Самообман — геополитическая категория Осенью в Ереване пройдет второе заседание Совета сотрудничества Евросоюза. В сентябре ожидается визит в Армению «политической тройки» ЕС, ас 12 по 14 ноября в Ереване пройдет конференция по теме «Инициатива информационных технологий Кавказа». Мы, армяне, много спорим на тему, является ли Армения Азией или же она неотъемлемая часть Европы. Принято говорить, что Армения находится на стыке Европы и Азии и невидимый рубеж между этими континентами пересекает именно нашу страну, но тем не менее в основном бытует мнение, что наше искусство и общественно-политическая культура больше подходят к европейским критериям. Независимо от географического положения Армения уже сделала свой выбор, став полноправным членом Совета Европы, логическим продолжением чего является вступление в ЕС. По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, в нашем социально-экономическом положении говорить о членстве в ЕС не является претенциозностью, а это задача увидеть в перспективе наше будущее. Членство в ЕС предполагает обеспечение необходимых критериев, в числе которых важнейшим является экономическое положение страны. Если посмотреть на перспективу вступления в ЕС хотя бы только с этой стороны, то становится ясным, что нам еще предстоит длинная и трудная дорога. Первоочередной задачей этой международной структуры является принятие в члены своей организации стран Центральной и Восточной Европы, при этом минимальные сроки определяются 12—15 годами. Согласно оценкам эксперта по экономическим вопросам Армянского центра стратегических и национальных исследований (АЦСНИ) ВрежаДжиджи-яна, теоретически вступление Армении в ЕС возможно только через 20—25 лет. Сегодня заметно серьезное сотрудничество между Арменией и ЕС, которое, согласно официальному Еревану, перешло в качественно новую стадию после визита в июне этого года в Брюссель президента РА Роберта Кочаряна. Однако существует несколько факторов, которые мешают Армении в экономическом плане полноценно интегрироваться в разделении труда, которое только в одном спектре — экспорт драгоценных и полудрагоценных камней. Вреж Джиджиян одним из мешающих факторов считает подписанный между РА и ЕС «Договор о партнерстве и сотрудничестве», в котором, по его словам, акцент ставится на структурные изменения и нет ни слова о свободе торговли. Между тем в договорах между ЕС и странами Средиземноморья, не являющимися членами ЕС (Марокко. Тунис, Иордания), есть положение о свободе торговли. Во время своего визита в Брюссель президенту Армении удалось прийти к согласию с ЕС о создании под патронажем Союза Европы регионального центра развития информационных технологий в Армении. В этом плане большое значение придается региональной конференции по теме «Инициатива информационных технологий Кавказа», которая пройдет в ноябре этого года в Ереване. Согласно мнению главного советника президента Армении по экономическим вопросам Ваграма Нерсисянца, создание центра предполагает, что все ожидаемые в этой связи инвестиции будут вкладываться в экономику Армении, здесь будут развиваться все сферы, обслуживающие работу центра, и здесь же будут переподготавливаться кадры. Если в начале прошлого века тягачами экономики были нефть и транспортная система, то в текущем веке главная роль предоставлена информации и информационным технологиям. Очевидный пример развития экономики с помощью информационных технологий— пример Ирландии. Получив независимость в 1922г., эта страна еще 35 лет являлась всего лишь сельскохозяйственным придатком Великобритании, из страны эмигрировали более 1млн. человек. Но прошло некоторое время, и Ирландия в сфере развития ИТ получила всемирную известность, сегодня она занимает первое место в мире по экспорту компьютерных программ. Научно-образовательный уровень наших специалистов позволяет думать, что Армения в мировой экономике будет иметь свое особое место — особенно в этой сфере. Несколько месяцев назад государство объявило эту сферу приоритетной в экономическом развитии страны. Зарубежные эксперты уверены, что развитие в Армении указанной сферы приведет к резкому экономическому росту страны. Естественно, будет заметен рост рабочих мест. В позапрошлом году в сфере ИТ в Армении рабочих мест было 500, а сегодня уже 2000. Поскольку програмисты в зарубежных странах зарабатывают намного больше, на сегодняшний день Армения имеет серьезную проблему эмиграции кадров (несмотря на то, что в Армении они неплохо зарабатывают - от 500 до 2000 долларов). По словам Ваграма Нерсисянца, несомненно, много молодых программистов уезжают в США, но в большинстве случаев, как показывает практика, они возвращаются и здесь приобретают офисы, так как они уже владеют не только производством, но и маркетингом этой сферы, чего в Армении еще не хватает. Вернемся к сотрудничеству между Арменией и ЕС . Причины излишней заинтересованности ЕС по отношению к Армении и ко всему региону уже давно не секрет. В геостратегическом плане регион имеет колоссальное значение, здесь возможно становление коммуникационных перекрестков, связывающих Север с Югом и Запад с Востоком. Эксперт по вопросам публичной политики Армянского центра стратегических и национальных исследований Агаси Тадевосян утверждает, что на Кавказе европейцы явно отклоняются от своих критериев и руководствуются лишь своими интересами. Говоря о сотрудничестве с ЕС, невозможно обойти проблему урегулирования карабахского конфликта. По словам Тадевосяна, в этом контексте решение проблемы не имеет перспективы. «Если говорить открыто с позиции третьей силы, как будто их не интересует, как будет решен карабахский вопрос. Это так называемый «фактор угождения», цель которого — создать в регионе ту необходимую степень безопасности, которая позволила бы пустить в ход настолько желанный коммуникационный коридор». Согласно оценкам эксперта, карабахские переговоры находятся на том же уровне, что и коммуникационные вопросы, если не сказать, что они для европейцев намного второстепеннее. Для них не имеет большого значения будущий статус Нагорного Карабаха. Западным структурам вовсе не интересно, что, будучи более демократичным, чем Азербайджан, вернувшись в состав последнего, Карабах растеряет многие критерии, столь необходимые для интеграции в Европу. Несмотря на свои резкие интерпретации, Тадевосян для урегулирования карабахского конфликта считает необходимым посредничество третьей силы, так как сегодня между Арменией и Азербайджаном существует взаимное недоверие и нетерпимость. ЕС имеет практику урегулирования политических проблем путем экономического сотрудничества, но в случае Армении и Азербайджана этот вариант не сработает, так как азербайджанская сторона категорически против такого решения. Европа сегодня ведет активную работу, цель которой — привести законодательство Кавказа в соответствие со своими критериями. Согласно наблюдениям Тадевосяна, для европейцев важно только, чтобы были приняты те или иные законы, а то, насколько их принятие приблизит страну к цивилизованному миру, не имеет для них принципиального значения. Получается, что «самообманом заняты и европейцы, и страны Закавказья, и кажется, что этот самообман связан только с геополитическими интересами и с заинтересованностью утвердить на этих территориях свое господство». Что касается критериев для вступления в ЕС, как отмечает эксперт Джиджиян, они являются переменчивыми, если есть политический заказ, то вовсе не обязательно их выполнение. Об этом свидетельствует и история расширения ЕС. Например, Турция, Испания и Португалия не так уж и соответствовали германо-французским экономическим критериям, но был политический заказ, и они были приняты в ЕС. И сейчас не ясно, под диктатом этого самого политического заказа насколько сократится или растянется предвиденный экспертом необходимый срок вступления в ЕС нашей страны. Зара Оганян
|