Миа Карра ЭлеонораЗнакомы мы страшно подумать сколько. Столько не живут. Я тогда учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров, обитал на знаменитом шестнадцатом этаже общежития ВГИКа, на том самом, с которого имели обыкновение бросаться вниз депрессивные студенты. Однажды по общаге пронесся слух: на режиссерское отделение поступила учиться красавица-итальянка, настоящая римлянка. Скучающее население кинематографической коммуналки кинулось знакомиться с заморской дивой, а любвеобильный художник Никас Сафронов, тогда еще мало кому известный, изо всех сил за ней приударил. Но знойная итальянка досталась не ему, а моему другу-режиссеру, но то другая история. Помню, мы подружились сразу. С первых же дней знакомства она стала рассказывать о себе все, что можно поведать только близкому и очень доверенному человеку. Так с тех пор и повелось. Позже она приезжала в Армению, сделала хроникальную ленту о землетрясении 88-го года. А однажды позвонила из Рима, попросила встретить своего приятеля Габриеля Аббадо, родного брата дирижера Венского симфонического оркестра Клаудио Аббадо. В семье Аббадо все музыканты, а этот, архитектор, затеял строительство поликлиники в Ленинакане. Поликлинику Габриель построил, а заодно увез в Рим мою ереванскую подругу. Мне, собственно, не жалко: одной подругой больше, одной меньше. Но неужели, думал я, в Италии с женщинами напряженка?.. Впрочем, я снова отклоняюсь от темы. Итак, нестареющая красавица Элеонора Вольпе, окончив ВГИК, стала метаться между Москвой и Римом. Так по сей день и мечется, все же в последние годы отдавая предпочтение Москве. Сделала несколько игровых короткометражек, огромное количество рекламных роликов и клипов, а совсем недавно сняла фильм под названием "Пигмалион". И сегодня в суете московской мы изредка находим час-другой, чтобы пообщаться. - Не ведаю, известно ли тебе, а если неизвестно, то знай, что наши общие друзья до сих пор задаются вопросом: почему ты, дочь далеко не бедных родителей, имея в Риме квартиру, связи, родных, друзей, маниакально сосредоточилась на России, на Москве? Неужели здесь лучше, чем там? - Знаешь, по поводу некоторых стран и вообще зарубежья в сознании русского человека по сей день работают мифические стандарты. Хорошо там, где нас нет. Такая позиция работает еще с советских времен. Могу сказать определенно: на сегодня жизнь в Москве интереснее и многообразнее, чем в Риме. Здесь есть движение. Там все всего достигли. Все стабильно, стандартно и достаточно консервативно. - То есть ты любишь жить на вулкане. А преступность, к примеру, не пугает? - Преступность есть везде, и в Италии тоже. Я жила три года в Нью-Йорке, так там есть места, где даже днем ходить не рекомендуется. Ты знаешь такие места в Москве? - Ну, положим, в Москве милиции больше, чем мирного населения... Значит, Америка тебе тоже не нравится? - Скажем так: это не моя страна. Там во всем стандарт абсолютный. Да и американцы не скажу, что в массе своей интересные собеседники. Они ни секунды не сомневаются в том, что живут в идеальной стране. Со школьных лет, прижав руку к сердцу, на полном серьезе поют национальный гимн и твердо убеждены в том, что американские ценности приложимы ко всему миру. И вообще, это, по-моему, чисто русская (или советская) привычка: ругать свое и хвалить чужое. -А кино? Все же ты не из Мозамбика - из Италии, а итальянское кино ценят даже американцы. К тому же ты когда-то была ассистенткой самого Серджио Леоне. Неужели не было желания поработать в кино у себя на родине? -Я бы соврала, если бы сказала, что не было. Я и поработала. Но, во-первых, лучшие традиции итальянского кино остались в прошлом. И потом, Серджио Леоне давно уже нет в живых. Как и везде, здесь все держится на связях. А связей в московском мире кино у меня сегодня гораздо больше, чем в Италии. "Пигмалиона", к примеру, мне там не дали бы снять. - Кстати, твоего "Пигмалиона" по стилистике сравнивают то с Питером Гринуэем, то с Сергеем Параджановым. Ты как считаешь? -Не знаю. Гринуэй местами жесток и циничен, но его поэтика мне близка. Параджанов же - абсолютная поэзия. -Помню, однажды ты сказала, что армяне чем-то напоминают тебе сицилийцев. -Отдельные армяне - да, но в массе своей визуально армяне все же больше тяготеют к Востоку. Это я поняла, когда побывала в Армении. Сицилийцы не столь однородны: они бывают высокие, низкорослые, темные, светлые, даже рыжие... - Есть и рыжие армяне. -Знаешь, когда я общаюсь с армянами в Москве, они производят разнообразное впечатление, а там, в Армении, они почему-то кажутся одинаковыми. Хотя в характере, в темпераменте сицилийев, вообще итальянцев и армян много общего - это верно. - А как тебе русские мужчины? - Ты же знаешь. - Я знаю, но не знает читатель. -Странные они... Не любят брать на себя ответственность за женщину. Всегда оставляют для себя пути к отступлению. Могут одновременно близко общаться с несколькими женщинами... - Ну, это, уверяю тебя, все мужчины могут. - Не думаю, что все. И даже если так, не все это столь откровенно демонстрируют. У меня, ты знаешь, был жених в Италии. Родители мои категорически были против: не того, видите ли, круга... В общем, история Ромео и Джульетты. После того, как мы болезненно расстались, он еще лет десять не женился, все надеялся. В применении к русскому мужчине я такого себе представить не могу. -Признаться, и в применении к себе самому, я такого представить не могу. -Ты избалован женским вниманием. А я говорю о другом - о традициях во взаимоотношении полов, о самих понятиях "мужчина" и "женщина", предполагающих определенную взаимную ответственность. -Думаешь, это вопрос географический, этнический? -Конечно. Хотя и временной тоже. Меня воспитывал дед, старый аристократ, друг Нобиле, того самого, который на дирижабле Северный полюс покорял. Помнишь фильм "Красная палатка"?.. Так вот, дедушка внушил мне, что женщина во всех случаях должна оставаться женщиной... - А мужчина - Мужчиной. -Именно. По-видимому, мне следовало родиться в позапрошлом веке. А еще лучше - в средневековье. -Напоминаю: тогда не было кино. -Ну и бог с ним. Было что-то другое. И не хуже. Руслан Сагабалян
|