Геополитическое противостояние на Южном Кавказе продолжаетсяПоследние события на Южном Кавказе все больше склоняют нас к мысли о том, что внешнеполитическая линия, проводимая в этом регионе Кремлем, претерпевает изменения.
В этом контексте наибольший интерес вызывает более чем очевидный политический
дрейф Москвы в сторону Баку.
Процесс этот начался еще в январе 2001 года во время официального визита в Азербайджан
президента России Владимира Путина. Именно в результате этого визита установились
теплые личные отношения между лидерами двух соседних государств, которые были
углублены в результате государственного визита 2002г в Москву патриарха азербайджанской
политической сцены Гейдара Алиева.
В процессе сближения важную роль кроме хороших личных отношений между главами
двух государств сыграло и то обстоятельство, что Гейдару Алиеву нужна была поддержка
Москвы в вопросе оформления преемственности власти в собственной стране. В результате
серии политических сделок 2001-2002гг между Москвой и Баку был достигнут желаемый
компромисс. Надо отдать должное В.Путину, он полностью сдержал свое слово, данное
Гейдару Алиеву, и был максимально последователен в вопросе поддержки «интронизации»
Ильхама Алиева осенью 2003 года.
В целом, логика действий России понятна. Ее политическое влияние в Грузии снизилось
до крайне низкого уровня, и, пожалуй, можно констатировать, что во всех остальных
странах СНГ оно существенно выше. Для того, чтобы как-то компенсировать свои
политические потери в Грузии, Москве нужно было усилить позиции в Азербайджане
с тем, чтобы продолжать удерживать свое влияние в регионе (ее позиции в Армении,
по крайней мере до последнего времени, расценивались как весьма прочные).
Сегодня можно констатировать, что Москва достигла достаточно значимых успехов
в Азербайджане, самым главным из которых является тот, что в Баку больше не
считают, что в карабахском конфликте Россия держит сторону армян. Это результат
не только политики Москвы, но и системной работы азербайджанских дипломатов.
В целом же, происходящее является достаточно закономерным процессом не только
с точки зрения геополитики и наличия в Азербайджане углеводородных ресурсов,
а с точки зрения внутриполитического расклада сил в самой России. В отношениях
России с Арменией и Азербайджаном в последние 15 лет отслеживается следующая
тенденция: склонность к авторитаризму в России/ СССР обычно ведет к сближению
этой страны с Азербайджаном (достаточно вспомнить теплые отношения советской
партноменклатуры с руководством Баку) и, наоборот, относительная либерализация
в Москве ведет к более тесным взаимоотношениям с Арменией.
Однако все эти наблюдения стали очень условными после того, как два года назад
председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс - главный российский либерал
(российские левые называют его «Главный ваучер») объявил о намерениях построить
на постсоветском пространстве «Либеральную империю».
В плане усиления своего влияния в Азербайджане Москва и Тегеран подписали совместно
с Баку проект создания международного транспортного коридора «Север-Юг».
Переговоры по участию в коридоре «Север-Юг» Азербайджана шли почти пять лет,
но только в этом году они сдвинулись с «мертвой точки».
Каковы экономические предпосылки этого проекта?
Предполагается, что коридор «Север-Юг» должен стать реальной альтернативой проекту
TRACECA. По расчетам ряда экспертов, новый маршрут грузоперевозок в обход Суэцкого
канала в направлении Ирана и Индии сократит сроки прохождения грузов с 37 до
13 суток, то есть почти в 3 раза, и позволит увеличить товарооборот между странами
Запада, Россией и государствами прикаспийского региона как минимум в 1,5 раза.
Если рассматривать ситуацию по сокращению протяженности маршрута перевозок из
России в Иран, то это должно составить порядка 900 км, а в рамках маршрута Северная
Европа -Россия- Иран - Персидский залив - около 4000 км. Предполагается, что
ежегодный грузопоток по коридору достигнет 15-20 млн тонн.
Центром коридора должна стать железнодорожная линия Казвин (Иран)-Решт (Иран)-Астара
(Азербайджан). Длина этой линии составляет 400 км. Ожидается, что реализация
этого проекта свяжет железную дорогу Ирана с азербайджанской, а через нее -
с российской железнодорожной сетью.
9 февраля в Баку было подписано трехстороннее соглашение о создании акционерной
компании для строительства железной дороги Казвин - Решт - Астара.
Однако есть определенные проблемы в вопросе финансирования трехстороннего консорциума.
Стоимость вышеупомянутой железнодорожной ветки достаточно высока и, по предварительным
оценкам, составит около 600 млн долларов. Пока нет никакой внятной информации
о государственных или частных источниках финансирования этого проекта. Есть
проблемы с политическими рисками в связи с жесткой американо- иранской риторикой,
а также нерешенные вопросы, связанные с гарантиями безопасности железнодорожных
перевозок как в России, так и в Азербайджане. Кроме того, серьезным конкурентом
коридору «Север- Юг» будет отлаженный механизм грузовых перевозок на Каспии
по маршруту Оля-Энзели (по ряду прогнозов ставки фрахта судов через 5-7 лет
могут снизиться).
Тем не менее, становится все более очевидно, что этот проект больше привязывает
Азербайджан к России и Ирану, давая двум этим государствам определенную альтернативу
в жестком геополитическом противостоянии в регионе с США и их партнерами.
Чрезмерное внимание Москвы к Азербайджану и жесткое политическое противостояние
с Тбилиси привели к тому, что в Кремле упустили из виду ситуацию с Арменией.
Политика Кремля по отношению к Армении в последние годы лишена гибкости, а ее
интересы, особенно в последние годы, игнорируются Россией. Между тем, блокирование
участия Армении в региональных коммуникационных проектах может привести к тому,
что, находясь в «геополитическом мешке», страна начнет делать вынужденные шаги
в сторону Запада и, прежде всего, США. Для поддержания коммуникационного регионального
баланса в направлении Армении немалые шаги делает Тегеран, однако, судя по всему,
только иранской альтернативы для Еревана сегодня может быть недостаточно.
Ключевым для Армении по-прежнему остается вопрос открытия абхазского участка
железной дороги, связывающего ее со своим главным торговым партнером на Севере
- Россией. Паромная переправа Кавказ-Поти – это конечно же здорово, но все-таки
открытый абхазский участок железной дороги - значительно лучше. Однако возможности
России оказать здесь влияние на Грузию сегодня крайне ограничены.
Определенной альтернативой для Армении в этой ситуации может быть открытие Турцией
для транзита железнодорожной ветки Карс-Гюмри. Однако даже американцы, возможности
которых представляются сегодня как почти безграничные, так и не смогли решить
этот вопрос.
Мы полагаем, что политическая и геополитическая ориентация Армении в ближайшие
годы может претерпеть определенные изменения в зависимости от того, какая из
стран - Россия или США сумеют быстрее разблокировать одну из двух вышеупомянутых
коммуникаций.
Давид Петросян, Ереван
|