Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Армяне живут в Германии уже больше ста лет

24 апреля армяне, живущие во всем мире, отмечают День памяти жертв геноцида. Поводом к этой страшной резне, напомню, явились обвинения, выдвинутые руководством Османской империи в адрес живущих на ее территории армян, ассирийцев и понтийских греков в симпатиях к России.

В ходе проведенного в четыре этапа геноцида, с 1894-го по 1922 год, было уничтожено около двух миллионов армян. Жертвами военных кампаний османов, депортаций и голода пали также 750 тысяч ассирийцев и 350 тысяч греков. Чтобы нагляднее представить масштабы понесенных этими христианскими народами потерь, скажу, что согласно официальным источникам у ассирийцев погибло почти два человека из каждых трех тогда живших. Что же касается армян, то, кроме упомянутых двух миллионов, в 1920-21 годы уже советскими властями был репрессирован практически весь армянский офицерский корпус. Затем – интеллигенция. Из почти 600 тысяч армян, принявших участие во Второй мировой войне на стороне СССР, погибло около 300 тысяч. Для наглядности: в той же войне США и Великобритания соответственно потеряли – 291 557 и 357 116 человек.
В 1949 году новое горе – часть армян по причинам их мнимой неблагонадежности депортировали в Алтайский край, где многие из них погибли.
Затем наступает сравнительно краткий, продолжавшийся с 1954-го по 1988 год, «солнечный», как его теперь называют, период благополучия и стабильности. Прерывает его Спитакское землетрясение, унесшее жизни приблизительно 30 тысяч человек и разрушившее почти треть страны, включая города Гюмри и Ванадзор. Еще 10 тысяч человек гибнет в начавшейся вскоре карабахской войне. Все это сопровождается непрекращающейся эмиграцией, в ходе которой из страны выехало, согласно различным источникам, более миллиона человек….
Вот на такой ноте началась беседа члена Международного общества прав человека (МОПЧ) Александра ФИТЦА с послом Армении в Германии Карине КАЗИНЯН.
– Вами перечисленное, – сказала госпожа Казинян, – правда. И все же, невзирая на столь огромные территориальные, духовные, культурные, материальные и людские потери, Армения существует. А значит – нация не утратила мощного потенциала и воли к жизни.
– Я упомянул о значительной эмиграции армян. Поддерживаете ли вы связи с армянской общиной Германии?
– Начну с того, что община в Германии стала формироваться в конце XIX века, когда небольшие группы купцов и интеллектуалов обосновались в Берлине, Лейпциге, Гамбурге, Дрездене, Мюнхене. В 1895 году при Лейпцигском университете была создана первая организация армянского студенчества. А с 1896-го по 1899 год в Берлине, в частной консерватории Рихарда Шмидта, учился великий армянский композитор Комитас.
В первой половине XX века пополнение общины в основном происходило за счет беженцев, спасшихся от геноцида в Османской империи, а позже – укрывающихся от преследований, которым подвергались армяне в Турции, ставшей республикой. Кроме того, после окончания Второй мировой войны часть военнопленных из числа армян не захотела возвратиться в СССР.
Новые волны эмигрантов-армян прибыли в Германию после исламской революции в Иране и в результате гражданской войны в Ливане. Ну а последняя волна выкатилась на немецкий берег после развала СССР. Впрочем, тогда из кровоточащих очагов межнациональных конфликтов в бывшем Советском Союзе найти спасение в ФРГ пытались не только армяне…
Сегодня, по нашим приблизительным подсчетам, в ФРГ живет порядка 45 тысяч этнических армян. Бесспорное большинство их – лояльные и законопослушные граждане, глубоко интегрированные в немецкое общество. Но наряду с этим они также являются неким «живым мостом», связывающим два наших народа. Естественно, со многими из них мы поддерживаем дружеские и деловые отношения.
– Насколько мне известно, в Германии существует ряд общественных армянских организаций. Расскажите о них.
– Начну, пожалуй, с того, что центр Армянской Апостольской церкви в Германии расположен в Кельне. Но службы проходят практически во всех городах, где есть армянские общины.
Если же говорить об общественных организациях, то бесспорное большинство их входит в Центральный совет армян Германии. В их числе: Союз армян-предпринимателей (Кельн), Союз армян-медиков (Саарбрюккен), общество Абовяна (Бонн). Активно работают региональные армянские общества в Мюнхене, Штутгарте, Гамбурге, Берлине, Франкфурте-на-Майне. Важное место среди названных организаций занимает германский филиал Всеармянского фонда Айастан. Кроме того, в Германии действуют также ряд научно-исследовательских центров, среди которых я бы выделила мюнхенский Институт армянских проблем, Институт по изучению диаспоры и геноцида при Рурском университете в Бохуме, Армяноведческий центр при Университете Мартина Лютера в Галле-Виттенберге, Армянский центр информации и документации в Берлине и Центр изучения армянской архитектуры в Ахене.
Деятельность всех этих организаций направлена на развитие и сохранение культурных традиций и языка, объединение наших соотечественников, содействие в проведении выставок, концертов, а также оказание помощи в реализации различных проектов и программ непосредственно в Армении.
– Сейчас, насколько мне известно, наряду со студенческим обменом, появился, так называемый, обмен историками. Скажите, получили ли армянские ученые допуск к немецким архивам?
– Да. И это весьма важно. Ведь в Первую мировую войну Османская империя являлась союзницей Германии. Поэтому немецкие дипломаты, военные, журналисты, разведчики, сотрудники иных ведомств регулярно направляли в Берлин информацию о стране своего пребывания. В их отчетах, наряду с прочим, рассказывалось и о планомерном уничтожении армян на всей территории Османской империи.
Попутно отмечу, что сотрудничество армянских историков с их немецкими коллегами началось еще во времена существования ГДР. Так, доктор исторических наук, профессор Степан Степанян еще в 1975 году, после работы в архивах ГДР, опубликовал весьма интересное исследование «Армения в политике империалистической Германии». В 1995 году из-под его пера вышла следующая работа: «Геноцид армян и пособничество кайзеровской Германии». В том же году академик Вардгес Микаелян на основе изучения хранящихся в архиве МИДа ФРГ около тысячи документов времен кайзеровской Германии опубликовал книгу «Армянский вопрос и геноцид армян в Турции», а в 1997 году – «Немецкие дипломаты о самообороне армян». Интересные находки в военных и гражданских архивах сделали также наши историки Ашот Манучарян и Ашот Айрумян.
– В свою очередь, как сообщалось в прессе, Армения возвратила Германии ряд ценных рукописей, архивных документов, книг, вывезенных в СССР после окончания Второй мировой войны.
– Совершенно верно. В рамках состоявшегося в мае 1998 года официального визита министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна и в соответствии с указом, подписанным накануне президентом Армении Робертом Кочаряном, в Бонн спецавиарейсом было доставлено 575 наименований ценнейших документов. В том числе уникальные рукописи XI и XII веков, оригиналы нот великих композиторов Вагнера, Моцарта, Ромберга, Баха и т. п. Все эти и другие сокровища были вывезены из Германии в конце и после окончания войны советскими войсками в качестве военных трофеев. В подавляющем большинстве их сконцентрировали в Москве и Ленинграде, но некоторую часть для изучения и хранения передали в армянские музеи и библиотеки.
Следующая партия архивных документов и фолиантов (всего более 18 тысяч наименований) была доставлена в Бремен в августе 2000 года. По свидетельству немецких специалистов, подавляющее большинство этих документов было в прекрасном состоянии, что бесспорно является заслугой ученых и сотрудников фундаментальной библиотеки АН Армении, где они хранились и изучались.
Все эти ценности были возвращены их законным владельцам – библиотекам и музеям Гамбурга, Берлина, Лейпцига, Бремена, Магдебурга и Любека.
Руководство Армении получило благодарственные письма от тогдашнего президента ФРГ Романа Герцога и главного бургомистра Бремена Хеннига Шарфа. В своем письме г-н Шарф, в частности, отмечал, что среди возвращенных в город ценностей находился один исключительной важности в правовом смысле документ – подлинный указ 1646 года, возвещающий о присвоении Бремену статуса свободного самоуправляемого города...
Мы горды, что Армения с честью выполнила обязательства, исходящие из всеобщего международного права, по возвращению захваченных в результате военных действий культурных ценностей. Тем более что в мире есть достаточно стран, которым бы не мешало последовать примеру нашей страны.
– Скажите, кроме благодарственных писем, Германия как-то отблагодарила Армению?
– Да. Нам были подарены микрофильмы и фотокопии порядка 14 тысяч архивных документов 1895-1918 годов, имеющих непосредственное отношение к Армении и армянской истории. Кроме того, Гамбургский университет подарил спецоборудование и технику для их изучения. Таким образом, наши историки получили возможность изучать архивные документы, не выезжая из Армении.
Перед тем как направить нам все эти документы, с их содержанием, что естественно, ознакомились немецкие специалисты. Поэтому факт геноцида армян, имевший место в Османской Турции, для них и официального Берлина более, как я думаю, не вызывает сомнения. В то же время Бундестаг, невзирая на многочисленные обращения различных общественных организаций, отдельных парламентариев, деятелей науки, культуры, геноцида нашего народа не признал.
– Может быть, это связано с тем, что сегодня в Германии проживает значительная по численности и достаточно влиятельная турецкая община?
– Я не хочу гадать и не хочу говорить о двойных стандартах, ибо верю, что рано или поздно этот вопрос будет вынесен на рассмотрение Бундестага.
– Скажите, какое место отводится Германии в числе других экономических партнеров Армении?
– Как экономическая супердержава Германия, к сожалению, пока слабо представлена в Армении. Да, у нас действуют филиалы многих всемирно известных немецких фирм и концернов, но их удельный вес в общем объеме экономики республики невелик. Тому есть ряд причин, прежде всего блокада Армении, осуществляемая Азербайджаном и Турцией, несоответствие уровней развития экономики наших стран. Однако итоги состоявшегося в январе нынешнего года визита в ФРГ президента Армении Роберта Кочаряна, в ходе которого он встретился с руководителями страны и представителями крупного бизнеса, вселяют определенные надежды на расширение нашего торгово-экономического сотрудничества. Ну а министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер во время переговоров с министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном отметил, что «Армения является важным и надежным партнером Германии в регионе Южного Кавказа».
– Давайте теперь поговорим о вас. Сколько лет вы живете в Германии? Бывали ли здесь раньше? Кто ваши родители?
– 21 марта 2002 года я вручила верительные грамоты президенту ФРГ Йоханнесу Рау и официально приступила к исполнению своих обязанностей Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Армения в ФРГ.
Как ни покажется странным, но до этого в Германии я не была, хотя достаточно поездила по миру.
На формирование меня как человека большое влияние оказал мой отец – человек яркий, талантливый, прекрасный собеседник. Он был известным в Армении журналистом, в разные годы возглавлявшим ряд республиканских газет. В 1984 году отец умер. А вот мама до сих пор работает в Ереване врачом.
Выйдя замуж за профессионального дипломата Георгия Казиняна, какое-то время я жила в Москве. Затем вместе с супругом работала в советских посольствах в Мозамбике и Португалии. После обретения Арменией независимости муж был назначен заместителем министра иностранных дел нашей страны, а в 1994 году он стал первым послом Армении в Румынии. К сожалению, в 1997 году прямо за своим рабочим столом в возрасте 44 лет он скончался от обширного инфаркта. И тогда правительство решило доверить начатое мужем дело мне, т. е. стать послом в Румынии.
– У вас есть дети?
– Да – дочь и сын. Они уже взрослые, живут отдельно, оба специализируются в области международной экономики.
– Как вы относитесь к утверждению, что дипломатия – мужское дело?
– Однозначно с ним не согласна, тем более что сегодня говорить о чисто мужских и женских профессиях – неуместно. Если задаться целью, мы можем назвать имена не только женщин-послов, но и женщин-депутатов, президентов, премьер-министров и даже министров обороны.
В детстве, помню, я восторгалась образом Александры Коллонтай, но даже в самых смелых мечтах не могла представить, что когда-нибудь тоже стану послом и буду, как и она, представлять интересы своей родины.
– Какие качества вы более всего цените в мужчинах и в женщинах?
– Независимо от пола, в первую очередь ценю в человеке интеллект, ум, эрудицию, профессионализм, порядочность. Люди, обладающие этими качествами, не могут быть завистливыми, чопорными, заносчивыми, надменными.
– Если вы верующая, то какое место занимает в вашей жизни Церковь?
– Роль Церкви в истории армянского народа исключительна. В течение многих столетий, когда Армения была лишена собственной государственности, именно Церковь помогала сохранять нашу национальную самобытность, язык, культуру, традиции. Даже в годы советской власти авторитет Армянской Апостольской церкви и ее главы – Верховного Патриарха и Католикоса всех армян – был чрезвычайно высок и почитаем не только в народе, но и в структурах партийной и административной власти.
Напомню, что Армения провозгласила христианство своей государственной религией в далеком 301 году. Поэтому традиционно священниками у нас становились наиболее образованные люди. Им являлся и создатель армянского алфавита (405 г.) Месроп Маштоц. Средневековые армянские университеты – Гадзорский (XII век) и Татевский (XIV век) были основаны при монастырях. При монастырях же действовали школы переводчиков, в которых на армянский язык были переведены тысячи трудов по философии, истории, математике, географии, медицине греческих, ассирийских, арабских, персидских, византийских ученых. К слову, среди них есть и те, оригиналы которых утеряны, поэтому миру они стали известны благодаря армянским переводам. В их числе работы Филона Александрийского, Евсевия Кесарийского, Аристотеля…
Скончавшийся в июне 1999 года крупный богослов, ставший в 1995 году Католикосом всех армян Гарегин I, говорил, что для него вера – событие жизни, в которое одинаково вовлечены и сердце и ум. То же самое я могу сказать и о себе.

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении