Превращение принцессыМои друзья вернулись из Швейцарии. Рассказов и впечатлений было много. Одно поразило их очень сильно. В художественном музее, поихсловам, нет реалистического искусства. Все больше разноцветные линии да геометрических фигуры.То, к чему так прикипело сердце бывшего советского человека-реализм, - они называют архаизмом. Или каким-нибудь другим словом.
Балет, на который почти всегда можно купить билет, тоже считают архаичным.
Странно...!/! странность эта заключается в том, что сытый швейцарец не видит
по-настоящему красивых картин, а наша совковая странность в том, что мы не ходим
на балет. Судить о том, что не знаешь, по меньшей мере наивно.
Сегодня хочу рассказать о ведущей балерине Днепропетровского Государственного
Академического театра Оперы и Балета Лие Мкрту-мян. Об этой маленькой и изящной
девушке, чье появление на сцене всегда вызывает шквал аплодисментов. Так было
несколько дней назад, когда она выступала в России, так было в Израиле и Италии,
так бывает всегда, когда она танцует свои партии.
Рассказывать о музыке бессмысленно. Ее надо чувствовать. Как запах любимой женщины.
Рассказывать о танцах Лии Мкртумян труднее вдвойне, потому что музыка живет
в ней самой, в каждом ее движении, в изгибе рук, в мимике лица и легких полетах
над дощатой сценой. Я увидел ее впервые в «Спартаке», этом потрясающем произведении
Арама Хачатуряна. Лия танцевала Эги-ну, жену Красса. Это была чуткая и нежная
душа. В каждом ее повороте головы, мягком движении ощущалась покорность и преданность.
Она была наполнена любви и тишины. Однако кактолько на жизнь ее мужа стала надвигаться
опасность, она переменилась. В Эгине вспыхнул огонь, она стала жесткой и коварной,
мужественной и сильной. Метаморфоза, которая произошла на глазах у переполненного
зала, произвела удивительное впечатление. И если бы Лие было... Но ей всего-то
двадцать лет. Но откуда в ней это невероятное перевоплощение? Откуда такое философское
понятие образа жены и любви? Я теряюсь в догадках. Ведь можно прожить долгие
годы и не осилить азбуки этой науки, а тут...На вопрос о двойственности натуры
она отвечает с улыбкой:
— По гороскопу я Весы, поэтому иногда западаю то в одну, то в другую сторону.
Но в общем я человек уравновешенный. А Эгину люблю за силу ее характера. В темном
зале театра я смотрю «Спартак». Балет о любви и борьбе. И вдруг ловлю себя на
мысли о том, что этой малышке ведь многое уже удалось увидать. К сожалению.
Когда ее семья в один момент вдруг превратилась из бакинцев в беженцев. Исчертив
железнодорожными параллелями страну, они наконец-то обрели жилье и тишину в
Днепропетровске. Как давно это было... Как отчетливо помнится... Десять лет
назад мама увидела крошечную заметку в газете о том, что в театре объявляют
конкурс для зачисления в экспериментальный класс. Лия боялась и плакала. И Каринэ
долго пришлось убеждать и уговаривать дочь. Конкурс был большим. Лия это почувствовала
сразу. И всю ответственность приняла сразу, по - взрослому, несмотря на свои
десять «с хвостиком» лет. Сегодня главный балетмейстер театра, заслуженный деятель
искусств Украины Александр Соколов глубоко убежден в том, что всему, чего добилась
Лия Мкртумян, она обязана своему трудолюбию. А добилась она многого,став ведущей
балериной одного из крупнейших на Украине театров.«Еще будучи ученицей, зарекомендовала
себя, как человек богато одаренный, трудолюбивый и чрезвычайно ответственный.
Она много и результативно танцует в спектаклях действующего репертуара: сначала
в кордебалете, затем в партиях корифеев (па-де-труа и маленького лебедя в «Лебедином
озере», крестьянское па-де-де в «Жизели» и др.)Тогда же учащаяся школы успешно
дебютирует в ведущей роли Шахерезады в балете «Тысяча и одна ночь», ставшей
визитной карточкой балерины.Поразительная творческая целеустремленность позволила
ей в короткое время освоить не только технически сложные балетные партии, но
и вершинные создания классического наследия. Сегодня Мкртумян самая многоопытная
и репертуарная артистка нового поколения. В послужном списке ее ролей: Лиза
в «Спящей красавице», Эгина в «Спартаке», принцесса Флорина в «Спящей красавице»,
Китри в «Дон Кихоте» и Жизель в одноименном спектакле.С полным основанием Мкртумян
занимает ныне «красную строчку» в программках балетных спектаклей театра.
Как никто другой из молодых, эта артистка многолика и незаменима. Кажется, нет
спектакля, где бы она не танцевала. Часто выручая, заменяя, спасая, не теряя
при этом неспешной женственной грации, органики присущего ей обаяния.
Особое значение приобретают эти свойства личности Лии Мкртумян в гастрольных
поездках за рубежом, где ее сценические работы неизменно вызывают зрительскую
симпатию и пользуются заслуженным успехом.Сегодня, когда сложную армянскую фамилию
знатоки и ценители балетазнаютхорошо,когда вместе с аплодисментами и букетами
цветов, что дарят ей благодарные зрители, она не забывает говорить волшебное
слово спасибо всем тем, кто научил ее танцевать: Вячеславу Волкову, Элеоноре
Эллинской, Александру Соколову и многим другим корифеям украинского балета -
ее учителям.Мир театра двойственен. Как образ Эгины. Оркестровая яма - пропасть
между сказкой и жизнью, между вчера и сегодня. Когда уставшая, но счастливая
балерина подходит к рампе, чтобы сделать реверанс в адрес вставшей публики -
это и продолжение роли, и чистосердечное спасибо за цветы, аплодисменты и просто
за то, что пришли.А потом падает занавес. Зрители устремляются в гардероб, а
актеры - в гримерные. Очень скоро и те, и другие станут пассажирами или просто
прохожими одного большого города. Они разъедутся по домам. С хорошим настроением.
И добрым будет их вечер.Балет - архаизм? А когда вы там были последний раз?
Вы улыбнулись? Мне этого достаточно. Хотя, может быть, вы и не виноваты, ведь
Лия Мкртумян живет в Днепропетровске.
Сергей Аллахвердян, Днепропетровск
|