Армяне в АстраханиВеликая Россия... Была.Была Россия велика всегда: делами, долами, думами, дорогами. .. Была, есть и будет. Велика ее река Волга, но не всегда ее так звали. Ра — вот ее древнее название, имя главного бога египтян — бога Солнца.
Интересны великими событиями большие и малые города, приютившиеся
на ее берегах с севера до... дельты Волги, напоминающей раскрытую ладонь, по
пальцам-притокам заполняющей своей водой гигантское озеро, называемое морем.
Каспийским.
И вот где-то между этими «пальцами» раскинулся российский город с нерусским
названием — Астрахань, которой в этом году исполнилось 445 лет. О ней-то и пойдет
наша речь.
В «Журнале о людях и их успехах», подаренном мне крепко сбитым и добродушным
астра-ханцем Петром Ярошинским, я прочел, что Астраханская область — евразийский
континент, впитавший культуру многочисленных национальностей. Здесь всем миром
празднуют пасху и байрам, масленицу и сабантуй.
А на обложке комплекта открыток «Астрахань» (выпущенного 12 лет назад) сказано,
что в этом почти полумиллионном городе переплелись исторические судьбы, дела
и творения русских, татар, казахов и ногайцев, калмыков и других народов Кавказа.
Одним из этих неназванных «других народов Кавказа» являются армяне, количество
проживающих в области, как говорят власти, приближается к 10 тысячам.
ВЧЕРА
Первые армянские «гостиные люди» (так раньше называли купцов)появились
в Астрахани в 1619 году в царствование первого из Романовых — Михаила Федоровича.
И, пользуясь благорасположением и покровительством властей,значительно приумножают
свой капитал и свое влияние. Позже купцы получают право ввозить товары с Востока,
причем русское правительство обязывалось снабжать армянские караваны (Джульфин-скую
торговую компанию армян) «для безопасности от разбоев стругами и провожатыми
людьми из Астрахани до Москвы». В начале XVIII века армяне просят дозволения
вместо деревянной церкви выстроить каменную. В 1774 году местные власти получают
разрешение принимать армян в российское подданство. До 1840 года в городе существовал
Армянский суд. Ас 1815 года стала издаваться газета «Восточные ведомости» на
армянском языке. Несколькими годами раньше, в 1810 году, состоялось торжественное
открытие народного училища для армян на сред-
ства братьев Агабабовых.
В 1918 году в реорганизованном Агабабовском училище, объединенном с епархиальным,
стали преподавать армянский язык, литературу, армянскую историю и закон божий.
После турецкого геноцида 1915—1917 гг. в Астрахани скопилось большое количество
беженцев-армян и возникла необходимость их размещения и создания нормальных
условий жизни. В октябре! 918 года сюда приезжает известный поэт Ваан Те-рьян,
исполнявший тогда обязанности заместителя наркома по армянским делам. Он посылает
телеграмму на имя Председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета
Свердлова с жалобой на местные власти, реквизировавшие здание бывшей армянской
семинарии, где размещались все армянские школы и интернаты для сирот. «...Прошу
Вашего телеграфного распоряжения освобождения здания армянских школ от реквизиции...
Ваан Терьян».
Сигнал был услышан, но, как говорится, воз и поныне там.
Еще «вчера» в Астрахани армяне имели:
1. Собор во имя святых апостолов Петра и Павла;
2. Церковь св.великомученицы Екатерины;
3. Кафедральный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы;
4. Церковь св. Георгия;
5. Церковь Святого Воскресения на армянском кладбище.
Все это было.
Все это более никогда не будет.
Но что-то будет... И уже есть.
А «вчера» (в 1996 году) было еще «Возрождение» — печатный Вестник астраханской
армянской общины.
СЕГОДНЯ
Итак, сегодняшняя жизнь армян Астрахани — есть продолжение вчерашней,
когда 15 мая
1991 года было создано Астраханское областное общество армянской культуры «Арев».
Одним из инициаторов его создания был Сантро Зурнаджян — доктор медицинских
наук, профессор, зав. кафедрой оперативной хирургии и топонимической анатомии
местного медицинского университета
Сегодня функционирует также Астраханское региональное отделение
Союза армян России, которое возглавляет Левой Ха-чатрян. Его заместитель — доктор
медицинских наук, профессор Артем Амбарцумович Абрамов.
Сегодня во дворе армянской общины стоит новая красивая армянская церковь Св.
Рипсимэ (архитектор Генрих Марутов, ас-траханец), в которой ведет службу Ваче
Айрапетян.
Сегодня в этом же дворе работает армянская воскресная школа, где учительствуют
Рузан-на, Ася, а армянский язык преподает Астхик Петросян. Сегодня в городе
существует армянский танцевальный коллектив «Аревик».
Горожане хорошо помнят и чтят имена армян, внесших заметную лепту в жизнь города.
Это Михаил Тариелович Лорис-Меликов, бывший некогда мэром Астрахани, а позже
ставший министром внутренних дел России. Это и Аламдаров Никита Герасимович,
бывший ректор медицинского института. Астра-ханцы увековечили имена некоторых
наших соотечественников и в названиях улиц и площадей: Айвазовского, Шаумяна,
Ахша-румова, Чалобяна, Франгулова (бывшего члена старой Государственной думы)
и других.
Сегодня имена армян, а точнее их художественные произведения, можно увидеть
и в прекрасной, богатой шедеврами русского изобразительного искусства Астраханской
областной картинной галерее. Это И. Айвазовский («Море», 1817 г.), М. Сарьян
(«Овощи», 1911 г.),
Ж. Ихмальян («Мальчик-пастушок», 1972 г.), 3. Аршакуни («Птицы», 1975 г.), Р.
Элибекян («Три актрисы», 1981 г.).
Еще одну фамилию хочется назвать, связанную с этим городом, да чуточку и с нашим
народом — это Хлебников Ве-лимир, музей чьего имени бережно хранит многое, что
связано с жизнью и творчеством этого гениального поэта, его талантливой супруги
Веры Хлебниковой —живописца начала XX века и двух Митуричей — Петра и его сына
Майя Хлеб-никова-Митурича — нашего современника, народного художника СССР. (Директор
Дома-музея — А. Мамаев).
Есть в этом Доме-музее и одна такая толстая книга в черном переплете — «Творения»
(Москва, «Советский писатель», 1986 г.). И в этой книге на 641-й странице есть
такая строчка: «...В моих жилах есть армянская кровь (Алабовы) и кровь запорожцев
(Вербицкие)... ВелимирХлебников. Автобиографическая заметка. 1914г.)».
Кому не приятно это прочесть?
ЗАВТРА
Завтра будет продолжение сегодняшнего дня.
Завтра, наверное, часть армян с благодарностью покинут этот гостеприимный край
и вернутся в родные дома, а часть армян продолжат достойно жить и работать плечом
к плечу с другими народами Астрахани на благо своего города и своей семьи.
И все мы — о ком здесь написано и кем подписано — будем надеяться, что завтра
всем нам будет немного лучше, чем сегодня и вчера.
Роберт Баблоян (Москва), Артем Абрамов (Астрахань)
|