Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Разрушится ли стена молчания?

1В марте в газете «New York Times» в разделе «Культура» была напечатана статья Белинды Купер «Турки разрушают стену молчания перед армянами», посвященная турецкому историку и социологу Танеру Акчаму.

«Мистер Акчам не похож на героя или на предателя, хотя его называли и так и этак. Небольшой, тихий человек, который тщательно выбирает слова, в настоящее время преподает в Университете штата Миннесота. Он пишет о событиях, которые произошли почти столетие назад в империи, которой больше не существует, а именно: о массовых убийствах армян в Османской империи во время Первой мировой войны. Но в мире, где история и реальность близко переплетены, где прошлое заражает сегодняшнюю политику, его работа, наряду с работами согласных с ним турецких ученых, нарушает основание турецкой политики. 50-летний Акчам - один из горстки ученых, которые с ним согласны, бросают вызов настойчивым декларациям их родины, что организованной резни армян не было; и он - первый турецкий специалист, который использует слово «геноцид», - пишет газета. По мнению автора статьи, данный подход является радикальным шагом, в то время как считается, что Турция угрожает окончательно заморозить отношения с некоторыми странами из-за именно этого слова- геноцид. В 2000-м году Анкара пустила в ход все рычаги, чтобы резолюция Конгресса США, называющая убийства 1915 года «геноцидом», не прошла, пригрозив сократить доступ к военным базам в стране. «Мы признаем, что это были трагические события, но это не было никаким геноцидом – решался вопрос безопасности Османской империи», - убежден Талуи Танк, юрист турецкого посольства в Вашингтоне.
Танер Акчам называет этот подход искажением действительности, которому нужно противостоять. «Мы должны иметь дело с историей, как немцы после войны, – сказал Фикрет Аданир, турецкий историк, который жил в Германии много лет. Это важно для развития демократии и здорового гражданского общества». Большинство ученых, живущих вне Турции, соглашается, что убийства начала 20-ого столетия подпадают под определение «геноцид», согласно Конвенции о геноциде 1948 года, как действия «с намерением разрушить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу». В течение Первой мировой войны правительство распадающейся Османской империи, боясь армянской националистической деятельности, организовывало массовые высылки армян из восточных вилайетов. Некоторые рассматривают этот факт как модель для холокоста: мужчин, женщин и детей посылали в пустыню умирать от голода, болезней и насилия, спасавшиеся в сараях и церквях были сожжены, замучены до смерти или утоплены. Число умерших называют в 1,5 миллиона, турки же говорят о нескольких сотнях тысяч.
В официальной турецкой истории армяне были жертвами гражданского конфликта, их обвинили в том, что они с помощью России хотели развалить Османскую империю. В любом случае, злодеяния были зарегистрированы в сообщениях прессы, доказательствах оставшихся в живых армян, отправленных в разные страны европейскими дипломатами, миссионерами и военными чиновниками. Со дня своего основания в 1923 году Турецкая Республика делает то, что турецкий историк Халил Берктей называет «занавесом тишины» вокруг истории.
Далее газета пишет о том, что Акчам в 1970-ых провел год в тюрьме по обвинению в «распространении коммунистической пропаганды». После этого он уехал в Германию и под влиянием немецких историков начал противостоять прошлому собственной страны. Исследуя материалы Первой мировой войны, воспоминания турецких лидеров, он начал работать с Ваагном Дадряном, выдающимся армянским историком по геноциду. «Их невероятная дружба стала темой снятого в 1997 году голландского фильма «Стена Тишины». Турки боятся признавать преступления прошлого, потому что признание в том, что основатели современной Турции, уважаемые сегодня как герои, на самом деле были преступниками, подвергает сомнению законность в стране». Танер Акчам убежден, что признание геноцида отвечает интересам Турции. Отражая известный постулат, что нации могут гарантировать демократическое будущее только через подтверждение прошлых заблуждений, надо открыть архивы и создавать комиссии для выяснения истины, считает турецкий историк. Он убежден, что сопротивление государства необходимому историческому диалогу «не является точкой зрения большинства в Турции. 61 % населения полагает, что настало время для общественного обсуждения того, что называется «обвинениями в геноциде».
Однако взгляды Акчама и согласных с ним ученых предаются анафеме националистическими силами, которые все еще имеют влияние в Турции. Угрозы националистической организации недавно предотвратили показ фильма «Арарат», снятого канадским режиссером армянского происхождения Атомом Эгояном. Академическое обсуждение вопроса, по мнению автора статьи в «New York Times», может превратиться в минное поле среди большой армянской диаспоры США и Европы.
Как их турецкие коллеги, младшее поколение армянских ученых в США и в других странах оказались перед интеллектуальным тупиком. В 2000 г. Рональд Григор Сюни, специалист по армянской истории, и Фатма Мьюга Госек, турецкий профессор социологии в Университете Мичигана, организовали конференцию по геноциду. Несмотря на небольшие разногласия между турецкими и армянскими участниками конференции, группа, которая собралась для изучения этого вопроса, продолжает встречаться и увеличивается. Танер Акчам на конференции по геноциду армян встретился с Грэгом Саркисяном, основателем Института Зоряна в Торонто, занимающегося армянской историей. Оба они описывают, как поставили две свечи в армянской церкви для убитых родственников Саркисяна и для Хаджи Халила, турка, который спас бабушку Саркисяна и ее детей. Акчам считает Халила «справедливым турком», символом возможности для более конструктивных отношений между двумя народами. Но как говорит Саркисян, Турция должна прежде всего признать историческую ответственность за содеянное. «Если они это сделают, то начнется целительный процесс, и потом армяне не будут говорить о геноциде, они будут говорить о Халиле Хаджи», - заключает Грэг Саркисян, а вместе с ним и автор статьи Белинда Купер.
Отметим, что Танер Акчам (Taner Akcam) родился в селении Ольчек близ Ардагана. Закончил факультет управления Средневосточного технического университета (Анкара). После 1973 г. был в числе основателей ряда левацких молодежных группировок. Будучи ответственным редактором выпускавшегося с 1975 г. журнала “Девримджи генчлик” (“Революционная молодежь”), был обвинен в пропаганде коммунистических и прокурдских идей и задержан в марте 1976 г. В 1977 г. был осужден на почти девятилетний срок лишения свободы. 12-го марта 1977 г. бежал из Центральной тюрьмы строгого режима (г. Анкара) и в октябре того же года, при попытке перехода в Германию, был арестован и помещен на три месяца в Мюнхенскую тюрьму. С 1978 г. живет в Германии и имеет статус политического беженца. В настоящее время работает в качестве исследователя в Гамбургском институте социальных исследований. Перу Акчама, наряду со множеством статей, опубликованных в различных журналах, принадлежит также книга “Остановите пытки! Права человека и марксизм” (издательство “Айрынты”, 1991 г.), в которой собраны результаты его первых исследований, проведенных в вышеупомянутом институте. Книга Акчама “Насилие и пытки в нашей политической культуре” была опубликована в мае 1992 г. издательством “Илетишим”. Книга «Турецкое национальное «Я» и армянский вопрос», посвященная геноциду армян в Османской империи 1915-1916 гг., вышла в 2000 году
И в продолжение темы, опять-таки в мартовском номере журнала National Geographic была опубликована статья Фрэнка Вивиано «Возрождающаяся Армения». Прежде чем перейти непосредственно к статье, отметим, что количество публикаций об Армении и армянском геноциде в мировой прессе заметно возросло. По этому поводу можно предположить несколько версий, но, по крайней мере, одна имеет большую степень правдоподобия, а именно: активизация Турции в желании быть принятой в Европейское Содружество. Как известно, членства в ЕС Турция добивается с 1983 года и пока безрезультатно. Одним из условий принятия является соблюдение прав человека, куда входит и признание факта геноцида армян в Османской Турции 1915-1916 гг. Но именно этот факт Турция не собирается признавать, и надежды на то, что она сделает это добровольно, нет.
За вступление Турции в ЕС высказывается всего 25% немцев, согласно опросу, проведенному газетой «Лейпцигер фольксцайтунг». В исследовании, которое проводилось на всей территории страны, где проживает более 2 миллионов турок, участвовали более тысячи респондентов, сообщает агентство Франс Пресс со ссылкой на газету. По словам председателя ЕС, министра ИД Ирландии Брайана Коуэна, Европейский Союз до конца года начнет с Турцией переговоры о вступлении в ЕС - если турецкие власти выполнят условия, касающиеся демократизации политической системы и соблюдения прав человека.
В свою очередь комиссар единого рынка Евросоюза Фриц Болкенштайн считает, что Турция не может быть принята в ЕС, а должна служить буфером, отгораживающим Европу от Сирии, Ирана и Ирака.
По мнению еврокомиссара, чрезмерно разросшаяся Европа станет «лишь немного большим, чем приукрашенный таможенный союз». Среди 20 комиссаров ЕС Болкенштайн придерживается наиболее скептической позиции в отношении вступления Турции в единую Европу. Его позицию разделяет также столь авторитетный политик, как Валери Жискар д’Эстен, заявивший в 2002 году о том, что членство Турции ознаменует конец ЕС.
Фрэнк Вивиано пишет: «В течение 3 000 лет армяне пережили завоевателей, бедствия и диаспору. Вызовы и историческая память поддерживают их, поскольку они восстанавливают свою родину. «Вы смотрите на большой армянский парадокс», - говорит Дживан Табибян. Мы стояли у окна второго этажа здания Министерства иностранных дел в Ереване, наблюдая бегущие облака над ледяной 5137-метровой короной Арарата. Мы с Табибяном, дипломатом, который представляет свою страну в четырех странах и двух международных организациях, говорили о политике, и вдруг он резко замолк, пристально глядя на Арарат. Невозможно не быть отвлеченным Араратом в Ереване. Несмотря на его огромную массу, большой пик, кажется, плавает в невесомости над городом и занят постоянным диалогом с Малым Араратом (3 896 м). Громадная снежная бровь Большого Арарата смотрит с негодованием и скорбью. Название горы происходит по имени бога бронзового века Ара, чей талисман- культ смерти и возрождения- отражал сезонные переходы Арарата от безжизненной зимы до плодородной весны. Небольшой Арарат, в отличие от Большого, отличается спокойным, рациональным идеализмом. Вулканический конус настолько совершенен, что кажется, что гора такой не должна быть. Вы не можете осмыслить два Арарата долгое время, не впадая в философское настроение, и армяне мыслят так, начиная с рождения цивилизации».
В диалоге с автором статьи Дживан Табибян утверждает, что его национальная идентичность неразрывно связана со священными местами в других странах, потому что армяне слишком много потеряли. Арарат вне современной Республики Армения, вне закрытых границ враждебной Турции.
«Парадокс воплощен в этой горе,- говорит Табибян, - и он является смыслом места, понятием, которое тождественно большинству национальных ценностей».
«Позже я повторил загадочные слова Табибяна Вардану Осканяну, министру иностранных дел Армении. «Каждое утро мы смотрим на это,- сказал он. - Это - только 25 миль (40 километров) от этого здания, и мы чувствуем, что мы можем почти коснуться этого. Но мы не можем пойти туда. Арарат - наша гордость и наша боль. Наша история. Неисполненные мечты, которые ведут нас вперед». Вивиан подчеркивает, что сегодняшнее турецкое правительство отказывается от использования слова «геноцид» при упоминании убийства более 1,5 млн армян в Османской империи в 1915 году.
Вместе с тем, как сообщает турецкое агентство «Анадолу» статья удостоилась острой критики со стороны проживающих в США туркок. В материале отмечается, что утверждения о десятках турецких дипломатов, якобы убитых «армянскими террористами» в период с 1970 года, просто надуманны, чтобы противопоставить это геноциду армян. Турция в статье упоминается в качестве враждебного государства. Председатель Ассамблеи американо-турецких ассоциаций Эркумен Килик направил письмо протеста редакции National Geographic, в котором отмечается, что публикация носит предубежденный характер и способна спровоцировать ненависть между двумя государствами.
Карине Тер-Саакян, Ереван

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении