Арцахская епархия Армянской ЦерквиАрцахская епархия Армянской Апостольской Церкви охватывает территорию Нагорно-Карабахской (Арцахской) Республики, а также прилегающие к ней исконно армянские районы, искусственно введенные в состав Азербайджанской Республики в годы советской власти.
Кафедрой предводителя епархии служит один из крупнейших армянских храмов –
собор Аменапркич (Всеспасителя) в городе Шуши, возведенный в ХIХ веке вместо
древней однонефной базиличной церкви. В народе собор называют Казанчецоц в честь
эмигрировавших сюда жителей нахичеванского села Казанчи (Шахкерт), на чьи средства
он был возведен. Строительство, начатое в 1868 г. по проекту главного архитектора
города Шуши Симона Тер-Акобянца, завершилось к 1878 году. А большой церковный
колокол, для которого построили трехъярусную звонницу, был отлит в российском
городе Туле.
После советизации Армении и введения Арцаха в состав Азербайджана храм подвергся
разрушению. В 1981 г. под давлением армянской интеллигенции власти Азербайджана
разрешили его восстановление, но строительство обрело размах уже после освобождения
города Шуши в 1992 г. Храм восстановили усилиями благотворителя из Нью-Джерси
(США) Андреаса Рубьяна, и 19 июля 1998 г., в день Преображения Господня собор
Всеспасителя переосвятил предводитель Арцахской епархии архиепископ Паргев Мартиросян,
занимающий эту должность с 1989 г.
Насаждение христианства в Арцахском краю началось уже в IV столетии, практически
сразу после провозглашения христианства государственной религией Армении. Приступив
к строительству церквей и обителей, святой Григор Просветитель достиг Арцахского
края и, как свидетельствует историограф V века Фавстос Бюзанд, основал первую
из них в селе Амарас провинции Мюс Абанд (ныне территория села Сос Мартунинского
района). Формирование монастыря завершил внук Просветителя – первый епископ
Арцахского края Григорис. Миссионерская деятельность Григориса привела к тому,
что противники христианства, схватив епископа, привязали его к хвосту лошади
и волокли по камням до тех пор, пока он не испустил дух. Дьяконы тайно погребли
своего наставника под алтарем монастырской базиличной церкви.
Сохранилось предание об обнаружении могилы Григориса в 489 г. Царь Агванка
Вачаган III Благочестивый из армянской династии Араншаик, вознамерившись найти
могилу святого, отправился в Амарас. Постившись и отслужив молебен, он приступил
к поискам. Сопровождавшим царя священнику Маттэ и дьякону Овелу было свыше откровение
о том, что Григорис похоронен у восточного крыла церкви. Когда гробницу вскрыли,
рядом с телом святого обнаружили стеклянные сосуды с мощами целителя Пантелеймона
и священника Захарии – отца Иоанна Крестителя, переданные епископу Григорису
его дедом Григором Просветителем. Вачаган возвел над могилой святого часовню,
сохранившуюся по сей день.
Монастырю Амарас изначально отводилась роль духовно-просветительского центра,
о чем свидетельствует уже то, что свою первую школу св. Месроп Маштоц в V веке
также основал в Амарасе и сам же преподавал здесь. Школы действовали и в других
арцахских монастырях – Орек, Ерицманканц, Мецараниц Сурб Акоб и т.д. Будучи
обнесен крепостной стеной, монастырь при внешней опасности служил укрытием для
гражданского населения. Он неоднократно разрушался завоевателями, но наиболее
страшные разрушения причинило монастырю нашествие Тамерлана в 1387 г. По легенде,
Тамерлан выстроил свое войско от Амараса до реки Аракс, чтобы воины, передавая
друг другу камни обители, выбрасывали их в реку. Но не успел он покинуть край,
как монастырь восстановили.
В конце ХVIII века в Арцахе имелось 1736 церквей и монастырей, но к началу ХIХ
столетия их осталось 1131. В 1813 г. по Гюлистанскому мирному договору Арцах
добровольно вошел в состав Российской империи. Через два года по указу императора
Александра I духовному престолу Арцаха был придан статус митрополии (архиепархии),
после чего ее разделили на две епархии – Шемахинскую и Карабахскую (Шушинскую),
подчиненные всеармянскому Эчмиадзинскому католикосату. Уже тогда имевший мощные
оборонительные сооружения Амарас использовался в качестве приграничной крепости,
а в 1832-1844 – русско-персидской таможни.
С 1838 по 1920 г. в столице края городе Шуши действовала приходская школа. В
середине ХIХ в. в Арцахе имелось 28 церковно-приходских школ при монастырях
Гандзасар, Ерицманканц, Гтич и др.
Арцахская епархия прекратила свое существование в 1930 г. вследствие атеистической
политики авторитарного режима, а кафедральный храм Всеспасителя был превращен
в склад боеприпасов. Епархия была сформирована вновь грамотой Верховного Патриарха-Католикоса
Всех Армян Вазгена I в 1989 г.
На территории Арцахской епархии находятся крупные духовно-просветительские центры
– монастыри Амарас (IV в.), Орекаванк, Мецараниц Сурб Акоб (V в.), Катарованк
(Х в.), Гандзасар, Егише Аракял, Дадиванк, Хатраванк, Гтич (все – ХIII в.),
а также церкви Казанчецоц Сурб Аменапркич и Сурб Ованнес Мкртыч (или Канач жам,
ХIХ в.) и другие. Действующими церквями в епархии сегодня являются также Сурб
Степаннос (ХVII в.), Сурб Аствацацин (ХVIII в.) в Аскеране, Спитак Хач, Сурб
Арутюн (обе ХVII в.) в Гадруте, Сурб Ованнес Мкртыч (ХIII в.) в Мартакерте,
Сурб Аствацацин (ХIХ в.) в Шушинском районе, а также построенные в последние
годы церкви Сурб Амбарцум и Србоц Наатакац в Качатахском районе, Сурб Нерсес
Мец в Мартунинском районе и Сурб Аствацацин в столичном Степанакерте.
В 1993 г. в Арцахской епархии открылась церковно-приходская школа. В 1990-95
гг. под эгидой епархии функционировали благотворительный союз «Гтутюн» («Милосердие»)
и приют престарелых. В 1990 г. при епархии стала действовать духовно-просветительская
организация «Братство воцерковленных». В 1994 г. под эгидой Арцахской епархии
в Ереване был основан богословский центр «Гандзасар» со своей типографией.
Арцахская епархия сыграла серьезную роль в пробуждении национального духа и
религиозного самосознания коренного населения как самого Арцаха, так и армянского
народа в целом, внесла значительную лепту в дело освобождения и укрепления государственности
в Нагорно-Карабахской Республике.
Армен Меружанян
|