Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Чувство Родины

В некотором роде Вальтеру Грайровичу Мнацаканову повезло. Семьдесят лет тому назад он родился в прекрасной области Южного Кавказа - в Джавахке. Населенный армянами Джавахк по сути дела является колыбелью многих деятелей армянской культуры.

Достаточно назвать имена классиков современной армянской литературы Ваана Терьяна и Дереника Демирчяна. Любопытно, что родители всемирно известного певца Шарля Азнавура также выходцы из Джавахка. Феномен Джавахка еще предстоит разгадать, но одно бесспорно: природа Джавахка пробуждает в человеке творческие начала. Побывавший в Джавахке великий лориец Ованес Туманян вскоре написал прекрасные произведения.

Природа Джавахка чарующая. Прекрасные реки и озера, поля и реликтовые хвойные леса, субальпийские луга. Все это армянский народ сумел сохранить в той первозданной гармонии, которую сотворила природа. Детство и юность будущий крупный музыкант В.Г.Мнацаканов провел в этом благодатном крае, увлекаясь рисованием, игрой на скрипке и стихами — поэтому не будет преувеличением сказать, что природа Джавахка была первым учителем музыки будущего маэстро.
Из множества увлечений музыка определила будущую судьбу юноши. Сначала скрипка, рояль, сочинение музыки, потом учеба в Московской и Ленинградской консерваториях — в первой как дирижер-хоровик, а во второй по классу оперно-симфонического дирижирования. Все это было тем фундаментом, на котором вырос, окреп и расцвел талант будущего артиста. Навыки и умения пришли не сразу, хотя все для этого было подготовлено. Все приобретенное за время учебы должно было устояться и отшлифоваться в художественном вкусе и профессиональных взглядах.
Первая самостоятельная работа в Челябинском театре оперы и балета была той творческой лабораторией по освоению классического репертуара, работе с оркестром и вокалистами, без которых дирижер не может состояться. Затем была Белорусская филармония, и наконец он – главный дирижер симфонического оркестра Чечено-Ингушской филармонии в городе Грозном. Да, да, в том самом Грозном, который сейчас разбит и разрушен и где сейчас не до музыки. А когда-то, еще совсем недавно, это был один из крупных и благоустроенных городов Северного Кавказа, весь в зелени, садах и фруктах, промышленный и культурный центр этого региона, многонациональный край, где мирно уживались люди разных национальностей и различные культуры.
Вспоминая свою работу в Грозном, Вальтер Грайрович рассказывал, что ничего в те годы не предвещало будущего взрыва. Культурная жизнь в республике развивалась и крепла. Люди радушно общались между собой, невзирая на веру. Конечно, в глубине души каждого чеченца не заживала рана, связанная с выселением целого народа со своей исторической родины, но никто эту обиду не пытался превратить в чувство мести. Люди понимали, что это уже безвозвратно ушедшее прошлое, а сейчас надо жить и заново строить свои отношения с соседями.
Горцы (все, не только чеченцы) талантливый народ. Они здорово танцуют, у них замечательные поэты, они очень музыкальны, а самое главное, они очень стремятся к знаниям. Вальтер Грайрович часто исполнял произведения чеченских композиторов, сам пытался сочинять музыку на чеченские темы, преподавал в музыкальном училище. Одному чеченскому композитору Аднану Шахбулатову, который после автомобильной катастрофы остался жив, но был парализован и прикован к постели, Вальтер Грайрович лично помогал записывать его музыку, а затем оркестровать ее и исполнять. Это продолжалось в течение трех лет. Он очень гордится тем, что помог другу в трудный час, поддержал его морально и творчески и таким образом продлил жизнь одному из лучших чеченских композиторов.
Уже здесь формируется и закрепляется творческий облик дирижера, его способность широко мыслить, глубоко проникать в суть исполняемых произведений, строить свои программы разнообразно, доступно и интересно, сочетать в них все виды искусств: слово, рисунок, поэзию; помимо гастролеров привлекать к выступлениям детское творчество и детские коллективы. В оркестре был заведен альбом, где гастролирующие в Грозном артисты оставляли свои впечатления. Листая его, встречаешь слова благодарности и восхищения. А одну запись особенно хочется процитировать: «Я в восхищении от вашего коллектива — я бы сказал — группы энтузиастов. Очень приятно играть. Привлекает отличная дисциплина на репетициях, очень музыкальный и выразительный аккомпанемент. Я у вас в первый раз, но мне очень хочется с вами быть в дальнейшем контакте. Особая благодарность дирижеру Вальтеру Мнацаканову. Рубен Агаронян.» Это было сразу после его победы на Международном конкурсе имени Чайковского.
В середине восьмидесятых годов Мнацаканов возвращается в Минск. Здесь в его амплуа входит педагогика — он доцент Белорусской консерватории. При этом он много ездит с гастролями по всей стране, в разных театрах ставит спектакли, записывает музыку на компакт-диски. Например, им записана почти вся киномузыка Д.Д. Шостаковича, многие произведения Шебалина, Хачатуряна, Кабалевского, Левитина, Вайнберга и др. После многочисленных встреч в Москве с армянскими музыкантами возникает большой проект, выросший в фестиваль музыки Арама Хачатуряна, посвященный 90-летию композитора. Этот фестиваль стартовал в Москве в Колонном зале Дома союзов при поддержке посольства Армении и крупных армянских бизнесменов. Участвовали в нем ведущие армянские артисты: Светлана Навасардян, Эдуард Татевосян, Аракс Давтян, Анаит Мансурян, а также Большой Концертный оркестр Всесоюзного радио, дирижер В.Г. Мнацаканов и Государственная Академическая капелла Армении под управлением Оганеса Чекиджана. После Москвы эти концерты были продолжены в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Саратове, Томске, Новосибирске, Иркутске, Чите. Журнал «Музыкальная жизнь» писал, что «этот фестиваль как бы заново открывает нам Хачатуряна, когда звучат многие произведения, которые ранее редко исполнялись. Горячий прием публики убеждает, что музыка А. Хачатуряна жива в памяти народа» («МЖ» № 3, 1994 г.). Так в творчестве Мнацаканова весомо и широко прозвучала армянская нота.
Есть, на наш взгляд, справедливое суждение о том, что истинный армянин – это тот, кто исповедует культуру своего народа. Общение с родной культурой не есть возможность самоутверждения или непомерного возвышения имиджа своего этноса, а естественное влечение к родному и прекрасному. Вот таким армянином предстает перед нами Вальтер Грайрович Мнацаканов. Более того, его преданность армянской культуре выражается и в том, что он в меру своих сил обогащает ее, сочиняя и аранжируя армянскую музыку. Увлекаясь сочинением, он обращается к стихам и темам, связанным с Арменией. Так у него есть замечательный хоровой триптих «Раны Армении». И хоть название это заимствованное, но три хора на слова Ованеса Шираза, Кайсына Кулиева и Сильвы Капутикян замечательные. Проведя в Минске вечер и концерт, посвященный 1000-летию со дня рождения Григора Нарекаци, Мнацаканов написал 2 хора на слова поэта «Вардавар» и «О, Господи», песню «Скорблю и я над бренностью земного» на слова Тер-Абрамяна. Также на концерте было исполнено специальное сочинение — кантата «Читая Нарекаци», которая была заказана белорусскому композитору Анне Короткиной. Кстати сказать, Анна Короткина является ученицей В. Мнацаканова.
Вальтер Грайрович Мнацаканов – образованный и широко эрудированный интеллигент, имеющий прогрессивные взгляды на жизнь. Круг его интересов широк и велик. Он много работает и не замыкается на одной какой-нибудь теме. В Белорусской Академии музыки, где он работает дирижером кафедры оперной подготовки, ежегодно ставятся оперные спектакли. В этом году это опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Участвуют в спектакле студенты академии, среди которых есть лауреаты и дипломанты недавно прошедшего в Минске Международного конкурса им. Л.П. Александровской. В конце прошлого 2004 года в Академии музыки состоялся концерт итальянской оперной музыки, который также проводил Мнацаканов. На все у него хватает времени и энергии. Он часто выступает с передачами по радио, выступает в прессе, много сочиняет. Его сюита «Чаплиниана» из музыки к кинофильмам Ч. Чаплина исполняется во многих коллективах и за рубежом. А в литовском городе Клайпеда в оперном театре поставлен балет по этой сюите. Насколько мне известно, сейчас маэстро работает над военным мемориалом «Память сердца» (Этапы большого пути), посвященным 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
И при всем при этом армянская тематика является для него важнейшей, особенно сейчас, когда так затруднительны контакты с родиной. Здесь, в минской армянской общине, среди друзей и коллег поддерживается то чувство Родины, которое так необходимо каждому творческому человеку. Среди запомнившихся вечеров, проводимых здесь при участии Вальтера Грайровича Мнацаканова, следует назвать вечер памяти Ивана Айвазовского, вечер памяти Саят-Нова, уже упомянутый вечер, посвященный Григору Нарекаци. В юбилейный год принятия христианства Арменией он публикует весьма содержательную статью о музыке того далекого времени. Опираясь на историческое прошлое армянского народа и трезво анализируя современные события, он сформулировал оптимистический взгляд на будущее Армении. С внутренней убежденностью он восклицает: «Народ, создавший такую высокую культуру и прекрасную музыку, добьется хорошей жизни и бессмертия в веках».

Мовсес Абрамян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении