Немного о гладиаторах1 июля состоялись выборы главы администрации ереванской общины Шенгавит и мэра Арташата. На первый взгляд эти местные выборы не представляли сколь-нибудь актуального политического интереса, тем более что парламентская и непарламентская оппозиция не принимала в них участия. Однако, если посмотреть на ситуацию несколько под иным углом, то можно извлечь немало пищи для размышления.
Все дело в том, что выборы 11 июля были вторыми локальными выборами после весеннего
обострения внутриполитической ситуации (до этого состоялись довыборы в один
из мажоритарных округов Национального Собрания в марзе Сюник) и принятия 28
апреля Резолюции ПАСЕ N1374 по Армении. Немного о самих выборах, вернее их официальных
результатах. В общине Шенгавит кресло руководителя администрации сохранил член
Республиканской партии Мартин Саркисян. Из 98639 избирателей в выборах приняли
участие чуть больше четверти - 26876. В пользу действующего руководителя проголосовали
18659, а за его основного конкурента - беспартийного Аветиса Григоряна - проголосовали
5956 избирателей. Третий кандидат, двойной тезка нынешнего руководителя общины,
беспартийный Мартин Саркисян, получил 716 голосов. Против всех проголосовали
343 человека.
Что касается Арташата, то и здесь победу одержал действующий мэр города и также
республиканец Гагик Мурадян. Из 20837 избирателей в голосовании принял участие
8241 избиратель. В пользу действующего мэра проголосовали 4817 избирателей,
в пользу беспартийного Гагика Мнацаканяна - 1922 избирателя, а в пользу беспартийного
Тадевоса Тадевосяна - 1125 избирателей. Против всех проголосовало 54 человека.
Недействительными признаны 465 бюллетеней.
Теперь немного о канве прошедших выборов. В обоих случаях реальная борьба шла
между республиканцами и АРФ-Дашнакцутюн, хотя последняя и поддерживала формально
беспартийных кандидатов. В Шенгавите это был Аветис Григорян, а в Арташате -
Гагик Мнацаканян. Для открытой поддержки последнего традиционной армянской партией
были мобилизованы солидные ресурсы во главе с руководителями Верховного органа
АРФ-Дашнакцутюн Армении Арменом Рустамяном и Гегамом Манукяном. Что касается
выборов в Шенгавите, то здесь поддержка Аветиса Григоряна со стороны АРФД была
скорее символической, кроме того, этот кандидат имел поддержку и из президентского
дворца в лице советника президента Гарника Исагуляна.
Однако политическая поддержка в сегодняшней Армении, прежде всего, означает
поддержку административного ресурса на местах. Результаты вышеупомянутых выборов,
а также выборов депутата Национального Собрания в Сюнике свидетельствуют о том,
что в этих случаях другим партиям, входящим в правящую коалицию, соревноваться
с республиканцами практически невозможно. Более того, административный пресс
из кабинета премьера зачастую превосходит давление из президентского дворца.
Методология проведения выборов не изменилась. Журналисты и общественные организации
стали свидетелями многочисленных фальсификаций и применения «грязных технологий»
с обеих сторон: заполнение урн пачками бюллетеней, помеченных в пользу одного
из кандидатов, голосование по принуждению, массовые предвыборные взятки, досрочное
вскрытие пакетов с печатями и пр.
Присутствие журналистов и представителей общественных организаций, членов ЦИК
в определенной степени было сдерживающим фактором для активистов предвыборных
штабов, но только в определенной степени.
Выборы показали, что отказ властей провести судебное преследование лиц, организовавших
массовые фальсификации на выборах 2003 года, привел к тому, что говорить о проведении
в Армении свободного и честного голосования практически бессмысленно. При этом
стало очевидно, что для фальсификации результатов выборов не обязательно участие
в них оппозиции, т.е. фальсификации могут проводить партнеры по правящей коалиции
и друг против друга. В лучшем случае эта ситуация может быть охарактеризована
как национальный позор.
Между тем, все вышеупомянутые промежуточные и локальные выборы заставляют нас
в очередной раз по-иному взглянуть на фигуру действующего премьер- министра
Андраника Маргаряна. Его место в системе «партии власти» за последние полгода
упрочилось. Конечно же он не может соревноваться по своему уровню влияния на
внутриполитические процессы в стране с Робертом Кочаряном и Сержем Саркисяном,
но гипотетическое третье место в этой системе он держит достаточно прочно.
В прессе много писалось о том, что 4 года премьерства Андраника Маргаряна являются
своеобразным рекордом политического долгожительства не только для Армении, но
и весьма солидным сроком для всего постсоветского политического пространства.
В начале своей премьерской карьеры Андраник Маргарян как-то сравнил премьерство
в Армении с участием в гладиаторских боях, когда выживает сильнейший. В этом
контексте четырехлетнее премьерство А.Маргаряна - свидетельство его гладиаторских
способностей.
В заключение приведем несколько цифр, в том числе официальных, которые, в той
или иной степени, характеризуют деятельность А.Маргаряна на посту премьер- министра.
Так, по данным за 2003 год интернет-сайта ЦРУ США, валовой внутренний продукт
по паритетной покупательной способности Армении составляет 3900 долларов США,
в Азербайджане - 3500, а в Грузии - 2500.
Согласно официальным правительственным источникам, уровень инвестиций в 2000
году (начало премьерства А.Маргаряна) составлял 192,3 млрд драмов (в среднем
1 доллар США = 560 драмов), а в 2003 - 385,9 млрд драмов. Доходность ГКО снизилась
с 24,3% в год (2000) до 13,4% (2003). Уровень экспорта вырос с 300,5 млрд драмов
в 2000 году до 678,1 млрд драмов в 2003 году. Уровень государственного долга
относительно ВВП снизился с 42,5% до 39,5% Кроме того, официальная статистика
утверждает, что в период премьерства А.Маргаряна снизился такой важный показатель
расслоения общества по доходам, как коэффициент Джини – с 0,570 (1999) до 0,449
(2002).
Все вышеупомянутые цифры (за исключением данных ЦРУ) представлены в интерпретации
официального Еревана, и мы им не очень доверяем, но число альтернативных источников
у нас ограничено и большинство из них ориентируется на косвенные экономические
показатели. Тем не менее, все эти цифры свидетельствуют о том, что, по крайней
мере в официальной версии, именно под руководством премьер- министра А.Маргаряна
в Армении был обеспечен стабильный экономический рост и улучшены основные социальные
показатели. Естественно, что к этим же цифрам апеллируют и сторонники президента
Р.Кочаряна.
Однако рассмотрим ситуацию не с точки зрения цифр, характеризующих успешную
деятельность правительства А.Маргаряна, а с точки зрения возможной процедуры
смены власти в Армении и тех печальных традиций, которые были созданы при проведении
выборов в последние годы. В этом свете ход и итоги последних выборов говорят
о том, что следующий президент Армении вряд ли сможет занять свое кресло без
поддержки Андраника Маргаряна. Именно руководимая им Республиканская партия
является одним из реальных столпов того самого административного ресурса, который
обеспечивает, в сегодняшних реалиях Армении, победу на выборах любого уровня.
Сам Андраник Маргарян занял достаточно интересную нишу на внутриполитическом
поле Армении: оставаясь одним из лидеров четырехсторонней коалиции, он, одновременно,
может рассматриваться и как потенциальный партнер парламентской/внепарламентской
оппозиции, в том числе и самой радикальной ее части. В плане возможных политических
потрясений позиция «гладиатора» Андраника Маргаряна и республиканцев в целом
выглядит куда более перспективной, чем, например, их партнеров по коалиции,
традиционной армянской партии АРФ- Дашнакцутюн.
Давид Петросян,
политический обозреватель агентства новостей
«Ноян тапан»
|