Долгий путь в Канаду.Сегодня в Канаде проживает порядка 50 тысяч армян. Большинство из них в Монреале и Торонто, порядка 10 тысяч - в Ванкувере, Калгари, Едмонтоне, Кембридже, Китченере, Ватерлоо и Оттаве. В этих городах руками переселенцев основано шестнадцать церквей, семь дневных школ, четырнадцать культурных центров, которые сохраняют и продолжают древние традиции армянского народа.
Провинция Онтарио.
Знаменитая башня CN TOWER
До сих пор остается загадкой, когда в Канаде появились первые переселенцы из
Армении. Согласно письменным источникам в 1880-х годах в маленькой деревне Порт
-Хоп провинции Онтарио поселился армянин Гарабед Нергарарян. Вообще число армян,
переезжающих в Канаду в течение XIX века, было ничтожно малым. Очень немногие
приезжали сюда из России и Османской империи, еще меньше из Америки. Через
канадскую границу армяне чаще мигрировали в Соединенные штаты в надежде избежать
обязательного медицинского осмотра. По официальным данным в 1899-1917 годы более
полутора тысяч человек таким образом реализовали свою светлую мечту об Америке.
Те, кто переезжал в Канаду из Османской империи зачастую совершали это
путешествие под воздействием миссионерских рассказов. В их числе были
протестанты Пол Каурян и Арменаг Айгазян. Пол Каурян, мигрировавший в Онтарио из
Константинополя в конце 19 века, был первым, кто в административном центре
провинции - Торонто, открыл торговую лавку с восточными коврами. Именем втрого
переселенца - Арменага Айгазяна назван Университет в Бейруте. После защиты
кандидатской работы в Йельском университете в Нью-Хейвене (один из южных городов
штата Коннектикут на северо-востоке США) в 1898 году Айгазян был принят в
Университет Торонто на должность преподавателя музыки. Позже он вернулся в
Анатолию, где стал одной из жертв турецкого геноцида.
Провинция Квебек
По некоторым данным, в 1880 году в Константинополе владельцами
сельскохозяйственной компании «Кокшат» в Брандтфорде (юго-восток Канады) были
наняты десять человек –армян, родом из Кеги (провинция Эрзерум на востоке
Османской импери). Вскоре из Армении в Брандтфорд и другие промышленные города
юга Онтарио, такие как Гамильтон, и Сант-Катеринс устремился поток желающих
найти работу. Многие из них, с накопленными средствами надеялись вернуться в
родные места. Армянских мигрантов конца 19 – начала 20 века профессор новейшей
истории Армении доктор Изабель Каприелян называет «временными переселенцами».
Они составляли армянскую общину Брандтфорда и Сант-Катеринс, в которой к 1920
году насчитывалось более 500 человек. в общину Торонто входили 200 человек.
Изабель Каприелян, профессор Калифорнийского государственного университета, –
сама потомок тех ранних переселенцев. Ее отец Каприел Каприелян переехал на юг
Онтарио в 1912 году из Кеги, а мать - в 1924 году из Эрзерума. Вспоминая юные
годы, проведенные в Гамильтоне, она отмечает: «Наша община была настолько мала,
что почти ни у кого не было бабушек и дедушек. Когда я говорю с моими
сверстниками, то понимаю какое у нас было счастливое детство, какой заботой и
теплотой мы были окружены».
Но несмотря на внутреннюю сплоченность, армянская община все еще оставалась
изолированной от внешнего мира. Она выделялась в городах, подавляющее
большинство населения которых составляли англичане. Долгое время канадские
армяне не имели даже своей национальной церкви. Только в 1930 году в городе
Сант-Катеринс была построена церковь, названная в честь Григория Просветителя.
Вскоре она стала главным духовным и культурным центром армян Канады. В числе
первых детей, крещенных в этой церкви, - Гарабед Саркисян, внук одного из ее
основателей, а Преподобный Шенорк Сауин стал первым священником этой церкви,
который родился в Канаде. К концу 20 века здание церкви пришло в упадок. В 1994
году над ней нависла реальная угроза закрытия. Необходимо было предпринять
срочные меры для восстановления национального символа армян Канады. С этой целью
объединились члены армянской общины города Сант-Катеринс во главе с Преподобным
Саурином. В 1999 году работы были завершены. Церковь возродилась. «Мы счастливы,
что сегодня - это центр христианского образования для армянской общины, в
которую входят более 700 человек. Мы надеемся, что к церкви вернутся поколения
армян, отошедшие от нее, а также гордимся тем, что среди прихожан нашей церкви
также представители местного населения». Это слова Преподобного Саурина, который
продолжает дело своего отца, долгие годы прослужившего дьяконом в стенах родной
церкви.
Провинция Квебек.
История армянской общины Квебека, в противоположность другой восточной
провинции Канады – Онтарио, более поздняя. Известно, что среди первых
переселенцев Квебека - маленькая группа армян-католиков родом из Мардины
(юго-восток Османской Империи). На рубеже веков они переехали сюда из
Пенсильвании (штат на северо-востоке США) для работы на знаменитых асбестовых
рудниках Тетфорд-Майнса, города расположенного в 80 километрах от Квебека. В их
числе были и предки выдающихся фотографов Иосифа и Малака Карш. Армяне
поселялись не только в Квебеке, но и в другом главном городе провинции -
Монреале. Армяно-американский энциклопедический альманах в 1925 году наряду с 70
армянами, живущими в Монреале, приводит имена 43 бизнесменов, включая владельцев
ресторанов, продуктовых лавок, обувных и фотомастерских.
Резня в Турции.
Армяне – азиаты для Канады
В то время, как западные страны после геноцида 1915 года стали активно
принимать армян-беженцев из Турции, Канада официально закрыла перед ними двери.
Дело в том, что здесь армян считали азиатами, присутствие которых наряду с
уроженцами африканских стран было нежелательным. Этот запрет резко ограничил
число переселенцев в Канаду в следующие 50 лет. Исключением стали те 1200
человек, в основном женщин и детей, которые мигрировали сюда после турецкой
резни. В 1970 году в Канаде проживало не более 4 тысяч армян.
Джорджтаунские мальчики или «благородный эксперимент» в истории миграции
Канады.
Несмотря на правительственный запрет о принятии беженцев из Турецкой
Армении, тема геноцида армян активно освещалась в канадской прессе. Кампанию под
названием «Страдающие армяне» возглавила ежедневная утренняя газета «Глоуб»,
выходившая в Торонто. В Канаде представительством лондонского «Фонда Лорд-Мэра в
пользу армян беженцев» был организован «Союз помощи армянам». Многие интересные
факты можно почерпнуть и из константинопольских сообщений Эрнеста Хемингуэя,
который в 1920-1924 годах работал в столице Османской империи репортером
ежедневной вечерней газеты Торонто «Стар». Читатели становились свидетелями
шокирующих подробностей о депортации и зверских убийствах армян в Турции. Когда
была организована кампания по оказании помощи 110 армянским детям сиротам, «Глоуб»
обратилась к широким массам с вопросом - «Можем ли мы допустить их смерть?». 30
июня 1923 года в Джорджтаун в Онтарио были перевезены первые пятьдесят
мальчиков. Более сорока детей должны были прибыть на следующий год, затем
остальные семьдесят.
Этот акт гуманизма стал страницей благородства в истории миграции Канады.
Позднее этих мальчиков станут называть джорджтаунскими мальчиками. Жак Апрамян,
один из них, спустя годы напишет: «Когда мне было 8 лет, я оказался среди тех
счастливчиков, кто попал в Канаду. Это была земля из нашей мечты. Здесь жили
богатые люди, которые носили красивые одежды и жили в больших особняках». Он
также описывает пережитый ими шок: «Мы были поселены на ферме Сидерваль с 200
акрами фруктовых садов недалеко от Джорджтауна. Мы стали привыкать ко вкусу
таких непривычных продуктов, как кукурузные хлопья, овсяная каша, белый хлеб,
пудинги и яблоки, выращенные прямо на нашей ферме».
Джорджтаунские мальчики получали воспитание в специальных семьях, которые
покидали по достижении 18-летнего возраста. Безусловно, они не могли не
столкнуться с жестокой реальностью Великой Депрессии, с дискриминацией в
канадских городах подобных Торонто, где 80 % населения составляли англичане. Для
мальчиков Джорджтауна была учреждена специальная стипендия, позволяющая получить
университетское образование.
Армяне – «белые» мигранты
После второй мировой войны Канада радикально изменила свою миграционную
политику. Это произошло во многом благодаря лоббированию интересов «белых»
мигрантов со стороны Канадского конгресса армян, образованного в Монреале в 1948
году. Усилия таких активистов, как Ервант Пасдермаджян из Монреаля и Кероп
Бедаукян из Торонто сыграли определяющую роль в принятии правительством решения
открыть двери перед новыми переселенцами. Большинство послевоенных мигрантов
были армяне из Среднего Востока, в основном городские жители, представляющие
прослойку квалифицированных работников, не в пример ранним переселенцам из
сельских областей. Основная волна беженцев пришлась на города Монреаль и
Торонто, где резко возросло число армянского населения. Заслуга канадского
конгресса армян - в оказании помощи тысячам своих соотечественников, по воле
судьбы ставших беженцами. Этот статус был юридическим подтверждением того, что
данный человек не может проживать на своей родной земле в силу реальной угрозы
его физическому существованию.
|