Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

ЧУЖИЕ  И СВОИ

Август ставит нас перед фактом. Русское лето кончается. Армянское радио передаёт тишину по заявкам диаспоры.. Цыганская почта работает без выходных.. Четыре реплики – и мы на трассе очередного «мыслепробега»  Москва – Тигранаскоп - Вселенная… Поехали!

За прошедший месяц Москву буквально потрясла своими двумя кавказофобскими статьями  журналистка «Московского Комсомольца» Юлия Калинина. Еженедельная её колонка в газете  всегда выходит с одной и той же фотографией автора, и каждый раз кислый образ некрасивой женщины выбивает меня из колеи минут на  10-15. Может быть, фотография неудачная (тогда почему из номера в номер?) или человек просто такой некрасивый, ну всё бывает. Но почти всегда  ведь и написанное раздражает и вызывает немой протест. В чём тут дело. Скажете недостойно переходить на личности? Обсуждать внешность автора.  А  почему собственно? Правда – так правда, без прикрас.  Калинина бросается в полемику  с открытым забралом, что же нам от этого забрала отворачиваться. Журналист имел мужество честно сказать о том, что его раздражает, - отчего же честно не сказать, как раздражает меня сам журналист.

НИЧЕГО СТРАШНОГО

Дело прошлое, но когда-то, кстати, Калинина вкупе со всей квази-демократической  прессой сочувственно защищала «чеченскую независимость». Постепенно пришло отрезвление, и Калинина почувствовала отвращение ко вчерашним «подзащитным». Безответная любовь часто оборачивается ненавистью. На этот раз ко всем кавказцам скопом. И вот выходит уже нашумевшая статья Калининой «Покорение Кавказом», а следом продолжение с названием и содержанием того же типа. Суть калининского пресс-демарша  в том, что её коренную москвичку дико возмущают «понаехавшие» кавказцы, якобы устанавливающие в Москве свои дикие законы и меняющие облик города с привычного  задушевно-русского  на чуждый враждебно-восточный. Ой ли?

Я не армянская команда КВН, чтобы впрягаться за всех «лиц кавказской национальности». Пусть каждый отвечает за себя (за чеченский терроризм - его сторонники,  за азербайджанскую базарную экспансию её участники, а, например,  за этнические преступные группировки – сами преступники). Да, армяне попадают под  нелепый казённые штамп  «лицо кавказской национальности», но это - очевидная дурь,  потому что армяне, если уж на то пошло,  «лица армянской национальности» и никакой другой. Хотя в США, например, «лицами кавказской национальности» называют вообще всех людей так называемой белой расы, чтобы не путать их с афро-американцами или американцами-азиатами. В терминологии российских же «умников» кавказцы наоборот – проходят как  «чёрные».  Ну и пусть,  всё ведь относительно, так что ничего страшного. Просто нелепица какая-то. Переживём..

Ну что ж, у меня, армянина, русская фамилия, и я спорю и возражаю

СВОИ-ЧУЖИЕ

Меня как москвича тоже напрягают чужие – это могут быть и  кучкующиеся в узких рыночных проходах вальяжные азербайджанские лавочники (ну дайте же, наконец, пройти,  отойдите в сторону, если собрались впятером  и ведёте неспешную получасовую беседу – это Москва, здесь надо рачительней использовать общее пространство и время),  это могут быть украинские рабочие, ведущие ремонт этажом выше и бросающие строительный мусор в окна (через полдня они его уберут, но почему это должно шумно пролетать у меня перед глазами и уродовать газон под моим окном), этом могут быть и армянские понтярщики из кофейни на Пушкинской (зачем так явно и безвкусно подчёркивать , что вы родственники владельцев заведения, в Москве этим не принято козырять), это может быть и новый русский  сосед-москвич сверху бросающий вниз на мой подоконник мелкий мусор от  дымящихся окурков до майонезных пакетиков и пивных банок. И  мне этот пресловутый сосед-москвич не роднее пришлых неофитов, а такой же непроницаемо чужой для моего московского сознания, потому что я никогда не пойму, как можно усеивать мусором двор под своими и соседскими окнами, когда в доме, к примеру, есть мусоропровод, а у человека, вообще-то говоря, должны быть ещё мозги и совесть, не говоря уже о чувстве прекрасного и  бытовой культуре.

К чему это я всё говорю. К тому что, как это не банально, национальный аспект определяющей роли в проблеме свои-чужие, сиречь,  хорошие-плохие по сути не играет. Да, он придаёт грубости и бестолковщине особый колорит; да, окрашивает наглость или дурь в  экзотические цвета, но не более того. А у Калининой напуганной «окавказиванием» Москвы свои-чужие - это всё-таки как бы этническое разделение.  «Русскими», т.е. своими являются по её словам и евреи, и татары, и калмыки, и чуваши с удмуртами и прочие подобные братья-россияне, потому что живут  по общероссийским общежитейским нормам. А чужими, мол, являются ментально далёкие от русских и презирающие их …выходцы с Кавказа. Вот тебе бабушка и Юрьев день! Приехали.  А горские евреи, интересно узнать, они «кавказцы» или свои, а российские армяне (основавшие, на минуточку так, российские города Армавир  или Ростов-на-Дону) давние жители обеих российских столиц – они свои, «русские» или «чужаки». Пощадим бедную Юлю, не будем ей напоминать про учебник русского языка армянина Бархударова (наверняка ведь она училась по Бархударову и Крючкову, как все её сверстники) или впрягать про  Армянский переулок в Москве или Малую и Большую Грузинские улицы. Какая вражда и «кавказская агрессия» - если лет двести минимум мы ходим бок о бок по улицам одного и того же города и давно  уже нашли общий язык, и этим общим языком стал русский. Ау, Юлия, проснись…

БЕДНАЯ  ЖЕНЩИНА

Бедная женщина испугалась нашествия инородцев, забыв, что незаметно для себя вдыхала воздух  общей культуры  через кино Параджанова и Балаяна, через музыку Бабаджаняна и Таривердиева, через театральную режиссуру Вахтангова и актёрские работы Джигарханяна. Да мало ли… Перечень можно было бы продолжить, но не будем усложнять задачу оппоненту. Ведь Калинина любит спорить  только с заведомо неграмотными и недалёкими людьми. Цитируя отзывы на первую свою статью, журналистка из «Московского Комсомольца»  приводит выдержки из ругательных писем полуграмотных представителей «околоземной» рыночной экономики, которые называют себя «кафказцами» и вообще с трудом изъясняются по-русски. Калинина торжествует, вот, мол, не читая письма, могу сказать, только по одной подписи на конверте: русская фамилия – поддерживают  статью, нерусская фамилия – будут спорить и возражать. Ну что ж, у меня,  армянина,  русская фамилия и я спорю и возражаю. Что Юлия, неувязочка выходит. Не все, оказывается, противники твоей точки зрения –  ещё и чурки косноязычные, есть среди них и краснобаи  велеречивые зело. Или не так? Нашла коса-краса на некрасивый камень, сочувствую. Хотя, кто на самом деле некрасивее повторять  не станем. Замнём для ясности.

БЕДНЫЙ МУЖЧИНА

И вот начитавшись статей Калининой по пути на рок-фестиваль «Нашествие» один киноартист спрашивает у знакомого мне директора рок-магазина, армянина по национальности, мол, а правда ли, что  армянская мафия в Москве все магазины контролирует и вот уже (это ж надо!) даже на молодёжную культуру посягнула, на саму рок-музыку и рок-дистрибуцию «лапы» наложила. Мой друг обиделся. Что за ерунда, в самом деле. Хотел напомнить, что гитаристом группы «Кино» и другом Цоя был   питерец Юрий Каспарян, что лидер московской группы «Лига Блюза» - Николай Арутюнов, а лидер другой более известной московской рок-группы («Крематорий») – Армен Григорян; что нынешний барабанщик у Феди Чистякова, известного по группе «НОЛЬ», - Гарик Багдагулян, а первые альбомы «Аквариума» и Бориса Гребенщикова  записывал Марат Айрапетян; что лидер-гитарист экстремального московского муз. коллектива «I.F.K.»  - Макс Галстян, а новая  супермодная  . американская группа «System of a Down» по составу почти на половину состоит из тамошних армян, что гитариста из американской группы прогрессивного рока «Dream Theatre» зовут Дерек Ширинян, что…да мало ли что. Друг мой решил не спорить.  Он лишь пожалел человека с отравленным сознанием, полагающего, что армян,  как часть какой-то общекавказской косной и дикой массы нельзя даже мысленно поставить рядом с чем-то молодёжным, культовым, заветным, художественно актуальным или  остро современным. Так вот начитается человек статей типа той, что разродилась Юлия Калинина, и вообще голову потеряет. Бедный мужчина, а ещё киноартист. Ну ничего, бывает. Эта болезнь  ведь может у человека и пройти. Ну, так дай-то Бог.

В одном из прошлых выпусков «Тигранаскопа» я писал о пьяных курсантах МВД, которые оказавшись в самоволке пытались избить и ограбить армянского парня, его сестру и подруг, но жестоко поплатились за свой «околослужебный шовинизм», так как оборонявшийся оказался бывшим карабахским спецназовцем и отбил нападение. Забавно, но выходит эти нападавшие, дойди у них до этого руки, тоже могли бы написать письмо в поддержку антикавказских статей «Московского Комсомольца». А я написал вот эти  августовские заметки;  думаю,  этого вполне достаточно.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЙ  ФУТБОЛ

Пока лето не кончилось, и погода благоприятствует любительскому футболу, мои друзья-армяне продолжают по выходным собираться на стадионе на улице Косыгина. И делают это уже не первый год. Интересно, что в последнее время их постоянными соперниками по футбольным баталиям стали турки. Да-да, именно турки из Турции, работающие и живущие в Москве, а не, к примеру, азербайджанцы или турки-месхетинцы. Пару раз принял участие в этих играх по выходным и я. Первое открытие – они такие же, как мы. Нет, ясно, что все мы люди, и демонов среди нас нет; да и демонизировать как своих исторических оппонентов, так и своих спортивных соперников было бы глупо. Но турки такие же, в том смысле, что внешне весьма похожи на армян. Да, встречаются среди них  и русоволосые, можно сказать, славяноподобные и, напротив,  люди с сильно выраженным азиатским  типом, но большая часть турецкой футбольной команды внешне вполне могла играть и за  армянскую. И вот бегая по полю за мячом, участвуя в комбинациях , ударяя по воротам, я между прочим подумал, что ведь это всё похоже на то, что мы армяне играем не с турками, а сами с собой.

Турецкие игроки и армянский вратарь (лежит)

Интересно, что из несколько десятков сыгранных матчей, турки побеждали только в двух, остальное время победа была за армянами. Как это получается, я не могу понять до сих пор. Вроде бы турки – более спортивны, лучше подготовлены и экипированы, да и тактически играют более грамотно, но … проигрывают матч за матчем, хотя и злятся. Злятся и играют «в кость», то есть без боязни причинить травму сопернику. Пару-тройку месяцев назад сломали ногу Карену, месяц назад разбили нос Боре, на прошлой неделе сломали ногу вратарю Грише, о мелких травмах умолчу, их никто не читает. Никаких драк на поле, ни какой подчёркнутой злобы, но просто в каждом игровом столкновении армянин переставал бороться, если видел угрозу для соперника, а турок продолжал. Что тут – проявление турецкого характера, особой ментальности, которая, несмотря на внешнее сходство, всё-таки отличает турок от армян. Не знаю, наверное, так. 

ВОТ И ВЕСЬ СЕКРЕТ

Внешняя похожесть объясняется легко и просто; видимо, за долгие годы турецкого владычества в Малой Азии, шло не только отуречивание армян, греков или соседских балканских славян, но ответное обармянивание, «огречивание», и ославянивание турок  Те, кто становился турком по духу, из-за взаимной ассимиляции имел  уже всё-таки не совсем турецкую внешность. А те, кто духом не отуречился    и остался армянином, греком, сербом или болгарином, -  сохранили свою национальную корневую сердцевину,  внешне в общем-то уступив ассимиляции. Забавно, что ереванские участники армяно-турецкой согласительной  (есть такая общественная инициатива граждан Турции и Армении, ищущих пути сближения двух стран и народов в исторической перспективе) недавно высказались в том духе, что, мол, армяне не могут себе представить, что процесс развала Османской империи был весьма для турок болезненным,  и что турки в ходе этого тоже страдали. Я внутренне усмехнулся, прочитав это. Страдания, чьи бы они не были, усмешки не вызывают. Смешным показалось высказывание об армянской «бесчувственности». Особенно в переложении на нашу армяно-турецкую футбольную практику. В нашем то случае, как раз армяне-то и представляли, как может пострадать от столкновения соперник и избегали этого; а вот турки делали всё строго наоборот. Вы удивитесь, но общему дружелюбию это не помешало. Горячей дружбы вообще-то нет, тут придумывать нечего, но дружелюбие и взаимное расположение между армянами и турками на этом футбольном поле сохраняются. Да и в конце концов, это ведь всего лишь футбол, игра, забава, не более того. Самое интересное, что во время последнего любительского турнира, которые регулярно проводятся на стадионе, давние соперники объединились и создали общую армяно-турецкую команду, трезво рассудив, что общая команда будет сильней каждой по отдельности. И предложение исходило от турецкой стороны. План почти удался, объединённая команда заняла второе место, уступив в финале очень сильной команде дворца спорта. Вот такой частный случай народной дипломатии, своего рода согласительная комиссия по части любительского футбола. «Вот бы  ещё и Арарат нам вернули, совсем хорошо было бы»,- как говаривала поэтесса Сильва Капутикян  поэту Назыму Хикмету во время московских литературных встреч. Ведь главное,  дружить не за счёт кого-то одного, я думаю, а за общий, так сказать счёт. Вот и весь секрет возможного согласия. Да, чуть не забыл, - и перестаньте бить по ногам!

ПЕРЕХОД НА ЛАТИНИЦУ И ОБРАТНО

Завершая очередным выпуском «Тигранаскопа» летние обзоры, замечу, что с интересом прочёл в недавней «Независимой Газете» разговор татарской журналистки с директором института исследований Кавказа этнографом Сергеем Арутюновым. Сергей Арутюнов высказал парадоксальную на первый взгляд мысль о неизбежном переходе русского языка с кириллицы на латиницу, и утверждал что Татарстан, переходя на латиницу раньше других в Российской Федерации, сильно вырывается вперёд в плане цивилизационного развития. Смелое и очень интересное высказывание. Хотя мне, как  русофилу, оно показалось обидным. А как армянин, я слегка расстроился, подумав, что вот  опять человек с армянской фамилией «лезет поперёд батьки в пекло», - объявляет кириллицу отжившей  и ратует за латиницу, не принимая в расчёт того,  что латинизация Татарстана - это не столько влияние грядущей интернет-глобализации, сколько скорей всего чисто гео-политическая пан-туранская фишка по дерусификации татарской республики в ходе её постепенного отуречивания. A chem. oturechivanie huzhe rusifikacii? Komu chto bolshe nravitsya, glavnoe chtoby vybor byl dobrovolnim. U menya vybor poka est, I ya perehozhu na кириллицу…Уф, слава Богу, обошлось.

В принципе татары и турки – родственники, почему бы им и не сблизиться алфавитами. И я понимаю татарскую журналистку, берущую интервью у учёного Арутюнова. Понимаю я и учёного Арутюнова, которому его армянская фамилия не должна мешать выражать индивидуальную принципиальную точку зрения. Да и газета, где высказывает своё мнение Арутюнов,  называется «Независимой». Но с оглядкой на обывателя,  я по привычке думаю, что ведь как пить дать найдутся недоброжелатели, которые  скажут «вот армянин, который хочет лишить русских кириллицы», и поди им объясни, что у этнографии, как у математики или химии нет национальности, и что в области научных гипотез  и озарений  нет чужих, и все уже давно свои.

Да, все мы здесь давно уже свои, чужих почти не осталось. Главное только , чтоб не вышло как в начале века, когда национальные интересы народов бывшей Российской империи были объявлены архаизмом, поскольку пролетарский интернационализм делал всех «своими» и границы советских национальных республик проводились условно – «какие счёты между своими». И самими примерными «своими» тогда  оказались армяне, получившие самую маленькую по территории республику в Советском Союзе. А когда спохватились об отнятых  Карабахе и Нахичеване, оказалось, что почти всё вокруг как-то незаметно  стало чужим… Но это опять уже совсем другая история. Да вы  всё и так   знаете. Зачем своим это всё  объяснять.

Тигран  НЕКРАСОВ.  МОСКВА

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении