В Петербурге открыт памятник великому персидскому поэту9 июня сего года в Санкт-Петербурге, на Каменноостровс-ком проспекте был торжественно открыт памятник великому персидскому поэту XII века Низами. Низами жил и творил в основном в северной части Нагорного Карабаха, в древнем карабахском городе Гандзак, или Гянджа, как его называли в Персии.
В знаменитой Малой энциклопедии Брокгауза и Эфрона сказано: «Низами - один
из семи знаменитых персидских поэтов». Виднейший представитель ирано-таджикской
поэзии, курд по национальности Низами из Гандзака был большим знатоком арабского
языка, но писал исключительно на персидском. Стихотворная форма традиционная
- рубай, касыды, газели, мисра, двустишия-бейты».
Живя в Армении, в провинции Арцах, великий персидский поэт, естественно, отобразил
в своем творчестве и армянские типажи, характерные черты армянской жизни. Поэтический
образ армянки Ширин, имевший широкое хождение в поэзии стран Среднего Востока,
характерен и для творчества Низами. Впрочем, великий поэт упоминал об армянах
достаточно часто. И всегда с особой любовью воспевая персидско-армянскую дружбу.
К сожалению, в период советского тоталитаризма были предприняты активные попытки
«изъять» великого поэта из ирано-таджикского культурного ареала. В этих целях
в середине 1940-х годов бессмертные творения Низами были срочно переведены на
один из диалектов турецкого языка, на котором говорила часть населения советского
Кавказа, а затем сам поэт был торжественно объявлен принадлежащим культурному
наследию этого самого населения. Соответственным образом были внесены коррективы
в издававшиеся в СССР энциклопедии и словари. Но заменить, к примеру, в томике
произведений Низами в Библиотеке Всемирной литературы, издававшейся в СССР,
фразу «переводе фарси» не хватило наглости даже у самых отъявленных фальсификаторов.
Впрочем, фальсификации коснулись практически лишь территории бывшего Советского
Союза, где население и «новая интеллигенция» были одурманены пропагандой, а
вся богатейшая культура кавказско-иранской ойкумены подменена вытащенным из
пронафталиненногоархива охранки понятием «лицо кавказской национальности». Во
всем мире специалистам и просто интеллигентным людям известно, что Низами из
Гандзака является великим персидским поэтом.
Несомненно, открытие памятника Низами в северной столице великой России (в Москве
памятник Низами уже есть) явилось важным событием в культурной жизни не только
России и Ирана, но и всего просвещенного мира. Примечательно, что в открытии
памятника наряду с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным участвовал
и лидер одной из экс-советских республик - бывшей Азербайджанской ССР Гейдар
Алиев. Напомним, что эта ныне не существующая уже советская республика, созданная
из бывших армянских и ряда иных провинций Персидской империи, была провозглашена
сначала турецко-германскими оккупантами
Закавказья, а затем и большевиками, которые в целях последующей подлой коммунистической
экспансии в направлении Ирана присвоили этому новоявленному квазигосударственному
образованию название соседней провинции Персии - Азербайджан.
Думается, дань уважения великому персидскому поэту со стороны экс-коммунистического
и нынешнего руководителя бывшей советской мусульманской республики г-на Алиева
свидетельствует о том непререкаемом авторитете, какой имеет великая персидская
культура не только у древних культур таких известных с глубокой древности стран,
как Армения и Грузия, но и у молодых, еще не оперившихся «культур-мультур» некоторых
бывших окраинных персидских провинций.
Аль-Амаль ибн-Хамас ТАРЗАН-ЗАДЕ, исконный персиянин
|