привет, как дела! Давно не виделись...»  Именно это мы говорим с Арменом друг другу, когда встречаемся.

Тигран НЕКРАСОВ

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении