Живописное «А»На горизонте культурной жизни столицы России обозначилось и стало явью еще одно славное событие - открытие новой художественной галереи. Название ее многозначно -Галерея «А». А - первая буква и латинского и русского алфавитов, она сродни древнегреческой Альфе и древнееврейскому Алефу, армянской Аи. Все эти первые буквы словесности мистически символизируют первоимпульс, или, проще говоря, волю, идущую от Бога, и мужское начало. Тот же звук — в прозвании Армении - «Айастан», в котором тоже слышим голос «ведущей гласной»... Галерея «А» — первая и единственная открытая в Москве галерея армянского искусства. И не только армянского. На первой же экспозиции представлены наряду с армянскими произведения российских художников... В этом смысле предшественником галереи можно считать московскую коллекцию профессора А.Я.Абрамяна, которую он подарил Армении и которая составила Музей русского искусства в Ереване.
Но вспоминается также и предложение искусствоведа Генриха Егитяна, основателя Галереи современного искусства в Армении, сделанное им в 80-ых годах, еще в советское время, — он предложил создать в Москве галерею современной живописи, как он уже это сделал в Ереване. Его предложение осталось гласом вопиющего в пустыне... Звучало оно тогда скорее как бравада - ведь то было время все усредняющего «принудительного» социалистического реализма, и намерение Егитяна уже после падения советского строя осуществил Зураб Церетели...
Галерея «А» нашла себе приют в Москве близ Суворовской площади,
в последнем на подходе к ней доме по Селезневской улице. Это № 54. Напротив
нее трагические останки сгоревшего старинного особняка. Вывеска скромная, ее
можно и не заметить, проходя мимо. Зато внутри европейски отделанный зал с баром
и вытянутым в длину выставочным пространством, заполненным по стенам произведениями,
или, как говорил известный московский культуролог, полуармянин И. Дудинский,
«изделиями» мастеров прошлого и настоящего...
Своим появлением галерея обязана своему основателю — Самвелу Григорьевичу
Казаряну, генеральному директору строител ьной фирмы «ЮНИС-ТРОЙ», человеку безусловно
обаятельному, обладающему немалыми организаторскими способностями и хорошим
вкусом. С.Г.Казарян строил в свое время в Ереване музей С.Параджанова, на его
счету немало самых разных осуществленных строительных проектов и в Армении и
в России... Он же финансировал в 2001 году выпуск книги Владимира Ступишина
«Моя миссия в Армению 1 992-1 994. Воспоминания первого посла России», осуществ-ленный
издательством
«ACADEMIA»
Основательность экспозиции сразу и определенно придаюттри работы
МартиросаСарьяна. Ведущим среди них представляется портрет Н.Б.Никогосяна, известного
скульптора, ныне академика, присутствовавшего при открытии первой экспозиции...Создан
портрет в 1 962 году, подписан он по-армянски и латинскими буквами - «M.Sarian».
Основной акцент-лицо, точнее живописные брови, сдвинутые, густые, в целом создается
ощущение волевого, активного и вместе с тем спокойного мужского облика. Так
что декларированному нами принципу на-звания галереи портрет вполне соответствует...
Вторая работа-характерный сарьяновский пейзаж - горы,равнина. Он чисто цветовой,
даже более условный, чем обычно характерно классику. И третья -совсем небольшой
«Зимний вечер» (1952). Изображена заснеженная дача, над ней изящнейший всплеск
черных безлистых ветвей. Вот где сарьяновская изящная резкость!..
Близ этих «трех Сарьянов» — бронзовая голова их авто-ра-классика,
исполненная тем же академиком Н.Никогося-ном,которого Сарь-ян портретировал...
Скульптурных работ Никогосяна на выставке представлено немало. Изваянная им
женская фигура, очень плавная по очертаниям, пластичная, еще в фойе открывает
экспозицию галереи, как крылатая Ника Самофракийская с лестницы «открывает»
Лувр...
Самое старинное из изображений- романтические «Скалы», напоминающие отдаленно
пейзажи Каспара Давида Фридриха, принадлежащие кисти Г.Башинд-жахяна. Этот холст
представлен в ретрочасти вернисажа, относится к 1 897 году, он, как и еще ряд
иных работ, — из коллекции бизнесмена Самвела Оганесяна.
К выдающимся относим «Портрет молодой женщины» А.Бажбе-ука-Меликяна,
в нем передана восточная, очень женственная красота, и два графических листа
Гар-зу. Этого французского художника армянского происхождения мы помним по Музею
современной живописи в Ереване. Говорят, в последние годы он и его друг-художник
Жансем, тоже французский армянин, подарили Армении большое собрание своих работ,
и привез их в Ереван Гарзу. Литографии Гарзу очень запоминаются: на разном,
в данном случае-оранжевом и синем фоне - игловое, стрельчатое, линиями заполненное
пространство, условный городской пейзаж, в него органично вписан сказочно-театральный,
будто сошедший с эскиза к сцене спектакля,женский лик...
Вместе с Гарзу, тут же, в центральной части экспозиции - легендарный Минас Аветисян.
Совсем другая, хоть и тоже графическая, по фону сходная оранжевым цветом работа,
она родом из 1974 года. На ней - задумавшаяся дева, подперла щеку рукой. В поле
фона — полукруглая арка какого-то старинного строения... Сверху к деве спускаются
ветви плакучей ивы, которых было тогда немало в Ереване. Называется «Мечта»...
Рудольф Ха-чатрян, также бывший на открытии, несмотря на то что, как он сказал,
«никогда не работает с галереями», — представил графический большой лист 1 992
года,на котором в причудливом, вполне тотеми-ческом ритме -причудливый мироксложновп-летенных
друг в друга фигурок. Этакий условный и весьма путаный на первый взгляд муравейник,
белый на черном фоне. Р. Хачатрян прославился в 70-80-ые годы прежде всего как
тонкий рисовальщик, писавший в духе Возрождения. Очень известен был его «Портрет
сына»,исполненный в те годы... Но от впечатлений о ранних работах на представленной
графике видна лишь характерная подпись художника,напоминающая старинную угловатую
печать, пентакль с перстня.
Из потомков великиххудожников «династически» представлены акварели
Анны Сарьян, правнучки Мартироса, рожденной в 1969 году в Москве. Она акварелистка
тонкая, с интенсивным настроением. Умеет и любит, как видно, но-настоящему хорошо
передавать облачное небо. Не хуже у нее прочувствован и простор земли русской,
ведь родилась она, как мы сказали, в России... Как и пращур, она - профессионал,работала
несколько лет художником в Имперском русском балете, образование получила нахудожествен-но-графическом
факультете МПГИ. К то и же «династической» колее вполне относимы не менее профессиональные,
но иные - белое на сером — работы Лавинии Бажбеук-Меликян.
Нельзя не отметить холсты Хачатура Арутюняна, принявшего участие
в основании галереи и теперь занимающего в ней и творческое и «командно-административное»
положение. Задолго до тогоХачик выставлял в Москве свои лиричные, изобретательные
по мазку живописные и графические работы. Очень привлекает его «Падший ангел»,
где -максимальная трагичность поверженного образа: черные крылья распластаны
по земле, ужас в одноглазом взгляде и поднятые в отчаянии к небу - руки? птичьи
лапы? - в этой неопределенности тоже боль падения. Рисунок Оганеса Арутюняна,
братаХачика,исполненный в Риме, судя по надписи на нем,относится к опытам классических
реминисценций. Одна из его работ висит в здании Парламента в Париже..
Из российских участников первого вернисажа Галереи «А» отметим
художника и известного книжного иллюстратора, создав-
шего массу работ для изданий детской книги. Это В.В.Перцов, двоюродный брат
князя А.К.Голицына, много лет бывшего главой Союза потомков российского дворянства.
Давний друг Армении, он представил две миниатюры - «Дзора-гюх» и «Лучи заката»
(1981)
Отметим также Степана Химочку, выдающегося мастера цвета, представителя
поколения, начинавшего в 1960-х годах. С.Хи-мочка - продолжатель традиций южнорусской
школы. Начинал он в Бессарабии, работал в Одессе, он - автор декора одной из
станций метро в Киеве. Предки его расписывали церкви.А живет он в подмосковных
Химках, созвучных своим названием его украинской казачьей фамилии.
Корабль галереи пущен в плавание... Сколь долгим оно будет, покажет время. Но
намерения у галереи и ее создателей исключительно серьезные, как и состав художественного
совета, куда входят многие достойные люди, как , например, Р.Бабло-ян, глава
Московского Армянского клуба, и многие другие маститые и известные представители,деятели
искусств. Так что ожидаются и многообразные события, и вернисажи... Да будет
светел и безоблачен избранный путь... Ведь галерея - нетолько место, где показывают
новые и старинные произведения изящных искусств, но и своего рода клуб интеллигентных
людей, близких по интересам, неравнодушных кживым проявлениям человеческого
духа и кдрев-ней стране, откуда этот дух явился в заснеженные и суровые московские
просторы... В первом цветном буклете Галереи «А» крупно, какдевиз, набраны слова
классикаамериканской л итературы Теодора Драй -зера: «Искусство - могучее средство
исправления людского несовершенства».
Станислав Айдинян, директор культурных программ «Спейс»
|