Правовые основы признания НКРНедавнее выступление министра обороны, секретаря Совета безопасности при президенте Республики Армения Сержа Саркисяна по проблеме Нагорного Карабаха воспринято как «первая серьезная заявка о необходимости унификации позиции по Карабаху, с учетом всего пакета историко-правовых, военно-политических аргументов» (см. «Новое Время», 14 апреля 2005 г., Ереван).
Бесспорно, изложенные в его выступлении аргументы по карабахскому урегулированию
и его призыв к усилению единства действий властей Республики Армения, НКР и
организаций диаспоры получат одобрение армянского народа. Отрадно отметить,
что руководство Республики Армения открыто и недвусмысленно заявило о безусловном
применении «принципа целостности территории» в отношении НКР. Правовым основанием
для такого заявления является реализация закона СССР от 3 апреля 1990 года «О
порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из СССР».
Этот закон предоставил автономным образованиям возможность самоопределяться
в самостоятельные субъекты союзной федерации вплоть до выхода из состава союзных
республик, в которые они входили.
В законе предельно четко оговаривалось: «В союзной республике, имеющей в своем
составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум
проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик сохраняется
право на самостоятельное решение вопроса о своем государственно-правовом статусе».
Заслон на пути возможного волюнтаризма в союзных республиках в отношении автономий
был предусмотрен в законе «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами
федерации» от 26 апреля 1990 года. Ст. 1 этого закона гласила: «Отношения автономных
республик, автономных образований с союзными республиками, в состав которых
они включены, определяются соглашениями и договорами…», а ст. 3 уточняла: «Территория
союзной республики, автономного образования не может быть изменена без его согласия»
(см. «Законы, постановления и другие акты, принятые на третьей сессии Верховного
Совета СССР», М. 1990, с. 328, 346). Очевидно, что эти законы предоставили равные
права и возможности для союзных республик и автономных образований по свободному
определению своего политического статуса.
Положения названных законов полностью исходили из основополагающих принципов
международно-правовых документов, таких как Устав ООН (1945), Международный
пакт «О гражданских и политических правах» (1961), Резолюция Генеральной Ассамблеи
ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и
сотрудничества в соответствии с уставом ООН» (1970), «Заключительный акт Хельсинкского
соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе» (1975), Декларация Генеральной
Ассамблеи ООН «О воспитании народов в духе мира» (1978), «О праве на развитие»
(1986) и др.
Парадоксально, что вышедшие из состава СССР союзные республики, вопреки требованиям
приведенных законов, молниеносно были признаны государствами мирового сообщества,
но до сих пор не признают НКР, которая решила вопрос своего политического статуса
в полном соответствии с внутригосударственным законом и международно-правовыми
документами. Тем большее недоумение вызывает затягивание официального признания
суверенитета НКР со стороны Республики Армения.
Данное обстоятельство Серж Саркисян рассматривает в двух аспектах: а) в качестве
принципиального компромисса, представляя это как проявление доброй воли в целях
поддержания процесса мирного урегулирования в рамках Минской группы; б) с учетом
предложения председателя Парламентской Ассамблеи НАТО Пьера Лелюша о «проведении
еще одного референдума среди населения бывшей Нагорно-Карабахской автономной
области по демократическому самоопределению Нагорного Карабаха».
Бесспорно, что поиски компромиссов по урегулированию азербайджано-арцахского
(НКР) межгосударственного конфликта требуют проявления максимального уважения
к резолюции Парламентской Ассамблеи Евросоюза и рекомендациям его руководителей.
Но предложение о проведении ещё одного референдума практически не осуществимо.
Ведь для этого потребуется сформулировать вопрос о референдуме – согласно население
бывшей НКАО на выход из состава бывшего СССР и бывшей Азербайджанской ССР или
намерено оставаться в их составе. Однако названные государственные образования
не существуют около 15 лет. Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Конституционный
закон о суверенитете еще в сентябре 1989 года, а в октябре 1991 года – Конституционный
акт о государственной независимости. Тем самым де-факто он объявил о выходе
из состава СССР. В этих условиях в НКАО в соответствии с внутригосударственным
законом и международно-правовыми нормами 8 декабря 1991 года состоялся референдум
о политическом статусе.
Исторически мудрый и дальновидный народ Карабаха умел защищать свое право на
самоуправление в вековые периоды нахождения под властью чужеземных захватчиков.
А на пороге распада советской федерации, в соответствии с внутригосударственным
законом и международно-правовыми документами, решил вопрос о своем самоопределении.
Народ Нагорного Карабаха также дальновидно предусмотрел возможные требования
организаций международного сообщества, в частности, упомянутую Сержем Саркисяном
резолюцию Парламентской Ассамблеи Евросоюза № 1446 – о достижении независимости
и отделении региональной территории «путем законосообразного и мирного процесса
на основании демократической поддержки со стороны населения данной территории».
Ведь требования названной резолюции исходят из положений ранее принятых международных
документов о праве народов на самоопределение и механизме его реализации, в
полном соответствии с которыми был решен вопрос политического статуса Нагорного
Карабаха.
«Мы должны считаться с тем, – отмечает Серж Саркисян, – что западные специалисты
в своей политической и аналитической практике ведут отсчет истории региональных
конфликтов на территории бывшего СССР с момента его распада». Очевидно, что
при таком подходе западные специалисты должны исходить из того факта, что Декларацией
о государственном суверенитете и независимости Азербайджана Верховный Совет
Азербайджанской ССР провозгласил восстановление республики по Конституции 1918
года. А по этой Конституции Нагорный Карабах не входил в состав Азербайджана.
Не было и Азербайджанской ССР, а Нагорный Карабах был самоуправляющейся территорией
вне Азербайджана. Следовательно, после распада СССР Азербайджан и Нагорный Карабах
вернулись на свои исходные позиции, которые бытовали до образования СССР. И
если западные специалисты ведут отсчет истории региональных конфликтов с момента
распада СССР, то конфликт между Азербайджанской Республикой и Нагорно-Карабахской
Республикой должен рассматриваться ими как межгосударственный – по вопросам
отдельных территориальных претензий, а не как конфликт относительно самоопределения
народа Нагорного Карабаха и выхода из состава Азербайджана.
В свете изложенных неопровержимых фактов совершенно очевидно, что идея проведения
нового референдума среди населения бывшей НКАО дипломатически привлекательна,
но по своей сути запоздала и практически неосуществима. И не только потому,
что нет бывшей НКАО, Азербайджанской ССР и СССР, но также потому, что часть
населения бывшей НКАО выехала в другие страны, а часть, к сожалению, ушла из
жизни.
Несомненно, результаты повторного референдума в НКР будут аналогичны итогам
проведенного в 1991 году референдума. Речь лишь идет о невозможности проведения
повторного референдума по объективно сложившимся обстоятельствам.
Поэтому предметом необходимых компромиссов может быть не проведение нового референдума,
а мирное политическое решение вопроса о некоторых пограничных территориях между
Азербайджанской Республикой и Нагорно-Карабахской Республикой. Разумеется, речь
пойдет также о механизме гарантий территориальной целостности каждого из этих
суверенных государств. А конечной целью дипломатии Республики Армения и диаспоры
является признание странами мирового сообщества суверенитета НКР.
В выступлении Сержа Саркисяна излагаются убедительные причины того, почему Карабах
не может существовать в составе Азербайджана. Возможно, данное напоминание необходимо
с точки зрения обозначения исторически внеправового (партийным решением большевистского
режима) включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР и последующего
вытеснения армянского населения НКАО властями Азербайджана.
Но с точки зрения нынешнего этапа урегулирования межгосударственного конфликта
между Азербайджанской Республикой и Нагорно-Карабахской Республикой данный аргумент
не может доминировать. Причины невозможности существования Карабаха в составе
Азербайджанской ССР обсуждались в течение десятилетий. В тот период в качестве
аргумента приводилась цель –самоопределение армянского народа Карабаха и его
воссоединение со своей исторической родиной. Теперь же, когда народ Карабаха
самоопределился и создал самостоятельное государство в полном соответствии с
внутригосударственным законом и нормами международного права, а конфликт превратился
в межгосударственный, – приоритетным вопросом его урегулирования становится
признание государства НКР странами мирового сообщества.
Вспомним дальновидно-прозорливые предупреждения великого демократа и гуманиста
Андрея Сахарова: демократическое решение проблемы самоопределения народа Нагорного
Карабаха – пробный камень перестройки.
Эти мудрые предсказания впору адресовать лидерам ведущих держав и других стран:
признание законосообразно созданной Нагорно-Карабахской Республики и аналогичных
государственных образований – пробный камень утверждения демократии, права,
свободы и гуманизма во всех странах мира.
Игнорирование требований правового и справедливого решения нагорно-карабахского
и аналогичных национально-государственных проблем лидерами СССР привело к его
распаду. Непризнание странами мирового сообщества законно созданных государств
бывших автономий советской империи чревато дальнейшим нагнетанием межгосударственных
конфликтов в этих регионах мира.
Известные историко-правовые факторы диктуют повелительно-неотложную обязанность
первоочередного признания независимости НКР Российской Федерацией, Республикой
Армения и Азербайджанской Республикой. Неотложная обязанность этих государств
диктуется тем, что Россия является правопреемницей Российской империи и СССР,
в состав которых входил Нагорный Карабах. В состав Азербайджанской ССР Карабах
был включен неправовым образом, а признание его независимости освободит Республику
Азербайджан от комплекса мини-империи и создаст условия для установления добрососедских
отношений. НКР является государственным образованием части армянского народа,
проживающего на исконной территории исторической Восточной Армении в непосредственном
соприкосновении с Республикой Армения.
Людвиг Карапетян, Москва
|