Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

О памяти, о таланте

Нужно ли оспаривать выразительное и блестящее определение, данное в эпиграфе? Услышав это изречение из уст известного ученого, профессора Московского университета им. М. В. Ломоносова, академика Самвела Самвеловича Григоряна, я сразу же представила этапы целой жизни с ее тончайшими нюансами, тщательной проработанностью деталей и обрамляющей любовью творцов — родителей, раскрывающих в своем чаде грани природных способностей.

На каком витке происходит «сцепка» всех составных — ведомо только родителям, умело помогающим выстраивать эту жизнь. «Каждый ребенок изначально талантлив и одарен природой. Желание петь, танцевать, рисовать, слушать сказки и сочинять свои — было в каждом из нас», — из высказываний Марии Осиповны Кнебель — режиссера, педагога, знатока и пропагандиста учения Станиславского. Действительно, каждый из нас в детстве видел мир ярче и интереснее. Способность творчески воспринимать мир и себя в нем неотделима от человеческой сущности.
Очевидна неповторимая индивидуальность Сусанны Григорян, талантливой скрипачки, одарившей всех на своем сольном концерте теплой памятью о великом творце — Араме Ильиче Хачатуряне. Очевидно и то, что ее родители — Самвел Самвелович и Маринэ Ашотовна — распознали способности дочери с раннего возраста и выбрали для нее оптимальный путь развития, совершенствуя и поэтапно решая психологические и технические проблемы.
Посольство Республики Армения в Российской Федерации. Вот уже много лет существует славная традиция: двери уютных апартаментов некогда прославленного Лазаревского института открывают уважаемым гостям для проведения замечательных концертов, приуроченных к значимым датам.
В минувшем году во многих странах мира достойно отмечалось столетие выдающегося композитора ХХ столетия — Арама Хачатуряна. Президент Российского фонда культуры Н. С. Михалков как-то сказал, что есть имена, которые навсегда объединили культуры России и Армении, а наследие А. И. Хачатуряна навечно вошло в сокровищницу лучших достижений человечества.
Итак, «Скрипичный праздник в посольстве» — так озаглавил свою замечательную заметку о концерте Сусанны Григорян, приуроченном к юбилейной дате композитора, журналист Роберт Баблоян. Мне же, автору этих строк, хотелось бы расширить амплитуду повествования, выразив характерные штрихи портретов исполнителей с профессиональной точки зрения.
Сольный концерт Сусанны Григорян, приехавшей из Германии, где она живет и ведет активную творческую деятельность, привлек внимание многочисленных любителей музыки.
Атташе по культуре Посольства Республики Армения Егия Тигранович Мансурян своим приветственным словом придал вечеру торжественный тон. Атмосфера в зале была действительно праздничной. Ощущение гордости и сопричастности к музыке Арама Хачатуряна и произведениям блестящих патриархов армянской музыки Эдварда Мирзояна и Эдварда Багдасаряна охватило всех, перекликаясь с эмоциональным настроем исполнительницы и её партнера – пианистки Шушан Кочарян.
Уже первые звуки Сонаты–монолога Арама Хачатуряна для скрипки соло (посвященной Виктору Пикайзену) обозначили отношение Сусанны к исполняемому. Не нарушая выстроенности произведения, непрерывности его высказывания, Сусанна Григорян дала этому сочинению новое дыхание. Перед нами — серьезный музыкант с интересным, самобытным почерком и прекрасным чувством стиля.
Мелодический стиль следующего произведения, «Песни–поэмы» Арама Хачатуряна, написанного «в честь ашугов» (концертная транскрипция ашугского искусства), неповторим. Специфика ладового построения, без чего немыслим важнейший элемент национальной музыкальной речи, мастерски использована и раскрыта композиторами Э. Багдасаряном в «Рапсодии» и Э. Мирзояном в «Perpetuum mobile» («Вечное движение»). Все эти произведения были исполнены Сусанной Григорян свободно, с максимальной эмоциональной отдачей и технической легкостью.
Партнер Сусанны в ансамбле - замечательная пианистка Шушан Кочарян, аспирантка Ереванской консерватории, приехав из Еревана, выучила программу в кратчайший срок. Она успела «сродниться» в ансамбле с Сусанной Григорян, требовательным музыкантом, «вжиться» во все предстоящее, что чрезвычайно трудно, ибо для освоения любой программы требуется, прежде всего, время. Тем не менее, мы услышали четкость и понимание всего, что она делала. Чутко вторя скрипке, окрашивая звучание тембральным разнообразием, пианистка имитировала звуки народных инструментов — саза и кеманчи. Приятно подчеркнуть в ее игре и то, что мы называем профессиональным чутьем. Шушан раскрыла весь спектр единых музыкально-ансамблевых представлений, как ритмически-темповых, так и штриховых, звуковых.
Надо заметить, что выбранные темпы не мешали ансамблевой высказанности, и азарт спортивно-виртуозной игры (коим в наше время многие грешат) чужд Сусанне Григорян и Шушан Кочарян.
В программу концерта было включено первое опубликованное произведение молодого Арама Хачатуряна «Танец», посвященное замечательному скрипачу, основателю и первой скрипке знаменитого квартета им. Комитаса, профессору Московской консерватории Авету Карповичу Габриэляну (1899-1983). Порадовали ясность интерпретации, острота штриховой передачи орнаментики «Танца» с его колоритом и выстроенностью частей.
В финале концерта — поэтический «Ноктюрн» из сюиты Арама Хачатуряна к драме «Маскарад». «Трудно представить себе музыку, более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова», — писал один из лучших знатоков творчества М. Ю. Лермонтова Ираклий Андроников.
Как новый вальс!
В каком-то упоенье
кружилась я быстрей —
И чудное стремленье
меня и мысль мою
невольно мчало вдаль.
В заключительном аккорде программы прозвучали два популярных шедевра Арама Хачатуряна - «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Счастье» (либретто Г. Ованесяна, 1939 г.; позже - «Гаянэ», либретто К. Державина), которые мысленно перенесли нас к балету, озарив светом, радостью, красотой гармонической свежести и ритмической изобретательностью композитора.
Вечер был завершен песней великого Комитаса «Крунк» («Журавль»), исполненной на «бис». Сусанна Григорян с особым проникновением передала щемящую интонацию звучания «Крунка», неувядающего, незабываемого мотива этой воистину «Песни песней», как ее назвал современный классик армянской музыки, композитор Владилен Александрович Бальян.
Крунк! Из стран родных
Нет ли вестей?
Крунк! Свой покинул сад
я в родной стороне.
Крунк! Куда летишь?
Крик твой — слов сильней.
(Народная поэзия, перевод Валерия Брюсова)

Крик души и вечный ностальгический зов. Равнодушных не было. Зал стоя аплодировал. На глазах были слезы…
Сусанна Григорян — музыкант, обладающий культурой звука, и это помогает ей не допускать вычурности, перехлестов, шаблона в исполнении и достигать звукового разнообразия простыми выразительными средствами.
Весь набор скрипичных «секретов» прививается музыканту с детства. Прекрасная школа, давшая ей профессионализм, бережное отношение к техническим приемам исполнения — отточенность штриха, свободная «смычковая» рука, умение, как говорят, играть без нажима, — всё это сформировало артистический масштаб и, в какой-то степени, - музыкантскую судьбу Сусанны Григорян. Ее наставниками были талантливый педагог Гнесинской десятилетки Ирина Васильевна Светлова, а в Московской консерватории — блестящий педагог, профессор Майя Самойловна Глезарова. В течение двух десятилетий она являлась ассистентом-помощником корифея скрипичной школы профессора Юрия Исаевича Янкелевича, в классе которого выросла славная плеяда скрипачей - звезд мирового значения: А. Марков, В. Третьяков, В. Спиваков, И. Бочкова, Г. Жислин, Р. Агаронян, П. Коган и другие.
Сусанна Григорян сохраняет в своем творчестве лучшие традиции московской школы. Окончив с отличием в 1991 году Московскую консерваторию, она продолжала совершенствоваться у своего профессора и в аспирантуре (1991-1993). Все последующие годы — это стажировки в Академии Моцарта в Праге, в Кельнской консерватории; это ряд конкурсов, где завоевывались призовые места: приз Моцарта в Баден – Бадене (Германия), первая премия во Франции, третья — в Италии; это содружество с такими видными дирижерами, как Мстислав Ростропович, Зубин Мета, Дмитрий Китаенко, Лорис Чкнаворян и Леон Григорян (оба США), Валерий Гергиев.
Москва не раз встречала оркестр дирижера и пианиста Юстуса Франца «Филармония наций». С 1992 года по 2000 год Сусанна Григорян — концертмейстер группы скрипок этого оркестра.
Опыт концертмейстерства помогал ей в работе и с оркестрами Англии: Лондонским филармоническим, оркестром Королевской оперы «Ковент-Гарден», оркестром «Би-Би-Си».
В один из приездов в Москву Сусанна выступила солисткой с оркестром Юстуса Франца в Большом зале Московской консерватории с исполнением концерта № 5 Моцарта.
В артистической жизни Сусанны Григорян были совместные камерные выступления с выдающейся альтисткой Ким Кашкашьян (США). Выпущены компакт-диски с сольными записями двух концертов Моцарта для скрипки с оркестром № 3 и № 5.
Исполнительское искусство Сусанны Григорян постоянно совершенствуется, что подразумевает, прежде всего, не только следование лучшим образцам мирового скрипичного исполнительства, но и познание многообразия звучаний и особенностей различных инструментов ансамбля.
Хочется от души пожелать талантливым музыкантам — Сусанне Григорян и Шушан Кочарян блестящего продолжения их творческого пути и доброго здоровья.
И в заключение. Прими, дорогая Сусанна, шестистрочие поэтессы и театрального художника Татьяны Сельвинской, в котором я позволила себе изменить последние две строки, чтобы напомнить о словах твоего отца, приведенных в начале этой рецензии:
«Искусство — это ритм»,
— учил учитель впрок.
Мне было восемь лет,
а помню тот урок…
На скрипке ли играю,
рисую ль натюрморт —
Всегда со мною рядом,
звучит тех слов аккорд.
И ясны предо мною,
как символы судьбы,
Учителя Светловой —
прекрасные черты.

Нана Габриэлян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении