Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

1700 лет принятия Христианства в Армении

Организация объединенных наций по вопросам образования,  науки и культуры провозгласила 17 июня 2001 г. Международным днем, посвященным 1700-летию принятия христианства в Армении в качестве государственной религии. На собрании исполнительного органа церковной комиссии Армянской Апостольской церкви (ААЦ)  в Первопрестольном св. Эчмиадзине был утвержден план юбилейных мероприятий, семь из которых имеют стержневое значение. Первое из них ¾ обращение Верховного Патриарха и Католикоса Гарегина II ко всем  армянам, состоялось 31 декабря 2000г. На 17 июня 2001г. намечено празднование дня св. Эчмиадзина. В июле 2001г. тысячи молодых людей для совершения паломничества направятся из Хор Вирапа в Эчмиадзин, а оттуда в Ереван. 21 сентября  пройдут экуменистические торжества с участием глав всех братских церквей; 22 и 23 сентября будут освящены  Священный Мирр  и Кафедральный Собор св. Григория Просветителя в  Ереване - символ юбилейных торжеств. И завершающим мероприятием станет рукоположение в епископы, которое состоится 30 сентября. Праздничные церемонии  пройдут как в Армении, так и за ее пределами - России, Англии, Франции, Голландии, США, Канаде, странах Ближнего Востока. Каждое из них будет сопровождаться научными конференциями, выставками и музыкально-театральными зрелищами. Ожидаются визиты в Ереван видных политических, церковных и культурных деятелей, среди них президент России Владимир Путин, Патриарх всея Руси Алексий II, Папа Иоанн Павел II. В рамках общих программ предусмотрены работы по строительству и восстановлению свыше 40 церквей и монастырей.

Трдат III Великий Вместе со своими подданными принимает крещение от рук Григория Просветителя

В 301 г. царь Армении Трдат III Великий объявил христианство единственной и официальной религией государства. В феодальной Армении "Единым предписанием" было запрещено многобожие, и  упразднен древнеармянский пантеон языческих богов. По прошествии почти 1700 лет в 1991 г. Верховным Советом уже президентской демократической Армении принимается закон "О свободе совести и религиозных организациях", который провозглашая свободу вероисповедания, разрешает действие на территории республики различных религиозных конфессий наряду с Армянской Апостольской церковью.

Семнадцать долгих веков христианства вместили в себя и горестные и радостные страницы истории Армении. Возникшее в I в. н.э. и получившее широкое распространение в Римской империи и на Востоке, в  I-III вв. н.э. христианство проникает в Армению с юга - из Сирии и  с запада - из Каппадокии. Первая проповедь связана с именами апостолов, возведенных армянской церковью в лик святых, Фаддея и Варфоломея. Правитель Армении Абгар, будучи неизлечимо болен, отправил в землю Иудейскую к чудотворцу Иисусу послов с просьбой об исцелении. Получив дар, Нерукотворный  Образ Христа, запечатленный на полотне, он выздоровел. Пораженный чудом, царь благосклонно встретил в столице древней Армении Эдессе ученика Спасителя Святого Фаддея и принял христианскую веру. За 17 лет апостольства Фаддей основал несколько церквей, рукоположил священников и епископов в Эдессе и Артазе, дал новообращенным евангельские правила. Однако, наследник Абгара  Санатрук, пожелал  вернуться к  идолопоклонничеству. При нем начались столь распространенные на Западе гонения на христиан. Апостолы и десятки приверженцев новой веры были преданы мученической смерти. Этой участи не избежали и представители господствующей династии, которые, "оставив царские почести, украсились божественной славой".

Христианство воспринималось в качестве разлагающего государственный строй элемента. Во избежание смут в своем государстве царь Хосров I из  династии Аршакидов приказал предать смерти сотни христиан, то же повеление исходило и от его сына Трдата. Плененный красотой Рипсиме, одной из 37  христианских дев, прибывших  в столицу древней Армении Вагаршапат спасаясь от гонений в Римской империи, Трдат пожелал взять ее в жены. Но, встретив отчаянное сопротивление, он  в гневе предал их мученической смерти за  неповиновение.

Пережив сильное душевное потрясение, Трдат как и  Вавилонский царь Навухудоносор, "потерял разум и сделался подобным диким зверям". Молитвы христианина узника Арташата Григория Партева принесли исцеление, "...сняв с великого царя  образ бессловесного...". Подобно Абгару, некогда принявшему веру Христову в благодарность Спасителю за исцеление, Трдат III Великий объявляет христианство официальной религией государства. Вместе со своими подданными он принимает крещение от рук  Григория, которой становится первым Архиепископом Армянской церкви. "За просвещение народа светом Евангелия" его называют Лусаворич, что означает Просветитель. 

Царя Армении Трдата Великого и Григория Лусаворич объединяли родственные узы. Казалось бы самой судьбой во многом схожей по своей трагичности предначертано было этим двум представителям рода Аршакидов стать во главе христианства. Когда в Персии на смену парфянской династии Аршакидов пришли персидские Сасаниды в Армении у власти оставалась ветвь Аршакидов. По поручению персидского царя Арташира I на охоте своим родственником Анаком был убит царь Армении Хосров I. Умирая, он приказал убить Анака и его семью. Сын грешного Григорий был спасен братом своей кормилицы и увезен в Кесарию Каппадокийскую.

Та же участь по исторически оправданному стечению обстоятельств постигла и сына царя Хосрова I -Трдата. После смерти отца, когда к власти пришел персидский царь Арташир I, он был  отправлен в Рим. Позже в 286 г. при помощи римского императора Диоклетиана Трдат занимает царский престол в Армении. В капище языческой богини Анаит он совершает обряд жертвоприношения. Единственным поданным, не преклонившим колени перед статуей идола, был Григорий, по прошествии многих лет вернувшийся в Армению для проповеди христианства и искупления вины своего отца. Трдат признал в нем сына цареубийцы и приказал заключить его в Арташатскую темницу смертников. По прошествии долгих 15 лет чудом спасшийся Григорий был вызволен из заточения, чтобы спасти царя и дать крещение народу армянскому.

Цари армянские, равно как и императоры со времен Константина,  "стали намного более ревностными христианами, чем до того они были язычниками". Насаждение новой религии в Армении сопровождалось борьбой с язычеством, что выливалось в разрушение памятников древнеармянской цивилизации, уничтожение ценностей материальной и духовной культуры. Были полностью разрушены храмы Арамазда, Анаит, Ваагна, Тира, Митры и других божеств, почитаемых народом. Воздвигались монастыри и церкви. На месте  языческого храма Анаит в 303 г. был заложен собор св. Эчмиадзина в честь Иоанна Крестителя. Согласно преданию Григорий Лусаворич в видении увидел, как раскрылось небо, и в луче света человеческая рука  золотым молотом коснулась земли Вагаршапата. На этом месте появился пьедестал в виде жертвенника, от которого исходил огненный столп. Над ним блистал крест, а под ним струился источник живой воды. "Образ человеческий есть Господь, здание увенчанное крестом вселенская церковь, пребывающая под охраною креста, огненный столб ¾ источник божественного крещения, которое истекает из вселенской церкви для возрождения человечества. Повергнись благодати и воздвигни здесь храм." ¾ было наставление св. Григорию. Это предание легло в основу названия собора св. Эчмиадзина, построенного на указанном месте, что дословно означает "сошествие Единородного".

В  302 г. Григорий Просветитель принял от Леонтия Архиепископа  Цезареи Каппадокийской посвящение в Епископы. На протяжении четверти века он  управлял Армянской церковью. Ему принадлежит организация иерархии церкви согласно административной системе феодального государства: в каждом нахарарстве (княжеском владении) свой епископ, также основание около 400 епископских и архиепископских епархий для духовного управления Арменией и окружающими странами. При его правлении были составлены каноны и  проповеди церкви. Григорий стоял во главе обращения Грузии, Каспийской Албании и Атропатены в христианство. В момент созыва Никейского собора в 325г. он умирает, назначая своим приемником сына Аристакеса. На протяжении веков в Армении сан духовного главы и руководителя 12 епископств остается наследственным в семье первого Католикоса. Последнего представителя этого рода Саака Партева в 440 г. сменил его ближайший родственник из дома Мамиконянов Овсеп Ваядзорци.

Сохранилось очень мало источников, свидетельствующих о возникновении и распространении христианства, так как в древней  Армении на момент принятия новой веры не было  собственной письменности. Библия и уставы читались на греческом и сирийском языках, недоступных широким массам. Хотя во время служб присутствовал специальный класс переводчиков, объясняющий народу значение священных текстов и обучающий молитвам, все же,  вплоть до конца IV в. в нагорных округах сохранились языческие обряды и верования. Языковой барьер становился препятствием авторитарного существования церкви. В 406 г. при царе Врамшапухе создается алфавит, 36 букв которого передают большую часть звуков иностранных языков. У истоков его создания стояли два человека - Архимандрит Месроп Маштоц, бывший секретарь царя, и Католикос Саак Партев, знаток эллинской и сирийской науки. Армянской церковью они причислены к лику святых. Век изобретения письменности становится золотым веком армянской литературы: переводятся богословские сочинения, философские книги Аристотеля, Платона, Аристула, создаются оригинальные труды на родном языке. Письменность обеспечила существование церкви, ставшей во главе  духовного и интеллектуального развития общества.

К 433г. группой переводчиков во главе с Сааком Партевом  и Месропом Маштоцем был осуществлен перевод Ветхого Завета  на основе греческих  и сирийских толковников, составлены литургические книги. Первая фраза, переведенная из притч,¾ "Познать мудрость и наставление, понять изречения разума", стала определяющей в христианской судьбе народа.

На протяжении веков для всех армян при отсутствии политического единения церковь была "видимой душой отсутствующего отечества", источником удовлетворения высших запросов человеческого духа. Престол Католикоса разделил судьбу народа, гонимого ветром вековых войн. Подобно ему, он скитался из одного города в другой. Армению называли страной "бродячих столиц". Центрами религиозной жизни страны в разное время были такие древние  города-столицы, как Вагаршапат, Двин , Карс, Ани. В столице Киликии (1080-1375) Сис, куда вместе с царским троном переместился и Патриарший престол Армении, на протяжении  полутора столетий  с 1294 по 1441 гг.  друг друга сменили пятнадцать патриархов  от Григория VII до Григория IX.  После захвата Сиса египтянами в 1441 г. Престол Верховного Патриарха и Католикоса всех армян был переведен в Эчмиадзин  древнейший центр экономической, политической, культурной и религиозной жизни народа. Он на протяжении веков сохранил статус хранительницы традиций и единства Армянской церкви, ее обрядов и канонов. Сегодня в Первопрестольном Святом Эчмиадзине пребывает Верховная кафедра Армянской Апостольской церкви. Здесь  действуют три монастыря св. Рипсиме, св. Гаяне и св. Шогакат, основанные в VII в., духовная академия и семинария, издаются книги и журналы. В четырех музеях Эчмиадзина собраны культурные ценности и духовные реликвии страны, которые видимой нитью соединяют ее прошлое с настоящим.

Нужно было суметь пронести через века и сохранить национальную религию. В этом простая истина, которая объясняет титаническую жизнестойкость народа, чья судьба ¾ отражение истории цивилизаций в зеркале бесконечных войн и потрясений, моделирующих карту мира. Первой вооруженной битвой в защиту христианства стало сражение на Аварайрской равнине в мае 451 г, когда против 200 тыс. персидской армией  выступили 66 тыс. армянских воинов, стариков и женщин, которые "против смерти вооружились орудием Духа". По свидетельству современника битвы летописца Егише армяне шли на смерть с лозунгами "неосознанная смерть ¾ это смерть, осознанная ¾ бессмертие". 1036 воинов, павших на поле боя вместе со своим предводителем Варданом Мамиконяном, Армянской церковью причислены к лику святых. Нварсакский мирный договор, заключенный в 484 г. между Арменией и Персией, стал торжеством слова над мечом ¾ Персия признала право армян на свободу вероисповедания.

Это была первая, но далеко не последняя битва за веру в истории Армении. "Год за годом военные походы, десятилетия за десятилетиями. Потом они устали, они страшно возжелали мира..." Находясь в непрерывных войнах, Армения не всегда имела возможность принимать активное участие в церковных соборах, следить за христологическими спорами, равно как и определять свою позицию. Она получала сведения, зачастую искаженные при переводе, или предубежденно неверно истолкованные свидетелями. Не замкнутый характер армянской церкви, а исторические предпосылки стали причиной разобщения с византийской (греко-православной) и латинской (римско-католической) церквями.  До VI в. Армянская церковь была едина с Византийской. В 506 г. на Первом Двинском соборе, где присутствовали Епископы Армении, Грузии и Агванка было официально отвергнуто вероопределение Халкедонского собора  о двух естествах Христа. А в 536 г. Армянская церковь отделилась от Византийской, которая признала Халкедонский собор, и в честь Григория Лусаворич стала называться  Григорианской.

В дальнейшем неоднократно предпринимались попытки объединения Армянской и греко-православной церквей. В сер. XII в. инициатором движения выступали корифеи армянского духовного мира, представители церковной интеллигенции. В своем обращении к греческому императору Маниулу Коммину католикос  Армении Нерсес Шнорали писал: «Недоразумение и неверное понимание  глав отдаляют нас от Вашей церкви, но не от учения". В ответном письме Византийский император предложил девять условий для объединения, во многом носящих обрядовый характер. Однако Национальный церковный собор, созванный Григором IV в 1179 г. в г. Ромкле отверг это предложение, определив его как довлеющее. "Объединение должно происходить не по принципу хозяина и слуги, а на равных с равными, на основании Библии и Священного предания" ¾ было вынесено собором.

После завоевания в 1453 г. Константинополя турками Греческий и Армянский Патриархи были наделены специальными равными гражданскими полномочиями  и признаны вождями двух великих христианских  фракций Востока.

Ко времени крестовых походов, когда на Востоке стали возникать латинские княжества и утверждаться патриаршие престолы, восходят армяно-римские церковные отношения. В 1189 г. во время Третьего крестового похода Римский Папа Климент попросил помощи у Католикоса Армении и правителя Киликии Левона. В 1196г. Левон получил корону на Киликийское царство от Византийского императора Алексия  III, а в 1198г. был коронован посланником Папы кардиналом Конрадом. Как известно, Папа не мог благословлять и короновать кого-либо не единого с ним вероисповедания. Политика киликийских царей по своей направленности была пролатинской. Во время их правления в  каноны армянской церкви были внесены изменения обрядового характера в целях преодоления препятствий к слиянию двух церквей. Однако полного объединения так и не произошло. На VIII Сисском Соборе,   созванном в 1361 г. последним Католикосом Киликии Месропом I, были отменены все нововведения латинского образца.

 Падение Киликийского царства совпало по времени с татарским нашествием, что сделало XIV столетие веком массового переселения армян по всему миру ¾ Черноморское побережье,  Грузия, юг России, Польша, Молдавия, Валахия, Венгрия, также Индия, Египет и  Анатолия. Армяне расселялись преимущественно в христианские  страны. В к. XVII Папа Иннокентий XII послал миссионеров в Польшу и города Малой Азии для приобщения их к латинской церкви. Армяне-католики ¾ униаты сумели сохранить народный язык богослужения, книги и каноны. Им принадлежит огромная заслуга в возрождении классической литературы. Армянские католические церкви были построены в Вене, Константинополе, Могилеве во Львове и в других городах.

В 1717 г. на острове св. Лазаря недалеко от Венеции Архимандрит Мхитар Севастийский основал монастырь, где изучались древние армянские труды, издавались обширные словари для переводов. Это и сегодня действующий монастырь с академией, семинарией и богатой библиотекой. В 1724 г. Архимандрит Авраам, посвященный в Епископы в Риме и названный Архиепископом всех армян на Востоке, построил католические армянские церкви в Ливане. В Австрии в 1810 г. монахи-мхитаристы получили от императора Франца I заброшенный участок капуцинов, на котором в  1837 г. по проекту архитектора Йозефа Корнхейзеля основан монастырь, действующий по сей день.  Далеко от Родины на свободной земле армянам-католикам удалось, сохранив язык, возродить духовные традиции родного народа.  За полвека до того, как Михаил Себастийский послал к Папе Пию VI ученика для освоения приемов книгопечатания, в результате деятельности армянских купцов в Европе уже в 1512 г были изданы книги на родном языке. (Вот она диаспора средневековья!) Конечное же, все это способствовало взаимопроникновению и обмену историческим наследием, культурными и духовными ценностями разных народов, что находило отражение в художественных и архитектурных памятниках.

Где бы ни жили армяне, они всегда "предавались кипучей деятельности, чтобы найти наибольшее применение для своих природных и благоприобретенных  дарований". Население армянских колоний Киевской Руси, большей частью состоявшее из врачей, ремесленников и купцов, принимало активное участие в экономической, политической и культурной жизни государства, в его защите от внешних врагов. Армянские купцы Закавказья во времена правления Ивана Грозного  обладали правом свободной торговли с Россией через Астрахань, а  в XVII в. торговая компания Нор-Джуги помимо этих привилегий получила право транзита через Западную Европу.  С расширением поля деятельности росло и число армянского населения в России. Однако до правления  Петра Великого армянам не разрешалось не только строить свои церкви и отправлять богослужение по обряду, но и ходить в православные храмы. В грамоте 1723 г. Петр I призвал "честный армянский народ содержать в особливой милости" для расширения торгового и промышленного дела.  Было разрешено строить молитвенные дома, иметь свое духовенство и отправлять богослужение. В 1706 г. в Астрахани на месте деревянной была построена каменная церковь.  В Москве для тех же целей  в 1716 г. у князя Барятинского в городе Китае куплен участок земли, но разрешения на постройку не было получено. Армяне многократно ходатайствовали перед правителем ¾ будь место для отправления службы,  "число армян, въезжающих в Россию весьма увеличивалось бы, а чрез то и купечество в России распространилось бы и казна императорского величества умножилась бы". Только во время правления Анны Иоановны  армянин Богдан Христофоров получил разрешение на постройку Армянской церкви в Москве в городе Китае между Ильинкой и Никольскими улицами. В Петербурге 1740 г. на Васильевском острове Богданом Ширвановым с разрешения ее Величества была основана небольшая каменная церковь.

Однако, в 1742 г. по настоянию Синода Елизавета Петровна указом от 12.01.1742 г. велела устранить церкви, недавно построенные в Москве, Астрахани и Петербурге, кроме каменной в Астрахани, и впредь разрешения на строительство не давать.  Прошения подавались одно за другим. В 1750 г. Василий Макаров и Артемий Назаров обратились в Коллегию иностранных дел с ходатайством о построении церкви "как в Китае на дворе оного Василия Макарова, так и на Пресне на том месте, где кладбище умершим армянам бывает". После изучения основ веры Армянской церкви Коллегия иностранных дел представила ее Величеству доклад,  в котором отмечалось, что, так как в "... Российской империи всех других наций людям костелы и кирхи свои, а магометанам и мечети, иметь позволено, то нужно, видится, допустить и им армянам свободно в том пользоваться...". В 1746 г. на земельном участке в Грузинской слободе на Красной Пресне была построена церковь Успения Богородицы, рядом с которой находилось армянское кладбище.

В правление Екатерины Великой в 1763 г. Сенат удовлетворил просьбу Иоанна Асатурова о построении каменной церкви в Астрахани, где количество армянских дворов было более 500 против 30 в 1706 г. и еще одной церкви для армян, приезжающих сюда из Персии, Турции и других стран.

В резолюции на челобитную придворного ювелира Ивана Лазарева воля Екатерины II была такова: "..армянам церкви в Петербурге и Москве строить дозволить ... и отвести  от полиции свободные места". При поддержке семьи Лазаревых по проекту архитектора Ю.М. Фельтена в 1779 г. в Москве  была построена церковь Сурб Хач (Крестововоздвиженская), в Столповом переулке, переименованном затем в Армянский; в Петербурге в 1780 г. на Невской улице  и в 1791 г. на Васильевском острове заложены ныне действующие церкви св. Катерины и св. Арутюна (Воскресения). В конце XVIII в. Лазаревы приобрели земельный участок в Ваганьково для строительства армянского кладбища. В 1815 здесь была построена церковь св. Арутюна (Святого Воскресения) ¾ на сегодняшний день единственная действующая армянская церковь в Москве.

В царской России XIX в. существовали две епархии Армянской церкви ¾ Астраханская и Ново-Нахичеванская. Астраханская была основана в 1717 г., и объединяла церкви Северного Кавказа, Поволжья, Сибири и Средней Азии, а Ново-Нахичеванская ¾ в 1783 г. После переноса из Кишинева центра Бессарабской епархии в Новый Нахичеван в ее ведение стали входить церкви Крыма, Малороссии, Новороссии, Москвы, Петербурга и Сибири.

На территории  Советского Союза в 50-60-е гг. действовали Ново-Нахичеванская с центром в г. Ростове-на-Дону и Северо-Кавказская и Астраханская  Епархии с центром в г. Армавире.

В Российской Федерации с января 1997 г. по патриаршему указу функционируют три епархии Армянской Апостольской церкви: Ново-Нахичеванская и Российская (центр ( Москва), епархия юга России (Краснодар) и  епархия Украины (Львов).

Годы Советской власти - для армянской церкви, впрочем как и для других, ¾ это годы гонений и разрушений, запретов и репрессий. С 1920 по 1938 гг. было репрессировано около 400 священнослужителей. В 1938 г. в  патриарших покоях убит Верховный Патриарх Католикос всех армян Хорен I Тифлисский. В 1944-1946 гг. закрыты армянские церкви в Украине,  Молдове, России, Москве, Ленинграде, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Краснодаре. Правящий в эти трудные для церкви годы Католикос Вазген I за исключительные заслуги в деле сохранения и развития национальных и духовных ценностей был удостоен высшего звания в республике ¾"Национального героя Армении". В период его правления (1955-1994 гг.), который  совпал со временем воинствующего атеизма, были построены храмы, открыты новые школы и епархии, отреставрированы и сохранены памятники культуры, расширена издательская деятельность в Эчмиадзине. С мая 1995 г. Верховным Патриархом и Католикосом Всех Армян стал Святейший Гарегин I Католикос Великого дома Киликии, а с октября 1999г. ( Архиепскоп Араратской епархии - Гарегин II,  сторонник укрепления межцерковных и межконфессиональных связей. Первый официальный визит в качестве Католикоса всех армян Гарегин II совершил в Россию к ее духовному лидеру Алексию II.

Глава Армянской церкви ¾ законодатель и верховный судья, стоит на высшей ступени иерархической лестницы, за ним следуют епископы  и священники. Он избирается Национальным Церковным Собором с участием представителей вероучения со всего мира пожизненно и принимает рукоположение и миропомазание (харизму) от 12 епископов.  В выборе  Верховного 132-го Патриарха всех армян Гарегина II приняли участие делегаты епископств из 28 стран. Главенство Католикосата Всех армян признают три иерархических престола, входящие в состав Армянской Апостольской церкви. Это Армянская Патриархия Иерусалима (юрисдикция распространяется на церкви Израиля и Иордании), Католикосат Великого дома Киликии (епархии Сирии, Ливана и Кипра) и  Армянская Патриархия Константинополя (церкви Турции и о. Крит). Все они в этом году примут участие в праздновании 1700-летия провозглашения Арменией христианства государственной религией.

"Исповедание  веры есть основание Божественного храма в нас, ( учит армянская церковь.( Дела же благие ( суть здание, возведенное на сем основании: как одного основания палат недостаточно для жительства,... так и одной веры без дел недостаточно, чтобы кто-нибудь мог себя самого создать в храм Божий... И, как голова без тела не может иметь жизненности, равно и тело без головы, так и вера без дел, и дела без веры одинаково мертвы...". Учение Армянской Апостольской церкви вобрало в себя опыт и мудрость поколений. Это вечное наставление творить дела великие с благими намерениями и чистыми помыслами. И 1700-летие ( не просто юбилейная дата и  большой праздник в истории Армении, а значительное событие в жизни всего  мирового сообщества.

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении