КТО ЖЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ВОЗЬМЕТСЯ ЗА РАЗРЕШЕНИЕ КАРАБАХСКОЙ ПРОБЛЕМЫ?..Азербайджан является единственным из новообразованных мусульманских государств на постсоветском пространстве, где сразу после распада СССР было сформировано многопартийное политическое поле.
Более того, спустя всего четыре с половиной
месяца после Беловежских соглашений - в мае 1992 года - к власти в этой
республике пришли оппозиционные силы в лице Движения народного фронта
Азербайджана (НФА). В других бывших советских мусульманских республиках власть
сохранили коммунисты, облачившись в тогу "демократов".
Между тем внутриполитическую участь центральноазиатских республик вполне мог бы
разделить и Азербайджан, не будь национально-освободительного движения
карабахских армян. Именно наличие карабахской проблемы еще в бытность СССР
породило оппозиционное движение в Азербайджане. При этом этнополитический
характер карабахской проблемы придал азербайджанской оппозиции исключительно
националистическую окраску, выразившуюся на практике в откровенной ненависти к
армянскому населению Азербайджана и Нагорного Карабаха, равно как и ко всему
армянскому народу. Понятно, что такая оппозиция не могла иметь ничего общего с
демократией, к числу "поборниц" которой она себя причисляла и продолжает
причислять.
Антидемократический настрой азербайджанской оппозиции был наглядно
продемонстрирован в период ее правления в стране. Оно оказалось
непродолжительным - с мая 1992 до середины 1993 годов. Однако за столь короткий
промежуток времени азербайджанские оппозиционеры смогли наломать столько дров,
сколько коммунистам и не снилось. За год своего президентства именоваший себя
"демократом" пантюркист Абульфаз Эльчибей так и не выполнил своего обещания по
установлению в Азербайджане режима не только европейского, но и турецкого
образца. В Азербайджане царил хаос. Возникали перебои с продовольствием. В
сельской местности воцарилась анархия, где вооруженные отряды, выдававшие себя
за формирования различных партий и организаций, терроризировали население,
превратившись, по существу, в уголовные банды. Неудачами обернулись также
попытки Абульфаза Эльчибея решить карабахскую проблему военным путем. Всеобщее
недовольство правлением "демократов" вылилось в июне 1993 года в открытое
выступление против установленного ими режима. Словом, азербайджанские
"демократы", которые ничего кроме ненависти к армянам и любви к туркам в своем
интеллектуальном багаже не имели, подвели свою страну к полному
военно-политическому и социально-экономическому краху.
За год своего президентства Абульфаз Эльчибей так и не выполнил обещания по
установлению В Азербаджане режима не только европейского, но и турецкого образца
И вот, спустя несколько лет, те же самые фигуры (за исключением скончавшегося
Абульфаза Эльчибея), которые в недавнем прошлом довели Азербайджан до ручки,
вновь рвутся к власти. И вновь, как в 1992-ом, они обвиняют действующую власть
(на сей раз алиевскую) в неспособности решить карабахскую проблему (то есть,
вернуть Нагорный Карабах Азербайджану, изгнав оттуда всех армян), в нарушении
прав человека, в предательстве национальных интересов. И вновь, как в 1992-ом,
ни слова о правах проживающих в Азербайджане нацменьшинств, о сколько-нибудь
взаимоприемлемом компромиссе в карабахском урегулировании, не говоря уже об
отсутствии у оппозиции компетентных программ социально-экономического развития
республики. Повсеместно все те же махровый национализм, воинственная арменофобия,
слепой пантюркизм.
Теперь представим себе, что эти силы завтра возьмут реванш и во второй раз
придут к власти. Что будет с процессом карабахского урегулирования? Многие (в
том числе в среде армянской общественности) склонны считать, что, кто бы ни
пришел к власти в Азербайджане, дестабилизации ситуации в регионе не будет,
поскольку в этом не заинтересованы ни Запад, ни Турция, ни Россия. Однако
спешить с подобными выводами не стоит. Не следует забывать, что в Азербайджане
напрочь отсутствует преемственность власти. Поэтому это обстоятельство вкупе с
отсутствием в этой республике также демократии во сто крат повышает личностный
фактор в вопросе власти и ее действий. А если иметь в виду то немаловажное
обстоятельство, что вирусом арменофобии ныне заражено подавляющее большинство
азербайджанского населения, не говоря уже о лидерах оппозиционных партий, то
угроза возобновления военных действий с приходом к власти некомпетентного
ура-патриота может обрести вполне реальные очертания.
Сегодняшние реалии в Азербайджане таковы, что все оппозиционные политические
силы республики нуждаются в свободных демократических выборах лишь по причине их
неимоверного желания придти к власти. Именно поэтому оппозиционеров ровным
счетом ничего кроме президентских и парламентских выборов не интересует. Однако
в случае прихода оппозиции к власти, она начнет всячески зажимать процесс
демократизации, поскольку демократические нормы общежития автоматически
становятся самым главным препятствием для сохранения завоеванной власти. Как
видим, формула предельно проста: демократия нужна только оппозиции - и только до
тех пор, пока она не пришла к власти. Следовательно, в Азербайджане в обозримые
годы и, быть может, десятилетия никакой демократии не будет. А раз так, то не
будут здесь соблюдаться также права человека, не говоря уже о правах
нацменьшинств и вовсе не упоминая о правах "ненавистных" армян в случае
гипотетического разрешения карабахской проблемы по бакинскому сценарию.
Несведущие в реалиях Азербайджана политики и политологи западного образца могут
посчитать вышесказанное преувеличением. Однако это не так. Если 70 лет
совместного проживания в составе интернационального советского Азербайджана
смогли породить таких националистов и арменофобов, каковыми являются нынешние
руководители этой республики и лидеры ее оппозиционных партий, то как можно
погасить угар национализма и арменоненавистничества в условиях эскалации из года
в год антиармянского психоза практически всеми бумажными, сетевыми и
электронными СМИ Азербайджана? И говорить в таких условиях о возвращении к
вертикальным отношениям между Баку и Степанакертом - это значит заложить основу
для насильственного изгнания всего армянского населения из Нагорного Карабаха.
Об этом ни на минуту не должны забывать отечественные политики и международные
посредники, предлагающие сторонам конфликта те или иные планы разрешения
карабахской проблемы.
К сожалению, в азербайджанском внутриполитическом истеблишменте по сей день так
и не нашлось ни одной организации, которая предприняла бы хотя бы попытку сбить
накал арменоненавистничества. Скорее наоборот: арменофобами становятся даже
такие политики, которых, казалось, еще совсем недавно нельзя было заподозрить в
наличии у них этого националистического порока. К примеру, имеются в виду бывший
госсоветник Азербайджана Вафа Гулузаде, который своими антиармянскими
заявлениями далеко переплюнул радикальных оппозиционеров, или же экс-министр
иностранных дел Тофик Зульфугаров, являющийся одним из авторов ультимативной
"хартии" по решению карабахского вопроса. Даже внешне респектабельный в
национальном вопросе один из лидеров азербайджанских социал-демократов Зардушт
Ализаде ратует за объявление армянам отечественной войны.
Что касается самой власти, то она, по словам далеко не дружелюбно настроенной по
отношению к армянам бывшего руководителя пресс-службы Минобороны Азербайджана
(во времена правления Народного фронта), ныне директора Института мира и
демократии Лейлы Юнусовой, организовала "пощечину", нанесенную "неким уроженцем
Нахичевани" в бакинском аэропорту карабахскому правозащитнику. "Смысл удара,
который нанесла власть по национальному самосознанию собственного народа, еще
предстоит исследовать психологам м социологам", - пишет Юнусова в "Независимой
газете".
От себя добавим: чем скорее, тем лучше. Но только кто возьмется за такое
исследование, когда умами азербайджанского общества верховодят политики
(властные и оппозиционные), которые, по признанию лидера азербайджанских
правозащитников Арзу Абдуллаевой, заинтересованы в продолжении конфликта,
поскольку "без конфликта они были бы никем, продолжали бы прозябать в
беззвестности".
Приходим к неутешительному выводу: при нынешнем внутриполитическом истеблишменте
в Азербайджане разрешение карабахской проблемы выглядит более чем
проблематичным.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА "ДЕ-ФАКТО"
|