И наших судеб сопряженье...После революции 1917 года политика новых властей была направлена на разрушение замкнутости молокан, на борьбу с их религиозностью и нравами. Раскулачивание в 30-е годы нанесло удар по молоканству. Очень многие главы семейств были подвергнуты гонениям, заключениям в тюрьмы и ссылкам не столько по причине раскулачивания, сколько из-за их глубокой религиозности. В эти годы появилась так называемая внутренняя миграция, многие стали оставлять свои хозяйства и переселяться в города. Процесс этот усилился с насильственным зачислением всех в колхозы.
Окончание. Начало статьи в февральском номере газеты.
В этот период Армения вступает в период индустриализации. Строятся заводы, гидроэлектростанции
и т.п. Все это требовало рабочих, ряды которых интенсивно стали пополняться
русскими крестьянами из сел Армении. Индустриализация требовала специалистов,
и русское население республики стало пополняться приглашаемыми из России специалистами.
До восьмидесятых годов ХХ столетия численность русской диаспоры увеличивалась
как за счет естественного, так и механического прироста и составила в 1979 году
70,3 тысячи человек.
В семидесятые годы как в Армении, так и в целом по СССР были введены определенные
меры, ограничивающие рост крупных городов, и русское сельское население изменило
направление миграции, стало перебираться в Российскую Федерацию. Особенно активный
выезд имел место среди молодежи, которая после окончания учебных заведений стала
выезжать в Российскую Федерацию, где она надеялась в полной мере найти применение
своим знаниям и возможностям как в экономической, так и в общественной жизни.
Вслед за молодыми стали покидать насиженные места и представители старшего поколения,
которые в своем большинстве перебрались в южные регионы Российской Федерации.
В результате к началу развала СССР, т.е. в 1989 году, численность русских в
Армении сократилась до 51,6 тысячи человек (1,6 процента к общей численности
населения республики).
Особый размах миграция русского населения приобрела в начале 90-ых годов, в
период национального пробуждения и движения за национальную независимость.
По переписи 2001 года количество русских в Армении определяется в 14660 человек
(0,46 процента к общей численности населения), хотя по нашим подсчетам она фактически
составляет 10-11 тыс. человек.
Основными причинами столь массового выезда русских послужили не только сокращение
рабочих мест, транспортная блокада, энергетический кризис, но и непродуманная
поспешная политика новых властей в области русского языка. В 1993 году был принят
Закон о языке, закрыты русские школы, русскоязычные группы в вузах и многое
другое. Все делопроизводство единовременно было переведено на армянский язык,
и тысячи русскоязычных специалистов остались невостребованными. В течение 3-4
лет большинство русских, за бесценок распродав имущество, перебралось в Россию,
где многие из них до сих пор не могут адаптироваться, тоскуя по родным армянским
горам.
Оставшуюся часть русского населения составляют: молокане (примерно половина
всей диаспоры); русские женщины, некогда вышедшие замуж за армян (эта часть
постепенно тает по причине вымирания и отсутствия пополнения их рядов). И лишь
незначительную часть диаспоры составляют специалисты, приехавшие когда-то развивать
промышленность Арм.ССР, а также военные, оставшиеся здесь после демобилизации.
Эта часть также быстро убывает.
Из 22-х русских сел осталось лишь два, где нет работы, не хватает земли, нет
элементарного медицинского обслуживания, а сельские русские школы не дают даже
минимального уровня знаний, необходимого для поступления в какое-либо учебное
заведение для получения специальности, что обрекает детей на батрачество. Вопрос
образования для русскоязычных детей еще более усугубляется в связи с некоторыми
недавно принятыми постановлениями правительства Армении, когда государственное
финансирование классов при их недостаточной заполняемости не осуществляется.
А русские классы, особенно в школах периферии, как правило, недобирают до расчетного
(25 человек) количества. Это также заставляет думать родителей о переезде в
Россию.
Если раньше численность русского населения восполнялась в основном за счет естественного
прироста (особенно высокого в сектантских семьях), то в последние годы, в результате
миграции лиц молодого и среднего возраста, произошло резкое сокращение репродуктивной
части населения. Это привело к постарению контингента русского населения. Так,
если в среднем по Армении численность лиц в возрасте 60 лет и старше составляет
14,3 % к общей численности населения, то в русской диаспоре 30 % всех русских
людей составляет этот контингент. Для сравнения, эта категория составляет: у
армян - 14,3 %, у езидов – 7,8 %, у курдов – 10,6 %, ассирийцев – 16,6 %, у
других неславянских народов – 19,6 %.
О низкой рождаемости в русских семьях свидетельствуют следующие статистические
данные. Численность детей в возрасте до 9 лет у русских составляет 7,7 % к общей
численности русского населения, тогда как у армян - 14,1 %, езидов – 20,6 %,
у курдов – 18,3 %.
Эти данные и положение на местах показывают, что негативные изменения демографической
ситуации в русской среде значительны и необратимы.
Учитывая это, а также естественную убыль русского женского населения, переехавшего
когда-то в Армению к мужьям, можно предполагать весьма нерадостную картину будущего
состояния русской диаспоры и русского языка.
А если учесть активную деятельность различных американских и западноевропейских
структур и фондов с их программами и грантами, засилье американских фильмов
и музыки, то можно предвидеть и будущую ориентацию молодого поколения Армении.
Все это не может не беспокоить русских родителей, которые начиная с 90-х годов
стали интуитивно, подсознательно, объединяться в общества людей, близких по
духу, языку и менталитету. Если при Советской власти о создании обществ граждан,
относящихся к национальным меньшинствам, не было и помыслов, то в настоящее
время такое объединение людей является естественной реакцией на складывающуюся
ситуацию.
В Армении зарегистрированы несколько общественных организаций, объединяющих
русских людей, сгруппировавшихся по интересам и духовной близости. Они не преследуют
политических интересов, а проводят работу по сохранению своего языка, обрядов
и обычаев. Вместе отмечают русские праздники и знаменательные события, да и
просто общаются. Положительно то, что в последние годы, после отхода аодовцев
от власти, прекратилась антирусская бездумная кампания против своего “старшего
брата и его имперских амбиций”. Резко изменился политический климат, правительство
и армянский народ четко осознали роль России в судьбе армянского народа и делают
все для укрепления вековых русско-армянских связей.
Ни русские, ни другие национальные меньшинства, проживающие в Армении, не могут
пожаловаться на какую-либо дискриминацию и чувствуют себя ее полноправными гражданами.
Но в этой области есть еще задачи, которые необходимо разрешить руководству
республики. К ним следует в первую очередь отнести задачу о пересмотре и изменении
Закона о языке, сделать русский язык вторым государственным языком, являющимся
языком межнационального общения как в республике, так и за ее пределами. Он
же является и языком общения с представителями граждан других стран СНГ. Этот
же язык является средством познания достижений этих стран, ознакомления с культурой
других народов и многое другое. Ведь не секрет, что многие передовые люди армянской
национальности, владея русским языком, делали достоянием армянского народа все
достижения мировой науки, техники и культуры. Многие десятилетия вся научно-техническая
литература была доступна всем армянам благодаря русскому языку. Армяне никогда
не испытывали затруднений в общении с другими народами именно вследствие хорошего
знания русского языка, игравшего роль языка межнационального общения.
Велика роль русского языка в становлении Армянской ССР как высокоиндустриальной
республики с самой передовой наукой и технологиями. Наука Армении многие десятилетия
развивалась при непосредственной помощи и участии российской науки. В научных
учреждениях России получили подготовку многие и многие представители армянского
народа. Большое число талантливых специалистов и организаторов производства
получили квалификацию в стенах российских вузов и предприятий.
Закон о языке является также препятствием для возвращения тех армян, которые
в тяжелейшие времена девяностых годов вынуждены были с семьями выехать в Россию
в поисках работы, ибо их дети, ныне проживающие с ними, будут испытывать в Армении
огромные трудности в получении образования. Пересмотр Закона позволит русскоязычному
населению республики не чувствовать себя ущемленным, создаст ему возможность
трудиться во всех сферах хозяйственной жизни и управления, а также активно участвовать
в политической и общественной жизни страны. Необходима также и специальная программа
сохранения и развития двух оставшихся в республике русских сел, при посещении
которых многие гости (но не губернские и республиканские власти) приходят в
смятение, видя их неблагоустроенность, убожество и состояние школ.
Это же не раз на своих страницах, отмечала и газета “Ноев Ковчег”, а также многие
члены Союза армян России, пытающиеся хоть какой-либо помощью улучшить положение
сельчан.
Русскоязычное население Армении не может пожаловаться на недостаток русскоязычных
средств массовой информации. Почти во всех киосках можно легко приобрести как
республиканские, так и российские газеты и журналы, можно свободно смотреть
и слушать российские телевизионные каналы и радиопередачи.
Все большую и большую роль начинает играть Россия и в экономической жизни Армении.
В республике стал активно внедряться российский капитал, очень многие предприятия
стали объектами российских инвестиций и постепенно возрождаются, давая возможность
трудоустройства тысячам армян. Все больше вызывает уверенность, что именно с
помощью России хозяйство Армении встанет на ноги, будет снята транспортная блокада,
задействует железнодорожная магистраль через территорию Грузии и Абхазии и Армения
постепенно, возродясь, снова войдет в ряд высокоразвитых стран, какой она являлась
совсем недавно.
В заключение хочется привести пророческие слова великого русского писателя И.Бунина:
“Прекрасная идея армянского воскресения в дружбе с моей Родиной”. И да будет
это действительно так.
Иван Семенов
|