Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Первый начальник Волго-Дона

«Есть души, что самоцветные камни», с таким гоголевским высказыванием  начинается повествование «На память людям имена дарить» опубликованная в еженедельнике «Водный транспорт» (август 1996г. Москва). Речь идет о человеке с большой буквы, о крупном гидростроителе, значимом инженер-гидротехнике В.А. Чмшкяне.

1 сентября 2001 года исполняется 90 лет со дня рождения Вартану Арсеновичу Чмшкяну, отдавшему всю свою трудовую деятельность на благо строительства и развития речного транспорта Российской Федерации. Он принимал участие во многих гидротехнических сооружениях СССР. Венцом его творческой деятельности стало строительство и эксплуатация Волго-Донского судоходного канала, где он был главным инженером, а  с пуском канала – его бессменным начальником управления на протяжении 30 лет. Ныне Вартан Арсенович живет в Ростове-на-Дону. Хотя он на заслуженном отдыхе, но опять в строю, передовая свой многолетний опыт и умение молодому поколению гидростроителей, гидротехников, речников.

В благодарственной грамоте министра транспорта Российской Федерации читаем:

“Ч м ш к я н у   В а р т а н у   А р с е н о в и ч у

За большой личный вклад в развитие речного транспорта, многолетнюю плодотворную работу и в связи с 200-летием организации государственной системы управления внутренними водными путями России.

19 марта 1998 года

приказ №136/н

М и н и с т р   С. О.  Ф р а н к”

Геноцид армян 1915-1923 годов, совершенный турецкими янычерами, коснулся и семьи Арсена Чмшкяна. Спасаясь от физического уничтожения, она бежала из Карса и нашла приют на гостеприимной Донской земле. Здесь в Ростове Вартан Чмшкян окончил армянскую среднюю школу, а затем поступил на Гидротехнический факультет Ереванского Политехнического института. После окончания института он работал в Армении по специальности гидротехника. Затем молодого специалиста направляют на работу в распоряжение Министерства речного флота РСФСР.

Вартан Арсенович Чмшкян

В первой книге воспоминаний, в разделе «Мои первые шаги» Чмшкян пишет: “Вся моя трудовая деятельность была связана со строительством и эксплуатацией водных путей и гидротехнических сооружений. В жизни каждого человека остаются вехи, которые не стираются, и часто вызывают положительные эмоции. Моя непрерывная работа, более 50 лет в системе Министерства речного флота в бассейнах рек: Дона, Кубани и Волги, невольно иногда востонавливает в памяти отдельные характерные моменты прошлого, которые могут представлять определенный интерес для специалистов, работающих в этой области.” (“Годы и люди Тихого Дона”, Ростов-на Дону, 1995г., стр. 9)  Вторую книгу  своих воспоминаний автор готовит к изданию.

Начало своей профессиональной деятельности после окончания института, Вартан Арсенович, относит к 1935 году. В этот год он начал работать в Ростове, в управлении строительства Маныческого водного пути. Эта стройка по тому времени имела большое значение: предполагалось соединить в перспективе Азовское и Каспийское моря с помощью Маныческого канала, и тем самым, создать единую Волго-Донскую систему.

Соединение двух рек, Волги и Дона, была давнишней мечтой умов и правителей России. В конце XVII века Петр первый даже пригласил специалистов из Европы, чтобы начать рыть канал между реками. За прошедшие 200-250 лет было разработано свыше 30 проектов, которые осуществить не удалось. В 1918 году Совнарком России обратил внимание на эту проблему и в плане ГОЭЛРО особо подчеркнул важность соединения Дона с Волгой.

Народно-хозяйственная важность и стратегическое значение Волго-Дона

для страны было столь велико, что проектирование и подготовительные работы начались еще до окончания Отечественной войны, уже 1944 году. По решению Советского правительства стройку, которую называли “всенародной”, нужно было закончить в кратчайшие сроки. Суэцкий канал строился 22 года, Панамский – 35. Между тем американская пропаганда утверждала, что советские специалисты не справятся с сооружением Волго-Дона. Сложность была еще и в том, что уровень воды в этих реках разный.

Наступил по истине исторический день – 31 мая 1952 года, когда воды Дона влились в Волгу. Вековая народная мечта сбылась! Соединение двух великих рек означало создание единой воднотранспортной системы со всеми морями Европейской части огромной страны.

Чувство национальной гордости ощущаешь, что наш соотечественник В.А. Чмшкян был не рядовым участником этой великой стройки. Родина высоко оценила заслуги Вартана Арсеновича, наградив его орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”и многими медалями и грамотами. Ему присвоено звание “Почетный работник речного флота РСФСР”. Он вошел в Советскую Армянскую Энциклопедию.

За три десятка лет работы начальником управления Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина, ни разу не было у Вартана Арсеновича ни одной аварии и, соответственно, выговора.

Шлюз № 1 Волго-Донского судоходного канала

Образцовая стройка Волго-Дона  и эксплуатация канала были во внимании руководителей страны. Канал посетили в свое время Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев и многие высокопоставленные лица страны. На судоходном канале побывали: последний шах Ирана Мухамед Реза Пехлеви на своей яхте, президент Индонезии Сукарно, премьер-министр Индии Неру, посол США в СССР А.Гарриман и многие другие из стран Европы и Азии.

Куда интереснее были неофициальные посещения. С юмором вспоминает Чмшкян визит бывшего посла США в СССР А.Гарримана, который побывал на канале, уже будучи частным лицо. Он сам оплачивал свою поездку и, не задумываясь, отказался от подготовленного для него комфортабельного теплохода. Осведомившись о стоимости проезда от Волгограда на рейсовом теплоходе, Гарриман вынул требуемые три рубля, заказал такси и отправился к первому шлюзу.

“Обычно иностранцы, приезжавшие сюда, интересовались различными техническими данными. А поскольку они секретны, мы разными способами старались уйти от прямых ответов. Видимо, не рассчитывая на нашу откровенность, бывший посол ни о чем подобном не спрашивал. Мимоходом только поинтересовался, пройдет ли через шлюз пятитысячник. “Конечно, пройдет, и еще запас останется”, - с гордостью отвечали мы, невольно выдавая “государственную” тайну”.(Из воспоминаний В.А.Чмшкяна)

Посещение почетных гостей на Волго-Дон, как правило, сопровождалось ответственными работниками из ЦК КПСС или Правительства, что и требовало соответствующей подготовки. На сложные вопросы, обычно, объяснения давало начальство канала.

«Высокие гости,-рассказывает Вартан Арсенович,- во что бы то  не стало пожелали посмотреть на строящейся канал с берега. Причалили. Джавахарлалу Неру удалось спуститься на берег самому. А с Индирой Ганди вышла заминка. Она была в традиционном наряде, закутана, как понимаете, с ног до головы, в метры индийского шелка. А причала – практически никакого нет: только-только начали строить. Она стоит – мы стоим. Как быть – не знаем. Кто-то из сопровождающих толкает мне в бок:”Ну, делайте что-нибудь!” Взял на руки, кое-как спустил…

Через несколько лет ездил в Индию делать ее портрет знаменитый скульптор Е.В. Вучетич. Привез роскошную громадную коробку с чаем. Говорит очень серьезно:”Это тебе Индира Ганди лично передала. Помнит вашу встречу”. Я-то этому, конечно, не поверил, но чай, который Евгений Викторович привез, был отменным. И коробку до сих пор храню».

Волго-Донской канал посетили многие делегации специалистов и туристов из Англии, Италии, Франции, Австралии, Бирмы, Индонезии, Индии, Латинской Америки и других стран, которые в унисон оценили:”Одна из лучших строек нашего века”. А индийская поэтесса Анна Баху Сатхе восторженно воскликнула:”Это гигантское сооружение является одним из величайших памятников человеческого гения и творческих способностей народа”.

Из многочисленных встреч с видными государственными деятелями, учеными и специалистами, работниками культуры и искусства, Вартану Арсеновичу особо запомнилась встреча с президентом Индонезии господином Сукарно. Забегая вперед скажем, что Сукарно был гидростроителем с высшим европейским образованием, которого интересовали многие вопросы гидротехнического решения постройки Волго-Дона.

Сукарно находился на канале более недели. Ему было предоставлено соответствующее судно с обслуживающим персоналом и переводчиком. Объяснения и комментарии давал начальник канала. “В один их очередных дней прогулки по каналу,- рассказывает Вартан Арсенович,- президент попросил бумагу, сделал чертеж-набросок шлюза и передав его мне сказал:”Можно было бы построить таким способом”. С ходу я увидел, что это предложение зрелого гидроинженера, но попросил с ответом повременить.”

Придя домой (Управление и дом находились в Волгограде), Чмшкян поднял техническую литературу и внимательно изучив набросок-чертеж, пришел к выводу, что предложение президента приемлемо для горных рек, но не степных. Ну а как известно Дон и Волга степные реки.

На второй день,- говорит Вартан Арсенович,- сидя за столом в каюте парохода, я ответил на вопрос президента. Услышав обоснованный ответ он встал с места, подошел ко мне и, похлопав по плечу, воскликнул: ”Браво господин Чмшкян, Вы крупный гидроинженер!” Тогда я попросил перевести:”Откуда господин Сукарно знает такие нюансы гидротехники?”  Тут он поднялся во весь рост и восторженно произнес: ” В первую очередь я гидроинженер, а потом я президент!” (Запись рассказа сделана автором этих строк в 1982 г. в бытность В.А. Чмшкяна в Ереване).

Многолетняя, безупречная трудовая и творческая деятельность В.А. Чмшкяна обусловлена его высочайшим профессионализмом и исключительными человеческими качествами. Не забывают его многие руководящие работники Москвы, Ленинграда, Волгограда, а так же коллективы речного транспорта, обращаясь к нему поздравлениями, советами, деловыми письмами.

Пожелаем нашему юбиляру – Вартану Арсеновичу доброго здоровья, долгих лет жизни, завершения неоконченных работ на благо Отчизны.

Геворк Арутюнян

Член союза журналистов СССР

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении