Белые камни невозможных надежд...В Москве в Доме дружбы прошел вечер двух поэтов. Вечер в определенной степени международный, так как Армению на нем представляла известный поэт Седа Вермишева, Россию - Галина Климова..
На снимке слева направо: Галина Климова, Левой Осипян и Седа Вермишева
Седа Вермишева - общественный деятель, отличающийся бескомпромиссной гражданской
позицией, высокой нотой гражданского звучания многих своих статей и, конечно,
поэзии. На вечере читались не только лирические стихотворения,но и те, где поэт
выступает против дезинтеграции. Негоже жить, ничего не замечая... как образно
сказано Вермишевой, «скворчонком сонным»...И страну она уподобляет быку, отведенному
на заклание... Причем ее стихотворения касаются и России, и Армении... Боль
у стран сходная. И не всегда различишь - и автор не ставил этой задачи, о какой
стране речь, напротив, сила как раз в обобщении... Некоторые строки С.Вермишевой
сразу запоминаются, например, «Мы тонем в омуте свободы...» С.Вермишева пишет
по-русски, но мотивы ее стихотворений глубинно армянские, национальные по духу,
строки цитирую по памяти: «На небе изначальном, / Орнаментом наскальным», где
как не в Армении так чувствуется эта надгорная синь изначальное™, библейская,
суровая, как льды Арарата...
В ее лирике промельк высоких тем. «Я - эхо Бога и пред Богом страх», — говорит
поэт, и в ее устах это звучит отзвуком из Нарекаци... Да, ее поэзия коло-кольно-трагична,
но это не надрывный трагизм, нет, а трагизм как бы на подъеме... Может быть,
за счет стремительности и жизни, и ее трагедий, даже самых жестоких... Остается
надежда... наверное, на «теплые руки Творца»... У нее есть строка: «Белые камни
невозможных надежд» — так мог бы быть назван один из лейтмотивов ее творчества...
С.К.Вермишева утверждает свою свободу - просит «руками не трогать то, что сердцем
зовут». А иной раз она прямо пишет от лица Армении, отождествляя со страною
свое лирическое Я. Эта лирическая смелость и заостренность, думается, как раз
те черты, которые идут от цельности натуры поэта. Как бы жизнь ни прижимала
обыденностью, не-обходимостями, все равно ею было принято решение вновь после
некоторого периода молчания взяться за перо и направить его вновь по поэтической
колее. Издателем С. Вермишевой, совершенно добровольно и как-то естественно,
стал Левой Осепян, писатель, поэт, секретарь Союза российских писателей, он
- главный редактор и основатель двух журналов - «Меценат и мир» и «Армянский
переулок». Л.Осепян издал книгу С.Вермишевой «Щербатая клинопись», и не только
ее... Он же вел вечер в Доме дружбы.
Иная, но по-своему очень лиричная, женственная и по-другому цельная поэзия
Галины Климовой, главы салона «Московская муза», также автора поэтических книг,
обладающего обаянием и талантом создания поэзии хорошего вкуса, несмотря на
простоту, совсем не салонную, избранных тем. Г.Климову отличают искренность,
тонкость многих созданных ею стихотворений. Чудесно ее стихотворение о сирени.
Климова может создавать прихотливо-причудливые по звучанию образы, такие, как,
например, «летальные бабочки»... «Но солнечных часов не кончился завод» — как
видим, поэту свойственна чисто поэтичная парадоксальность, и где она ярче, острее,
там более явственна победа ее, той, кто, по ее же словам, «припадает к плечу
грядущего»... Стараниями Г.Климовой женщины-писательницы осуществили поэтическое
турне по Болгарии, и тематический коллективный сборник «Райский сад» тоже создан
благодаря умелой и чуткой руке вдохновительницы этого международного проекта.Вечер
прошел с полным успехом с закономерными цветами и частыми аплодисментами под
сводами кругло-восьмиугольного зала с весьма «возвратной», своеобразной акустикой...
Станислав Айдинян
|